Конспект урока на тему «Создание диаграмм»
Казахстан,Карагандинская область,г.Жезказган
Общеобразовательная средняя школа №24
Учитель информатики
Тауасарова Жанар Кызырхановна
Цель урока: Цель урока: – сформировать умения и знания в области ввода данных в MS Excel.Задачи урока:– познакомить учащихся с дополнительными возможностями ЭТ – диаграммами и графиками, типами диаграмм в ЭТ, порядком вставки диаграмм в ЭТ, способами изменения и форматирования диаграмм;– учить логически мыслить, выделять главное, ставить и решать проблемы;– воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность.Тип урока: объяснительно-демонстрационный с элементами практикума.Методы обучения: объяснение, демонстрация, практические упражнения.Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, электронная таблица Excel.
План урокаI. Организационный момент. 1 мин.II. Теоретическая часть. 10 мин.III. Практическая часть. 27 мин.IV. Домашнее задание. 1 мин.V. Вопросы учеников. 1-2 мин.VI. Итог урока. 1-2 мин.Ход урокаI. Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Теоретическая часть.Excel предоставляет широкие возможности для создания деловой графики – диаграмм и графиков. Они отображают данные нагляднее, чем числа в ячейках таблицы. Рассматривая диаграммы или графики, можно сразу проводить анализ данных в таблице. Диаграмма – это графическое представление данных в таблице. Диаграммы строятся на основе уже готовых таблиц. Excel позволяет использовать более 30 типов диаграмм и графиков, многие типы имеют еще и подтипы. 1. Построение диаграмм 1. Выделить данные, по которым будет строиться диаграмма. 2. Нажать кнопку МАСТЕР ДИАГРАММ или ВСТАВКА → ДИАГРАММА Мастер диаграмм – это серия диалоговых окон, позволяющих создать новую диаграмму или отредактировать уже существующую. 3. В диалоговом окне №1 выбрать тип диаграммы. Типы диаграмм расположены на двух вкладках – СТАНДАРТНЫЕ и НЕСТАНДАРТНЫЕ. После выбора типа и подтипа, можно нажать на кнопку ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОСМОТР и убедиться, что эта диаграмма будет выглядеть красиво. Иначе – выбрать другой тип. Нажать кнопку ДАЛЕЕ. 4. В диалоговом окне №2 можно уточнить диапазон данных, по которым строиться диаграмма. Переключатели Ряды в строках или столбцах позволяют выбрать направление данных для построения диаграммы в том случае, если выбранный диапазон представляет собой прямоугольную область. Ряды данных – наборы данных, представленные графически столбиками, секторами или линиями диаграммы. Нажать кнопку ДАЛЕЕ. 5. В диалоговом окне №3 устанавливаются параметры диаграммы. Это окно может иметь различный вид, в зависимости от типа диаграммы. Общие для всех типов элементы: ЗАГОЛОВОК – можно ввести заголовок диаграммы. Легенда – область, в которой расшифровываются цвета и узоры, соответствующие определенным данным в диаграмме. Для того, чтобы в легенде были осмысленные обозначения, необходимо выделять числовые данные вместе с заголовками строк и столбцов в таблице. ПОДПИСИ ДАННЫХ – числовые, процентные или текстовые подписи возле каждого элемента диаграммы. ТАБЛИЦА ДАННЫХ – под диаграммой помещается фрагмент исходной таблицы с данными для диаграммы. Вкладки ОСИ и ЛИНИИ СЕТКИ не появляются для круговых и кольцевых диаграмм. После установки параметров диаграммы, нажимаем кнопку ДАЛЕЕ. 6. В диалоговом окне №4 выбираем, где будет расположении диаграмма – на отдельном листе или на том же, что и исходная таблица. Все – диаграмма готова. 2. Форматирование диаграммы Готовую диаграмму можно в любой момент времени изменить и оформить по своему вкусу. Для этого служат панель инструментов ДИАГРАММЫ (она появляется автоматически после щелчка в любом месте диаграммы) и команда меню ДИАГРАММА. Она тоже появляется в строке меню после выделения диаграммы. Команда меню ДИАГРАММА содержит 7 команд: Первые 4 команды соответствуют названиям 4 диалоговых окон мастера диаграмм и открывают эти окна: ТИП ДИАГРАММЫ, ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ, ПАРАМЕТРЫ ДИАГРАММЫ и РАЗМЕЩЕНИЕ. Остальные команды позволяют выполнить такие действия: ДОБАВИТЬ ДАННЫЕ – можно добавить данные в диаграмму. Добавить линию тренда – в столбиковые и некоторые другие типы диаграмм добавляется плавная линия типа дополнительного графика. ОБЪЕМНЫЙ ВИД – можно настроить объем для некоторых типов диаграмм, например, для трехмерной гистограммы или для объемной линейчатой диаграммы. Панель инструментов ДИАГРАММЫ служит для изменения внешнего вида диаграммы. С ее помощью можно изменить цвет элементов диаграммы, шрифт подписей, выполнить заливку фона диаграммы и т.д. Выделяем нужный элемент, нажимаем кнопку ФОРМАТ на панели инструментов и устанавливаем нужные свойства. Либо щелкнуть правой кнопкой мыши на нужном элементе диаграммы и в контекстном меню выбрать нужную команду.
III. Практическая часть.Для закрепления материала учащиеся выполняют практическую работу за компьютером.Задание 1. Создайте диаграмму на следующие данные:Программирование 3Обработка документа 10Игры 7Интернет 6Примечание: Тип диаграммы – Круговая; название диаграммы – Использование компьютера в %; легенда – внизу; подписи данных – доли; размещение диаграммы – отдельном. Оформите диаграмму по своему желанию (цвет заливки, размер и цвет текстов).
Задание 2. Создайте диаграмму на следующие данные:Классы % успеваемости % качества10 А 100% 45%10 Б 98% 71%10 В 100% 82%11 А 89% 67%11 Б 96% 61%Примечание: Тип диаграммы – Гистограмма; название диаграммы – Мониторинг качества знаний учащихся за 1 четверть; легенда – вверху; таблица данных – Таблица данных; размещение диаграммы – отдельном. Оформите диаграмму по своему желанию (цвет заливки, размер и цвет текстов).
Задание 3. Создайте диаграмму на следующие данные: Дни месяца 3 10 15 21 24 26 29 31Евро 187,4 190 191,5 189,45 189,45 191 191,6 190,7Доллар 147,45 146,87 146,87 145,5 147,4 147,54 146,9 146,57Рубль 5 4,9 4,87 5,1 4,97 4,68 4,66 4,5Примечание: Тип диаграммы – График; название диаграммы – Курс валют в марте 2010 года; легенда – внизу; подписи данных – значения; размещение диаграммы – отдельном. Оформите диаграмму по своему желанию (цвет заливки, размер и цвет текстов).
IV. Д/з.§ 8.5. Выучить конспект (этапы создание диаграммы). V. Вопросы учеников.Ответы на вопросы учеников.
VI. Итог урока.Сегодня на уроке мы познакомились с порядком создания диаграмм и графиков и способами их форматирования и редактирования. Продолжите предложения: • Диаграммы используются для … • Для того, чтобы построить диаграмму или график, нужно … • Команда меню и панель инструментов ДИАГРАММА появляется на экране, если … • Для изменения цвета области диаграммы нужно … • Для добавления данных в диаграмму нужно… • Чтобы изменить вид готовой диаграммы нужно…