Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Как влияет ИКТ на когнитивные способности учащихся

Казахстан, г. Экибастуз

КГУ «Торт-Кудукская средняя общеобразовательная школа»

Педагог- психолог

Акимжанова Ляззат Калиевна

Цель : развитие познавательной активности учащихся, подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности  Задачи:  Повышать эффективность работы психолога, развивая мотивацию через использование ИКТ.  Воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, сотового телефона, Интернета. Теоретическая часть. XXI век называют веком информатизации. Современные информационные компьютерные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (ММ: текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию. Использование ИКТ в образовании рассматривается с разных точек зрения; как объекта изучения, начиная со школьного звена; как средства автоматизации учебной, внеучебной, методической, управленческой и научной деятельности. В настоящее время под информационно-коммуникационной технологией мы понимаем совокупность методов, алгоритмов и средств обработки и передачи документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения. С этой точки зрения, к основным информационно-коммуникационным технологиям, используемым в учебном процессе, относятся: • офисные технологии, позволяющие подготовить большинство учебных материалов в Word, Excel, PowerPoint, Access; • сетевые технологии, осуществляющие доставку учебных материалов в рамках локальной школьной и глобальной Интернет сети и регламентирующих доступ к ним; • телекоммуникационные технологии, организующие взаимодействие между пользователями в рамках электронной почты, телеконференций, досок BBS, форумов и чатов; • широкий спектр специализированных прикладных программных средств, обеспечивающих школьный документооборот, различные контролирующие мероприятия, управление учебным заведением; • средства разработки программных комплексов учебного назначения (от HTML документов до виртуальных миров и виртуальных лабораторий). Не обошла информатизация и сферу образования: школы стали делать шаги в этом направлении: — в школах появилась компьютерная техника; — школы, где это технически возможно, подключились к Интернету; — информационные технологии используются в учебной, внеучебной, внеклассной деятельности; — создаются специальные учебно-методические комплексы, ориентированные на использование ИКТ, коллекции цифровых образовательных материалов. электронных учебных материалов наряду с традиционными учебными материалами; разработку электронных средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса; подготовку педагогических, кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшиеинформационные технологию. Позволяет разрабатывать и внедрять новые ИКТ – технологии в деятельности педагога-психолога . Увеличение объема информации, рост темпов жизни, объема человеческих контактов, кризисные явления в обществе, природе, семье — эти и многие другие факторы влияют на психологическую атмосферу в школе. Как самая чувствительная часть социума, подрастающее поколение больше других нуждается в поддержке психолога. В задачу школьного психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и т.д. Для качественного выполнения задач, стоящих перед психологом, ему необходимо использовать в своей деятельности передовые технологии, в том числе и информационные. Помощь компьютера позволяет увеличить объем выполняемой психологом работы, т. к. высвобождает время и помогает систематизировать и теоретический и диагностический материал по различным направлениям, таким как: психопросвещение и психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция и развитие. Наиболее распространенным и необходимым применение компьютера является при оформлении и хранении документации. Компьютер дает возможность хранить и корректировать годовое планирование, составлять на его основе четвертные и недельные планы. Помогает в планировании и подготовке тренинговых занятий. Сам процесс диагностики становится более адекватным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д. Результаты психологических диагностик сводятся в сводные таблицы. Наличие компьютера позволяет делать универсальные таблицы, аналитические справки, которые потом просто заполняются. Использование информационных технологий значительно сокращает время тестирования и обработки полученных результатов. В работе психологической службы используют как готовые методики и программы, так и созданные на основе тестовой оболочки. Достоинством технологии является то, что психометрические данные по основным показателям можно накапливать и пополнять в течение всего необходимого времени, производить качественный, сравнительный и графический анализ полученных данных. При этом компьютерные технологии позволяют делать любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так как сугубо теоретическая подача информации приводит к тому, что сохраняется в памяти всего лишь 30% от всего объема. В этом активно помогает составление различных диаграмм и графиков, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся. Кроме программно-методического комплекса, имеется возможность накапливать различные компьютеризированные тесты: тест Равена, тест Люшера, тест Айзенка. Компьютер является активным помощником психолога, так как позволяет иллюстрировать и разнообразить любой материал при подготовке и проведении коррекционно- развивающих занятий, научно-исследовательской и психопросветительской работы среди учащихся, педагогов и родителей. . Особенно следует отметить эффективное сочетание и использование возможностей компьютерных технологий. Также можно отметить как очень эффективный среди информационных технологий метод использования презентаций: на коррекционно-развивающих занятиях с учащимися; на семинарах, практикумах с учителями, учащимися; на педагогических советах. Сбор информации и обмен опытом работы необходим для профессионального роста и высокого уровня психологической помощи учащимся. Психолог должен быть в курсе всех научных новинок и передового опыта. Поэтому необходим обмен опытом с педагогами- психологами школьного образования, а также сбор и анализ новой информации в областишкольной психологии. Это невозможно выполнить в настоящее время без использования компьютера. Он позволяет использовать как информационные ресурсы сети Интернет. Возможность использования ресурсов сети Интернет позволяет психологу иметь самую новую и современную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении таких трудных и важных вопросов как выбор профессии. С помощью сети Интернет можно быстро получить и собрать большой банк данных по данной проблеме: перечень средних и высших учебных заведений, классификатор специальностей, по которым проводятся наборы, рейтинг специальностей и многое другое. Таким образом, использование информационных технологий дало возможность: классифицировать и систематизировать накопленный психологом теоретический и диагностический материал; представить к сведению и размышлению наиболее интересные материалы теоретических и практических исследований в области психологии обучения, воспитания не только непосредственным участникам учебно-воспитательного процесса (ученикам, родителям, учителям), но и широкому кругу заинтересованных лиц на сайте школы, главной целью которого является расширение информационного образовательного пространства школы. Я, работая в школе в должности педагога-психолога, могу с уверенностью заявить, что использование ИКТ открывает более широкие возможности в практической деятельности психолога образования, органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса. В чем же преимущество использования ИКТ педагогом-психологом в работе с учащимися? Первое и немало важное – это огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами. Второе – широкие мультимедийные возможности. Третье – возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Четвертое – интерактивность компьютерных программ. Пятое–экономия временных ресурсов. Компьютерные технологии в профессиональной деятельности психолога я пробую использовать в таких направлениях: коррекционно-развивающее; диагностическое; организационно-методическое; просветительское. Для коррекционно-развивающих занятий мною используются презентации в программе Power Point. Основные направления психокоррекционной работы: социализация (обучение поведению в различных социальных ролях); коррекция эмоциональных и личностных качеств. Такое направление ИКТ, как создание презентаций в программе Power Point значительно повышает познавательную мотивацию. Яркость и эмоциональность учебного материала с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к учёбе. Компьютерные программы позволяют эффективно индивидуализировать и дифференцировать обучение для каждого учащегося. В обществе актуально и остро встаёт проблема конкретной психологической помощи детям в профессиональном самоопределении. Целью профориентационной работы, является формирование и развитие у учащихся старшего звена навыков самостоятельного осознанного выбора и принятия решения, включая выбор профильного класса, досуговое и профессиональное самоопределение. Для реализации основной цели необходимо решить ряд задач: • с помощью ИКТ познакомить учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута; • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; • с помощью компьютерных тестов и психодиагностических методик изучить интересы, потребности, возможности и склонности учащихся;• информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута; • способствовать развитию у учащихся памяти, внимания, мышления и др. с помощью развивающих психологических игр. Пробую применять компьютерные технологии в коррекционно- развивающей работе с учащимися. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Использование этих программ способствует развитию сенсомоторных и когнитивных функций; повышению эффективности обучение учащихся, их учебной мотивации развитию интеллектуальных и творческих возможностей. Для развития познавательных способностей сейчас предлагается большое количество разнообразных компьютерных игр, направленных на развитие памяти, внимания и мышления. В своей работе я стала часто обращаться к поиску необходимой информации в Интернете. Позитивные стороны работы в Интернете я вижу, прежде всего, в возможности: открытого и оперативного доступа к достоверной научной информации по проблемам выявления, дифференциальной диагностики, обучения и воспитания детей; В целом, использование ИКТ психологическими службами школ ставит новые задачи по разработке коллекций цифровых источников, коррекционных программ, создания электронных учебников – практикумов по психологии, электронных приложений к известным УМК по психологии и т.д. Я считаю, что ИКТ должны войти в деятельность психолога образования и стать такими же естественными, как и привычная работа психолога в школе. 2.Практическая часть С целью изучения влияния ИКТ в наше время, о значении в развитии личности , познавательного интереса и повышения качества знаний учащихся было проведено анкетирование для учащихся, родителей и педагогов. Анализ которого дает полное представление об ИКТ в жизни ученика, родителя и учителя, который показал актуальность использования ИКТ. В анкетировании приняли участие дети (9-10 классов) в количестве 12 человек, учителей-15,родителей-12. Анализ полученных сведений показал, что все опрошенные согласны о необходимости компьютера в семье, необходимо использование ИКТ на уроках. Объединив вопросы в з группы, представила диаграмму, которая показывает: Необходимы уроки с использованием ИКТ -100% Использование для работы-85% Использование для игры колеблется от 40-90% Опыт применения ИКТ на уроках 100% Все педагоги не менее одного раза в неделю уроки проводят с использование интерактивной доски, уроки с компьютерами.5 учителей постоянно проводят уроки в компьютерном классе. Анкетирование с родителями показало следующие результаты: у 80% родителей имеется компьютер. 2.Практическая часть На примере проекта «Клуб знатоков профессий» Выполнили проект учащиеся 11 классаЦель: Представление о мире профессий, открытие перспектив дальнейшего личностного роста  Задачи:  -формирование актуального информационного поля  -формирование мотивов личностного роста Кем быть?  На ход профессионального самоопределения человека влияет множество факторов:  -знания о профессиях и о том, насколько они востребованы  -склонности/интересы, мотивы труда/  -способности, здоровье  -мнение родителей, семья  -мнение сверстников  -позиции учителей, профессионалов. Каждый должен знать о себе, о своих способностях, склонностях, характере, чтобы сделать правильный выбор! Желаем удачи! Выбор профессии для современного школьника несколько отличается от выбора профессии десять- пятнадцать лет назад. Сейчас на вопрос «Кем быть?» практически невозможно ответить один раз. К нему можно (и нужно!) возвращаться в течение всей жизни. Ситуация вокруг нас стремительно меняется, и, чтобы не отстать или не остановиться на месте, нужно постоянно оглядываться, переосмысливать свою деятельность, свое место в происходящем вокруг. Зеленые яблоки- в выборе сомневаюсь… Красные яблоки -с профессией определился… Желтые яблоки- с выбором не определился… по ДДО, помогаютИзменение в подходах в работе психолога при внедрении ИКТ На практике эффективность использования Информационно-коммуникационных-технологий в образовательном процессе доказываются следующими показателями: Повышение познавательного интереса Развитие критического мышления Самостоятельный выбор источников Учитель помогает ученикам оценить,выбрать, организовать и хранить информацию 3.Выводы: Работа по практике показала,что использование ИКТ в работе школьного психолога позволяет разнообразить формы и методы работы, активизировать познавательную деятельность учащихся,повышает творческий потенциал личности.Самое первое это работа с программой Power Point.В презентации можно показать самые необходимые моменты, подбор фото, цитат. Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания. Тестирование на компьютере позволяет самому получить результаты тестирования. Учащиеся сами находят необходимую информацию в интернете. Используют сотовые телефоны для получения определенной информации. Использование музыки для создания психологического комфорта на уроке. На практике эффективность использования коммуникационно- информационных технологий в образовательном процессе доказываются следующими показателями: повышение познавательного интереса ; повышение уровня информационной культуры; увеличение доли самостоятельной продуктивной деятельности.

Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/FN4YW7AO3AjNrL

Для заказа пишите в WhatsApp

+7 776 987 0729

Либо отправьте заявку с сайта (Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *