Метод моделирования в процессе обучения детей дошкольного возраста
Казахстан, Акмолинская область, Жаркаинский район, г. Державинск
ГККП Деский сад «Шанырак»
Воспитатель
Гайдукова Ольга Николаевна
Повышение эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования и конечно дошкольных учреждений. Решение этой проблемы, поставленной жизнью, будет возможна, если будут совершенствоваться формы, методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. И один из них – это метод моделирования.
Моделирование применяют в математике, психологии, педагогике, философии, географии, физике, биологии, медицине, экономике и конечно в кибернетике. (1 слайд)
Слово модель произошло от латинского слова modulus, которое обозначает мера, образец.
Моделью называют любой мысленный, знаковый или материальный образ оригинала: отображение объектов и явлений в виде описаний, теорий, схем, чертежей, графиков. Модель – это представитель, заместитель оригинала, используемый в процессе познания или в практической деятельности, то есть модель выступает промежуточным звеном, с помощью которого опосредуется практическое или теоретическое освоение объекта. (2 слайд)
Модели артикуляции звуков – это не просто буквы алфавита, которые надо учить, потому что ребёнок не понимает, почему буквы именно так, а не иначе пишутся и произносятся. Каждая модель артикуляции звуков даёт практически полную наглядную характеристику звука во всём его фонетическом разнообразии и соответствует положению органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Ребёнок понимает, почему данная модель «звучит» именно так, а не иначе. (3 слайд) Модели запоминаются быстро, читать по ним интересно. Важно и то, что легче, веселее соотносятся буквы и их модели, т.е. в конечном счёте, и буквы запоминаются быстрее.
При обучении грамоте чтение по слогам детям трудно даётся из-за неумения соединять звуки в слоги. Одной из причин является то, что ребёнок называет буквы вместо звуков. В чтении по моделям слияние происходит легко, так как модель – это чистый звук. (4 слайд) Например, педагог ставит на доску модель артикуляции звуков [C] и [A] и просит прочитать слог. Озвучив первую модель, ребёнок видит, что второй звук поётся, и плавно переходит к пению второго звука.
«Читая» по моделям, ребёнок видит артикуляцию всех звуков слога, слова. Согласный звук произносится с позиции произнесения следующего гласного звука, происходит «упреждение (предупреждение) предстоящей позиции и удержание предшествующей».
Большую помощь модели могут оказать при усвоении различий в функциях мягкость – твёрдость, звонкость – глухость. Изучая буквы русского алфавита, ребёнок не узнаёт о существовании мягких звуков, а модель артикуляции мягкого звука отличается от своей твёрдой пары. (5 слайд) При обучении грамоте, ребёнку, например, сложно понять, в чём отличие таких слогов как РА-РЯ. Чаще всего ребёнок видит отличие в гласных звуках. Читая по моделям, мы помогаем здесь ребёнку не допускать ошибок. Эти слоги в моделях выглядят так: (показать карточки).(6 слайд)
Видя перед собой такое написание слогов, конечно, ошибиться трудно.
Интересно и легко в моделях идёт запоминание различия звонких – глухих согласных, например, звуки [Ш] и [Ж], ребёнок, видя на модели колокольчик, знает, что надо «включить» голос. Отработав данный навык на моделях, он не ошибается в различии букв и звуков по этому признаку.(7 слайд)
Согласные звуки в схеме слова могут обозначатся как модель артикуляции соответствующего звука, так и зелёной или синей фишкой.
Слова для звукового анализа подбираются в определённой последовательности: звуко-слоговая структура постепенно усложняется. В начале анализируются слоги из двух звуков:
- Закрытые (АС, УМ) и открытые (СА, МА, НО);
- Затем слова из двух слогов (ОСА, ИРА);
- Из одного слога (СОК, СУП, МАК);
- Из двух прямых слогов (МАМА, ЛУЖА);
- Из одного закрытого и одного открытого слога ПАУК, ОКНА;
- Из одного слога (ПАРК, СЛОН);
- Слова из пяти или шести звуков, включающих слоги разных типов (МАШИНА, ПАРТА). (8 слайд)
Для обучения звуковому анализу модели артикуляции гласных звуков и модели артикуляции согласных звуков включены в схему слова таким образом, что каждая модель имеет свою клеточку. Схемы слов в тетрадях дети рисуют от руки.
Модель артикуляции согласного мягкого звука закрашивается зелёным карандашом модель артикуляции твёрдого звука закрашивается синим карандашом, а гласный звук обозначается соответствующей моделью артикуляции. Например: слово ЛУНА — (показать схему).
В предложенной схеме количество клеток соответствует количеству звуков. Мы видим, что у каждого звука своя клеточка, а это способствует формированию умения отделения одного звука от другого. Для успешного обучения звуковому анализу важен правильный выбор слов и постоянное артикулирование входящих в его состав звуков. При произнесении согласных звуков уточняется положение губ, языка, работа голосовых складок и соотносится с каждым знаком модели. Модели артикуляции согласных мягких звуков изображаются зелёным цветом, а твёрдых звуков изображаются синим цветом. Таким образом, когда ребёнок изображает схему слова в тетради, модели артикуляции согласных мягких и твёрдых звуков упрощаются – остаётся только цветовая гамма. Это допустимо в целях упрощения работы. Но модели артикуляции согласных звуков желательно всё же включать в работу и объяснять детям: во-первых, изолированно, во-вторых, использовать их при развитии фонематического слуха и, в-третьих, при записи схемы слова на доске. (9 слайд)
Использование моделей артикуляции звуков в качестве основы для написания схемы, даёт возможность детям играть со звуками, т.е. относится к звуку как к звуковой материи. Это даёт возможность конкретнее воспринимать саму звуковую единицу и процесс обучения грамоте.(10 слайд)
Работая с моделями артикуляции звуков, ребёнок учится не только проводить звуковой анализ слова, но и развивается. Модели артикуляции звуков соответствуют характеристике звука и «содержат» в себе образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. При этом образ, который возникает при рассматривании модели, ребёнок сравнивает с образом, который у него образуется при анализе положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. (11 слайд)То есть ребёнок оперирует образами, что возможно только при включении в работу многих мыслительных операций, таких как:
Анализ – ребёнок «раскладывает» артикуляционный аппарат на составные части и выделяет в артикуляционном аппарате те органы, которые принимают участие в произнесении звука.
Синтез – выделенные органы, принимающие участие в произнесении звука, ребёнок объединяет и наблюдает в момент произнесения звука.
Сравнение – сравнивает образ, который возник при рассматривании модели, с образом, который у него появляется при анализе положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.
Абстракция – в процессе работы с моделями артикуляции звуков ребёнок оперирует не конкретными предметами, а образами.
Конкретизация – в процессе работы с моделями артикуляции звуков ребёнок уточняет положение губ, кончика языка, работу голосовых складок.
Обобщение – все модели гласных и согласных звуков имеют свои отличительные признаки, которые легли в основу их объединения по этим признакам. Отличительный признак для гласных А,О,У,И,Ы,Э — это прохождение воздушной струи через ротовую полость без препятствий.(12 слайд)
Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции. Каждая мысленная операция может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие.
Таким образом, применяя модели артикуляции звуков на подготовительном этапе обучению грамоте, мы готовим базу под будущее грамотное письмо и способствуем развитию ребёнка. (13 слайд)
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/_zxTwN8P3QPDfs