А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Казахстан, г. Алматы
КГУ «Школа—гимназия №68»
Учителя начальных классов
Евенко Марина Степановна
Цель:обобщить знания детей по произведению А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»;
Задачи:
—способствовать формированию умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
— формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа;
— развивать образное и логическое мышление, память, воображение;
— воспитывать нормы морали и нравственности через художественное произведение.
Ход урока
1.Организационный момент.
— Каждый урок внеклассного чтения у нас открытие. Мы открываем новых героев, узнаем себя, рассуждаем.
— Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в сказку.
2.Ввод в тему урока.
— Мы сейчас с вами разгадаем кроссворд, где вам надо будет вспомнить героев известной сказки.
— За каждый правильный ответ на уроке, вы будете брать по одному сольдо, которые у вас лежат на середине парты. Посмотрим, кто сегодня разбогатеет.
«Разгадай кроссворд»
— Дети, а это герои из одной сказки?
— Кто здесь главный герой?
— А вы знаете, как звучит полное название произведения, где главный герой
Буратино?
3.Постановка темы урока. Сообщение задач урока.
— Как вы думаете, какой будет тема урока?
— Сегодня на уроке мы еще раз перелистаем странички этого замечательного произведения.
Мы будем: — вспоминать
— читать
— беседовать
— рассказывать
— инсценировать
А так же:
— выясним насколько внимательно вы читали эту сказку;
— развивать умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
— обобщим знания по произведению «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
- Сообщение об авторе сказки.
— Кто расскажет об авторе сказки? (Иржанова Карина)
А про ключик Золотой
Написал для нас … (Толстой)
Алексей Толстой 10 января 1883 — 23 февраля 1945
Родился в Николаевске Самарской губернии (ныне Пугачевск) в семье аристократа, по отцу приходился дальним родственником Л. Н. Толстому. В школе Толстой любил читать книги, особенно про Пиноккио. Когда стал взрослым, то написал знаменитую сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Алексей Толстой писал книги для детей и взрослых. После школы окончил Санкт-Петербургский машиностроительный институт. В годы первой мировой войны Толстой был военным корреспондентом. После Октябрьской революции он уехал из России и поселился во Франции. В 1923 году Толстой вернулся в Россию. Толстой – очень национальный, русский писатель, душа любого общества. Русский писатель, чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах ( два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т.д.)прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования.
- Эмоциональный настрой
— Прочитайте, как сам автор говорит о том, как и почему он написал всеми нами любимое произведение о Буратино. (на карточке читает хорошо читающий ученик, остальные слушают)
«Когда я был маленький, очень, очень давно, — я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по – итальянски Буратино).
Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, замечательные приключения Буратино.
Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по – разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было.
Теперь, через много, много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочкам и мальчикам, необычную историю про деревянного человечка.
А.Толстой
- Активация познавательной деятельности
— Прочитайте полное название произведения А. Толстого про мальчишку – шалунишку? (слайд )
– Почему на одной странице учебника помещено сразу два заголовка? (Это название всей сказки и название главы.)
— К какому жанру литературы относится это произведение?
— Какого вида эта сказка? (Авторская) Почему?
— Какие ещё вы знаете сказки? (народные)
— Чем похожи все сказки? (В сказках добро побеждает зло.)
- Работа с текстом до чтения
– Кто такая девочка с голубыми волосами? Кто знает, как её зовут?
– Что означает слово воспитывать? (работа со словарём)
– Согласны ли вы с тем, что Буратино надо воспитывать? Почему?
— Как называют человека, который воспитывает? (Воспитательница).
– Получится ли из девочки с голубыми волосами воспитательница и хорошим ли учеником был Буратино, мы узнаем, прочитав эту главу сказки.
- Работа с текстом во время чтения
Читаю текст главы «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино». По ходу чтения идёт словарная работа (чернильница).
- Работа с текстом после чтения
– Чему хотела Мальвина научить Буратино?
– Получилось ли у неё?
— Давайте выясним, получилась ли из девочки воспитательница и кого можно назвать воспитанным, для этого поработаем в группах.
1 группа
Прочитай выразительно 1-2 абзац.
Почему на столе была кукольная посуда? (Девочка – это кукла) А Буратино? (Буратино – кукла)
2 группа
Прочти первое предложение третьего абзаца.
Почему же Мальвина поморщилась? Найдите ответ.
Каким же Мальвина хотела видеть Буратино? (В чистой одежде)
3 группа
Прочти выразительно отрывок.
Буратино сел за стол, подвернув под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.
— Что подумала Мальвина о воспитании Буратино? Найди ответ. (От возмущения она хлопала ресницами.)
— Каким Мальвина хотела видеть Буратино? (Буратино должен знать правила поведения за столом.)
4 группа
— Почему завтрак был мучительным? (От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.)
5 группа
Прочитать отрывок, который можно назвать «Урок арифметики» по ролям.
— Почему Буратино не мог решить задачу? (Условие задачи понимал дословно, как бы он поступил в жизни).
6 группа
Прочитать по ролям об уроке русского языка.
— В чём «волшебство» фразы, которую диктовала Мальвина? (Можно прочитать наоборот)
На доске А роза упала на лапу Азора.
— Почему у Буратино опять ничего не получилось? (Он никогда даже не видел перо и чернильницу.)
— А что подумала Мальвина? (Что он шалун).
— Каким же Мальвина хотела видеть Буратино? (Чтобы Буратино хорошо учился)
Вопрос для всех
— Чему же Мальвина хотела научить Буратино? (Она занялась его воспитанием и хотела, чтобы у Буратино был опрятный внешний вид, знал правила поведения и хорошо учился.Чтобы Буратино стал воспитанным.)
— Кого же можно назвать воспитанным? (У кого опрятный внешний вид, кто соблюдает правила поведения и хорошо учится).
— Кто из ребят считает себя воспитанным, поднимите руки.
— Почему же из Мальвины не получилось воспитательницы?
— Доволен ли остался Буратино уроками своей воспитательницы?
— Ребята, Буратино так и не попал в школу, к сожалению, чтобы получать знания, но мы с вами можем выполнить задания для того, чтобы пополнить багаж знаний.
Задание по математике:
Реши задачу. «У Буратино в кармане было 4 сольдо. Он купил билет в театр за 4 сольдо. Сколько денег осталось у Буратино?» (на карточке)
Задание по грамоте:
1.Восстановите запись, чтобы она была верной: «А … упала на лапу Азора». (на карточке)
2.Сколько слогов в слове Буратино?
- Итог урока
– Понравился ли вам этот отрывок из сказки?
– Какой он – грустный или весёлый?
Составляем класттер «Буратино»
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
- Рефлексия.
— А теперь я хочу узнать ваше отношение к уроку.
— У каждого из вас на парте лежит по 3 золотых ключика разного размера. Выберите 1 золотой ключик, ключик счастья и поднимите его вверх.
Большой, если урок понравился, былоинтересно.
Средний, если на уроке было интересно, но что-то осталось непонятным.
Маленький, если урок не понравился, было не интересно.
- Д/З
Подготовиться к чтению по ролям: девочки читают слова Мальвины, мальчики – Буратино.