Дифференцированный или разноуровневый подход в обучении
Казахстан, г. Алматы
Международная школа «Мирас»
Учитель русского языка и литературы
Дембаюк А.Д.
Много лет работаю учителем русского языка и литературы в Международной школе «Мирас» ( в начальной школе) города Алматы. Основным направлением деятельности нашей школы является внедрение полилингвизма, всестороннее развитие личности и умение применять полученные знания на практике.
Одним из важных аспектов улучшения уровня обучения в нашей школе является принцип дифференциации обучения и воспитания. Мы пришли к выводу, что дифференцированн
Понятие «Дифференцирован
Цель дифференцирован
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Важным моментом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированн
Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Так что же это такое- дифференцированн
Проблема дифференцированн
Под дифференцированн
Индивидуальный подход – важный психолого-педаго
Развитие мышления учащихся- одна из основных задач начальной школы. Именно на это нацелено дифференцированн
То, что обучение всегда связано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который оспорить просто невозможно.
Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями и способностями.
Психофизиологиче
Как же построить процесс дифференцированн
Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособност
Работа эта сложная, кропотливая, ежедневная, то есть систематическая и требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Для себя я разделила эту работу на несколько этапов:
1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – физических, психологических и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности.
Для этого я использую личные наблюдения (заметки), анкетирование, тестирование, очень тесно работаю с нашими психологами и логопедом.
2. Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:
— различным уровнем усвоения материала на данный момент;
-уровнем работоспособност
-особенностями восприятия, памяти, мышления;
-уравновешенност
3.Составление или подбор дифференцированн
4. Постоянный осуществляю контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированн
Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к организации групп учащихся.
С моей точки зрения, ни в коем случае не делим детей на «слабых» и «сильных», а относим их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
1 группа – дети не самостоятельные и требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3 группа – дети, способные справиться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказать помощь другим.
Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособност
Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность
Дети 3 группы обладают «одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.
Как педагогу-практик
Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё при написании календарно-темат
Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем и помним о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.
Обучение с использованием разноуровневых заданий может осуществляться в следующих формах работы: коллективной (все учащиеся выполняют одно задание), групповой (каждая из групп получает свое задание), индивидуальной (отдельные учащиеся получают персональные задания).
Можно использовать дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированн
Примеры.
1.Наиболее удобное средство работы – это карточки.
Русский язык. Тема «Безударные гласные».2 класс
1группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.
В…лна, в..сна, д..мишко, Волнистый, волноваться,
л..сной. с..сновый, в..дичка. волны, вёсла, домище,
2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.
б-гун —
х-дить-
сл-ды-
в-да — 3. Выдели корень.
б-да — 4. Измени слово или подбери однокоренные, найди
в-лна —
3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.
прол-тать-
д-ждливый-
в-сенний-
гр-зовой-
тр-винка-
стр-ла-
Использую в работе задания с разной степенью помощи или с разными инструкциями.
Русский язык. 2 класс. Тема: «Проверяемые гласные».
Задание. Даны слова:
Леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела.
1группа. Распредели слова по двум группам. В одну выпиши слова с безударной гласной, в другую- слова с проверяемыми согласными.
2 группа. Распредели слова с разными орфограммами на 2 группы.
3 группа. Распредели слова на две группы.
Русский язык. 3 класс. Тема: «Предложения по цели высказывания».
Составить предложения по цели высказывания:
1 группа. Повествовательно
2 группа. Вопросительное.
3 группа. Побудительное.
2. Нестандартный урок
Русский язык. 3 класс. Тема: «Части речи. Имя существительное. Повторение. Обобщение. / Rotation» -урок-путешестви
ROTATION/Перемещ
Работа по станциям в группах (Самостоятельная работа в группах):
-Карточки с заданием, тематические картины (каждая группа- разные дифференцированн
1. Станция « Распределяйкино» —5мин
1 команда. Найдите имена существительные в этих столбиках.
Определите их род (ж.р., м.р., ср.р.) и распределите на 3 группы:
высокая прыгает гроза
карандаш цапля радуга
клубника узкий думать
2 команда. Найдите имена существительные в этих столбиках.
Определите их род (ж.р., м.р., ср.р.) и распределите на 3 группы:
праздник любовь бег
праздновать радость дружный
хорошо в рост
2. Станция «Составляйкино ….». Работа по сюжетной картинке —5мин
Составить предложение по картине. Найти имя существительное и определить: падеж, число, одуш./неодуш.
(каждая группа работает со своей картиной)
3. Игра «Найди лишнее слово». —5мин
Объясни почему оно лишнее?
1 команда. 1 Лук, чеснок, варить, яблоко, молоко.
(варить-это слово-действие, глагол)
2. Заяц, лиса, хитрая, волк, белка. -Какое слово лишнее? Почему?
(хитрая-это слово-признак, прилагательное)
2 команда. 1 Лебедь, ворона, спать, аист, сорока.
(спать-это слово-действие, глагол)
2 Ромашка, роза, круглый, астра, тюльпан-Какое слово лишнее? Почему? (круглый-это слово-признак, прилагательное)
4. Игра «Магазин».-5мин
Игра «Магазин» купить 10 существительных из предложенных тематических карточек- только Ж.р.и М.р, неодуш., Ед.ч.
Игра «Магазин» купить 10 существительных из предложенных тематических карточек -только неодуш., Мн.ч.
5. Станция «Скороговоркино»
Сделать «смешную» зарядку для рта
Выучить скороговорку (каждой группе своя скороговорка)
Найти имя существительное и выделить в кружок
Презентация скороговорки
3. Новые методики-элемент
Литературное чтение. Тема «С.Я.Маршак «Сказка про козла». 4 класс.
Как вы думаете, что можно сделать со стихотворным произведением большого объема?
Можно: 1.просто выучить отрывок, 2.просто рассказать его в классе, 3. подготовить выразительное чтение и получить за это заслуженную оценку.
Ученики сами решили, что будем ставить спектакль по этой сказке. И это при том, что дети с самым различным уровнем подготовки и знания русского языка. Чем не простор для дифференцированн
Ребята распределили роли, учили слова (сами!!!). Кто с замечательным визуальным восприятием – рисовали декорации и маски. Аудиалы помогали тем, у кого не совсем получалась роль. Самые активные оказались в главных героях-Дед (Соня), Бабка (Дария), Козёл (Алан). Задействован был весь класс. Получилось полноценное представление: с костюмами, масками и реквизитом. Мы показали 8 мини-представлен
Результатом этой работы стали такие достижения:
-появилась уверенность в себе и пропал страх аудитории у очень стеснительных студентов-они поверили в себя и свои силы;
-окрепла дружба в классе между мальчиками и девочками;
-научились работать в группе и в коллективе, проявляя взаимопонимание и поддержку.
Чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры урока. Во время уроков стараюсь организовать занятия так, чтобы детям было интересно познавать новое и хотелось еще позаниматься. Использую в процессе обучения различные методы, которые содействуют активизации мышления детей и способствуют его развитию. В занятия вносятся игровые ситуации, элементы таинственности, необычности и сказочности.
Из нестандартных жанров уроков часто использую уроки-игры, уроки-путешестви
Различные формы работы с учащимися развивают любознательность и творческие возможности, интеллектуальные навыки, нацеленные на решение самых сложных и неожиданных задач, критическое и самостоятельное мышление.
Все знания, которые приобретаются на таких интересных уроках, всегда связаны с реалиями жизни и носят прикладной характер, могут быть применены в любой жизненной ситуации.
Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированн
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/raRK_sX5wzNA6