Моё будущее – в моих руках
Казахстан, Западно-Казахстанская область, Бурлинский район, г. Аксай
ОШ №2
педагог-психолог
Аябова Гульмира Сангалиевна
Развитие уверенности в себе начинается с
устранения демона, который называется страх;
этот демон сидит у человека на плече и
нашёптывает ему: «Ты не сможешь это сделать…»
Н. Хилл. Закон успеха
Цель: формирование позитивных жизненных целей у учащихся и развитие мотивации к их достижению.
Задачи:
-развитие способности к определению жизненных целей и необходимых условий для их достижения;
— повышение уверенности и собственной ответственности учащихся в достижении целей;
— актуализация представлений о своих сильных сторонах взаимодействию в группе.
- « Приветствие».
Психолог приветствует учащихся, называет тему тренинга, задачи, проводит вводную беседу с учащимися:
— Человека всегда волновали вопросы, касающиеся его будущего: что ждёт меня в будущем, как сложиться моя жизнь, смогу ли я достигнуть поставленных целей и что мне для этого нужно делать?
Конечно же, готовых ответов на поставленные вопросы нет. Но несмотря на это, многие психологи сходятся во мнении, что будущая жизнь человека во много зависит от того, как человек представляет своё будущее, какие цели он ставит перед собой, что предпринимает для их достижения, умеет ли использовать предоставленные возможности и др. ( можно привести примеры).
На сегодняшнем тренинге мы попробуем заглянуть в своё будущее, представить себя в будущем в определённой соц. роли, определить свои жизненные цели и условия, необходимые для их достижения
Упражнение «Поезд»:
Снятие психологической и физической напряженности, создание позитивной обстановки. Игра проводится в круге. Сначала надо рассчитаться на первый – второй. Первые номера – хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера – два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый – второй- первый – второй и т. п.по кругу: имитируется стук колес поезда. По ходу игры темп все время убыстряется. 2 мин.
упражнение – «Мы с тобой похожи тем…».
Участники делятся на две группы, Одна группа образует внутренний круг, другая – внешний. Все стоят лицом друг другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем круге отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут по кругу до своего первого партнера. В конце упражнения нужно провести рефлексию (чем же вы похожи друг на друга и чем отличаетесь?).
упр. « Ладошка»
Цель: повышение самооценки, обучение учащихся умению находить в других людях положительные качества.
Содержание.
На листе бумаги каждый участник обводит ладошку и внутри контура пишет качество, которое нравиться в себе самом. Листики передаются по кругу, а остальные участники дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Листочки необходимо подписать. Когда ладошки вернуться к своему хозяину, все ребята благодарят друг друга. По окончанию можно обсудить полученные результаты, впечатления от проведения упражнения.
упр. «Угадай, кто это?».
Цель: развитие наблюдательности
Содержание:
Доброволец выходит из кабинета. Оставшиеся учащиеся загадывают одно из присутствующих. Водящий возвращается. Ему необходимо отгадать, кого загадала группа, задавая вопросы. Но есть одно условие: можно задавать группе только такие вопросы, которые были бы связаны с интересами, увлечениями загаданного человека, его будущей профессией. Нельзя задавать прямых вопросов (как зовут, какого пола и т.д.).
Примеры вопросов, которые можно задавать:
— Какие профессии наиболее подошли бы этому человеку?
— Есть ли у него увлечения, хобби? Какие?
— К каким школьным предметам он проявляет интерес?
— Смог бы это человек работать учителем (военным и т.д.)?
После того как отгадали загаданного учащегося, предлагается обсудить вопросы:
— Сложно ли было догадаться, кого загадали?
— Ответ на какой вопрос наиболее способствовал отгадке?
— Что интересного узнал о себе человек, которого загадали?
— С чем он согласен, а с чем нет? и т.д.
Упражнение «Без маски»
Психолог. Мы уже убедились, что в данной группе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем поведать друг другу что-то о себе без всякой предварительной подготовки. Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано на вашей. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Присутствующие будут внимательно слушать вас, и, если они почувствуют фальшь в ваших словах, придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать ответить еще раз. Кто хочет быть первым?
Содержание карточек:
1. «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…»
2. «Мне очень трудно забыть, но я…»
3. «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…»
4. «Мне бывает скучно, когда я…»
5. «Особенно меня раздражает то, что я…»
6. «Мне особенно приятно, когда меня…»
7. «Иногда люди не понимают меня, потому что я…»
8. «Верно, что я еще…»
9. «Думаю, что самое важное для меня…»
10. «Мои друзья редко…»
11. «Я горжусь тем, что…»
12. «Моя сильная черта в моем характере …»
13. «У меня возникает чувство сомнения, когда…»
14. «Я заслуживаю того…..»
15. «Я абсолютно уверенн(а,) что……»
16. «Я пока не научилась(ся)
17. » Я всегда хочу быть….»
18. «Я всегда радуюсь……»
19. «Я стремлюсь к тому……»
Упражнение «Я в тебе уверен»
Психолог. Объединитесь в пары. Сядьте друг против друга. Посидите некоторое время молча, просто глядя в глаза. Это трудно, не совсем привычно, но вы ведь знакомы.
Теперь по очереди высказывайтесь, каждый раз начиная фразу следующими словами: «Я уверена, что ты…» Например: «Я уверена, что ты поможешь мне, если мне будет нужно», «Я уверена, что ты никогда не скажешь обо мне плохо». Еще рая подчеркну, что вы говорите по одной фразе, передавая слово друг другу.
Рефлексия
— Что вы чувствуете сейчас?
— Менялись ли ваши чувства на протяжении упражнения?
— Какой из этапов упражнения показался вам наиболее сложным?
Упражнение «Сон героя» (Звучит музыка)
Психолог. Мы долго играли и устали. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…
Ваши руки совершенно спокойно лежат на коленях. Ваши ступни стоят на полу и расслаблены. Ваши руки и ноги становятся спокойными и тяжелыми. Напряжение уменьшается. Ваше тело отдыхает…
Представьте себе, что каждый из вас уснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит самого себя через пять лет…
Обратите внимание, как вы выглядите через пять лет…
Где вы живете…
Что вы делаете…
Представьте, что вы очень довольны своей жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем работаете? Кто находится рядом с вами?..
Потратьте некоторое время на то, чтобы подробно рассмотреть отдельные образы своего сна. Время от времени до вас доносится мой дружеский голос. Можно разобрать отдельные фразы: «Ты замечательна
Эти слова помогают смотреть ваш чудесный сон.
(Пауза 1 минута.)
Теперь вы чувствуете, что настало время возвращаться сюда к нам…
. Постарайтесь запомнить все, что увидели о самом себе.
Когда я досчитаю до трех, вы проснетесь и будете бодры и уверенны Раз — два — три.Теперь возьмите по листу бумаги, ручку и напишите, какими вы будете через пять лет: где будете жить и работать, кто будет рядом, как достигли этого? (10 минут.)
Рефлексия
— Довольны ли вы увиденным образом будущего?
— Что понравилось больше всего?
— Было ли что-то, что не понравилось?
— Что хотели бы изменить в своем образе будущего? Какие шаги для этого нужно предпринять?
упражнение – «Пожелания».
Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательным
Психолог вместе с ребятами подводит итог занятию. Проводиться рефлексия. Можно использовать незаконченные предложения.
— На занятии мне понравилось…….- Мне было сложно……..- Мне было интересно………
— Мне бы хотелось………. — Я узнал………….