Казахстан, Павлодарская область, г. Аксу
ГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат №3»
Дефектолог, учитель надомного обучения
Пьянзина Светлана Витальевна
Нарушение речи у детей с дефектом зрения является распространенным явлением и носит стойкий характер. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребёнка, эффективность его обучения и являются следствием пробелов в чувственном восприятии окружающего мира слабовидящим ребёнком, а также нарушениями памяти, внимания, фонематического слуха. Нарушение речи у слабовидящих детей, как и у детей с другими аномалиями, является вторичным отклонением. Занятия по коррекции речи должны помочь слабовидящему ребёнку справиться не только с речевыми недостатками, но и развить его творческие возможности. Через определённые формы и виды работы со слабовидящим ребёнком можно построить и попытаться развить на занятиях чувство уверенности в себе, создать положительную мотивацию, вызвать живой интерес к словообразованию. Начало обучения в школе – переломный момент в жизни ребёнка, характеризующийся сменой основного вида деятельности: на смену игре приходит учение. Это новый и неизвестный вид деятельности и, как всё новое и неизвестное, он может явиться фактором повышенной тревожности ребёнка, способствующей заниженной самооценке. Для слабовидящего ребёнка – это ещё и решение ряда сложных проблем, связанных с дефектом зрения и адаптацией к новым условиям. Дети по – разному реагируют на возникшие трудности: одни становятся плаксивыми, другие агрессивными, третьи – безучастными. У части детей пропадает интерес к учению. Но все дети преображаются на прогулке, в игровой комнате, на уроке по изобразительному искусству тогда, когда им позволено творить. Это тот вид деятельности, без которого ребёнок не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться личность. Опираясь на естественную потребность ребёнка в творчестве, в коррекционной работе со слабовидящими детьми следует подбирать такие формы и приёмы работы, которые помогут задействовать как можно большее количество сохранных анализаторов, выполняющих функцию компенсирующих, будут вызывать живой интерес у детей, помогут осуществить плавный переход от игры к учению, избавят детей от рассеянности, усталости, забывчивости и неусидчивости, позволят решить специфические задачи, связанные с обучением слабовидящего ребёнка. Один из таких приёмов, который могут использовать в коррекционной работе тифлопедагоги, дефектологи, логопеды… является детское стихотворчество и иллюстрации, детские рисунки к стихотворным пробам. Эти виды работы помогают раскрыться способностям ребёнка; он успешно начинает справляться с тем, что недоступно ему ранее. Для слабовидящего ребёнка становится нормой ограничения различного вида, которые вызвали неуверенность. Успехи в творчестве являются стимулом к дальнейшему развитию ребёнка. Для ребёнка становятся нормой другие суждения, мотив: «Если я могу это, то смогу и другое». Специфическим речевым нарушением у слабовидящих детей младшего школьного возраста является несформированность лексико – грамматического строя, связанной речи, обусловленная проблемами в чувственном восприятии окружающего мира. Стихотворчество помогает компенсировать этот недостаток, вызывает живой интерес у детей, стимулирует работу головного мозга, являясь своеобразным тренингом внимания, способствует эстетическому воспитанию ребёнка, является одним из приёмов коррекции других речевых нарушений и даёт возможность формировать и совершенствовать: фонематический слух, звуковой анализ, грамматический строй речи, лексико – семантическую сторону речи, связанную речь. Процесс формирования и совершенствования фонематического слуха включает в себя работу с рифмующимися словами и ударными слогами (первичное знакомство со стихотворными строчками). Этот вид работы доступен и интересен детям. Он приучает их внимательно вслушиваться в речь, искать рифмующиеся строчки, слова, находить их и учиться самим подбирать рифмы. Также в работе над развитием связной речи хорошо использовать на занятиях «Наглядное пособие по коррекции устной и письменной речи» Л.Н. Ефименковой, этим можно разнообразить деятельность, побуждая детей творчеству. Было выделено 3 условных этапа: 1. Побуждение к стихотворчеству. Педагог читает готовый образец и анализирует его вместе с детьми, выделяя «слова – рифмовки»; 2. Учащиеся выполняют часть работы самостоятельно по принципу игры «Подскажи словечко»; 3. Ученики творят самостоятельно по собственной инициативе после детальной подготовки вместе с педагогом.
И в заключении хотелось бы отметить следующее, что для успешного овладения речью, важное значение имеет взаимодействие всех анализаторов. При неполноценном зрении возникают специфические трудности, преодоление которых связано с использованием специальных приемов. Самое главное в этом деле – суметь вызвать у ребенка уверенность в себе, сознание своей полноценности и спокойное отношение к своему дефекту. Внимательное, неравнодушное отношение к детям, к тому в каком настроении они пришли в школу, как выглядят, как себя чувствуют, как едят, блестят ли у них глазки, улыбаются ли они, умеют ли радоваться – залог успешного и продуктивного сотрудничества взрослых и детей, а значит, и успешного обучения в стенах образовательного учреждения.