Урок музыки в 3 классе на тему «Интересная музыкальная сказка»
Комарова Нина Николаевна,
КГУ «Рудненская специальная школа-интернат№1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями»
г.Рудный,Костанайская область,Казахстан
Цель: научить сочинять сказки, петь придуманные мелодии, уметь характеризовать музыкальные образы героев.
Оборудование: костюмы волшебника, Ворона, охотника Нибумбума, Дракона, Волшебный посох, ткани: зеленая, голубая, черная; ширма, стулья, музыкальная аппаратура, интерактивное оборудование
Учитель ( Добрый Волшебный) . Здравствуйте, сказочные существа! Кто пришел сегодня в мою сказку? (Дети представляют своих персонажей). Как хорошо, что пришли. (Звучит грозная музыка, дети должны дать ее характеристику ).У меня случилась беда: пока я прилег отдохнуть (возраст, знаете ли), прилетел Дракон из соседней Сказочной страны и унес мой Волшебный посох. А посох – то мой таков: в чьи руки попадет, такие и дела делать будет. В добрых руках он помогает творить доброе волшебство, а в злых руках может и зла наделать. Представляете, что может наделать Дракон, имея мой Посох?! Беда еще и в том, что сам я не могу туда дойти без Посоха. Стар ведь я. Что делать – не знаю. Дети, помогите мне, пожалуйста, найти Посох! Вы согласны?
(Дети отвечают согласием). Спойте песню «Дорогою добра».
Волшебник. Ребята, сейчас мы с вами пойдем в сказочную Волшебную страну. Вы слышите эти звуки – Сказка ждет вас. Но войти в Волшебную страну может только тот, кто умеет слушать то, что происходит вокруг него. И только тот, кто умеет ходить легко и мягко, не нарушая покой в Волшебной стране. Поэтому сейчас мы тихонечко, не разговаривая друг с другом, мягко и осторожно ступая, войдем в Волшебную страну, оглядимся вокруг и прислушаемся (пауза). А теперь… (шепотом) – пошли!…Дети поют песню «Едет, едет, паровоз»
В этой Волшебной стране есть цветок, его подарила одна добрая и мудрая Фея. Когда к нему подходит добрый человек, цветок начинает светиться и передает часть своей волшебной силы тому, кто протянет к нему руки. Если подойти к этому Цветку, протянуть над ним руки (но не дотрагиваться до него) и закрыть глаза, то можно превратиться в кого угодно. В того, кого пожелаешь. Сейчас мы можем тихонечко подойти к Волшебному Цветку, встать вокруг него так, чтобы не мешать друг другу, протянуть над ним руки, закрыть глаза и превратиться в тех лесных существ, которых вы задумали. (Звучит таинственная музыка, детям дается задание- придумать картину). Дети глубоко вдыхают и выдыхают и начинают двигаться и петь придуманную мелодию как герой, в которого они превратились.
Психолог. Ну как, все превратились? Тогда давайте знакомиться!
Все садятся в кружок недалеко от цветка. Он расспрашивает детей, кто они такие (что любит тот персонаж, в который они превратились, какой у него характер, как он ходит, какие звуки издает, какую песню может спеть , летает, прыгает и пр).
Ведущий. Молодцы! А теперь послушайте, как идти в Драконово царство. Сейчас вы встанете на сказочную дорожку, возьметесь за руки и сделаете 5 шагов вперед. Все вокруг вас изменится. А когда глаза откроете – окажетесь в Заколдованном лесу. Лес тот станет вас проверять – хорошо ли вы смогли превратиться в разных существ. А из Леса выйдете вы к обрыву высокому- дальше дороги нет. Вот тогда, прямо и не знаю, как быть: ведь даже если вы умеете летать – крылья ваши не раскроются: пропасть – волшебная. Через нее может только сам Ворон Воронович перелететь… Да ведь вы с ним знакомы! А как звать его на помощь, знаете?… Подскажу я вам слова песни волшебные, запоминайте:
Друг наш, Ворон, прилетай!
Из беды нас выручай!
Слова эти только вместе всем можно говорить, не то Ворон не услышит. Как дальше идти в Драконово царство – у Ворона Вороновича расспросите. Ну, в добрый путь!». Дети поют песню
Дети прощаются с Волшебником, берутся за руки, закрывают глаза и делают 5 шагов. Ведущий тем временем набрасывает на пол «лесную дорожку».
В заколдованном Лесу дети под музыку (желательно подвижную) изображают животных. Изображая животных, дети стараются говорить так же, как и они (психолог участвует в превращениях, просит детей «озвучивать» животных. Вот, наконец, (через 5-7 минут), Заколдованный Лес закончился.
Учитель убирает «лесную дорожку» и ставит в конце комнаты 2 стула на расстоянии 1,5- 2 метров друг от друга (в ширину). Это один край пропасти. На другом конце комнаты он таким же образом устанавливает стулья. Это другой конец пропасти. Дети подходят к тому краю «пропасти», который ближе к ним. И вызывают Ворона с помощью заклинаний. Наконец заклинание воспроизведено, прилетает Ворон и переносит детей по одному через «пропасть». Дети просят Ворона показать им дорогу в Драконово царство.
Ворон. Сам я ни разу не летал в царство Драконово, но знаю, что если переплыть через вон то большое озеро, то за озером, в лесу живет охотник Нибумбум. Он много раз охотился в Драконовых лесах. Да только Нибумбум – человек особенный: как вы к нему отнесетесь, так и он к вам. Испугается его кто- то –вмиг он страшным станет, а кто не испугается и с добротой подойдет – того добром отблагодарит. Идите, мои храбрые путешественники. А обратно пойдете – можете меня позвать, а можете Волшебный посох использовать. Махнете им три раза – и мостик через пропасть появится. До свидания!
Пока Ворон говорит, ведущий в другом конце зала раскидывает на полу голубую ткань: это «озеро». Звучит музыка воды. Дети прощаются с Вороном и переплывают через «озеро». Далее дети заходят в лес (зеленая ткань), где живет Нибумбум. Играет музыка с пением птиц, дети прислушиваются к голосам птиц.
Учитель. Смотрите, сколько на этой поляне цветов, спелых ягод, грибов. Дети показывают, как они собирают воображаемые цветы (какие), ягоды (какие) и грибы, поют песню «Во саду ли, в огороде».
Неожиданно появляется Нибумбум. Сначала он кричит: «Э-ге-ге-ге» и как будто прислушивается к эху. Потом говорит строго: «Кто это с моем лесу хозяйничает? В заповедной зоне веселится?!» (поет грозно). Дети подходят к охотнику и рассказывают, куда они идут и зачем.
Нибумбум. Да-а, нелегко у Дракона забрать Посох, ведь сам – то он вам его не отдаст. Верно? В битву с ним вступать – он одолеет. Что же делать?
Дети предлагают, генерируют идеи – как добыть Посох у Дракона. Задача ведущего и Нибубума, собрав идеи участников, подвести их к тому, что нужно сделать, чтобы взять Посох.
Нибумбум. Давайте попробуем Дракона перехитрить. Дракон большой, с ним справиться сложно? А с кем справиться легко? (ответы: жучок, мышка…). Значит, нам нужно заставить превратиться Дракона в мышку (или другое маленькое существо). Как придете в пещеру Дракона, услышите его храп, в пещеру сразу не заходите. Скажу вам заклинание, как Дракона разбудить, да так разбудить, чтобы он не очень злым проснулся, чтобы с ним можно было разговаривать. Слушайте и запоминайте. Дети поют:
Ветерок! Ты всех сильней!
Сон Драконовый развей.
А когда вы услышите, что Дракон перестал храпеть, произнесите второе заклинание:
Эй, Драконище, проснись!
На поклон к гостям явись!
Только заклинания говорите дружно, все вместе. Когда выйдет к вам Дракон, не пугайтесь. Поздоровайтесь и скажите, что, мол, охотник Нибумбум рассказывал, что ты, Дракон, можешь только в больших существ превращаться. А в мышку ты превратиться не можешь, а мы можем. Значит- мы сильнее волшебники, чем ты.
Участники превращаются в мышек, (звучит веселая музыка). Дракон начинает их ловить, один из участников быстро вбегает в пещеру и хватает Посох. А уж с Посохом никакой Дракон не страшен. Ведь Посох в добрых руках Добро делает, а Добро всегда сильнее Зла. Теперь вы можете сделать с Драконом что пожелаете. Они начинают совещаться – что же им сделать с Драконом (здесь варианты решений непредсказуемы). Например, участники приказывают превратить Дракону свое логово в большой цветущий сад и ухаживать за цветами (то есть выбор меры пресечения для Дракона зависит от фантазии участников).
Учитель сообщает участникам, что Ветер легкий (который забрал сон у Дракона) прилетел и хочет с ними потанцевать. Играет подвижная музыка, участники танцуют вместе с ним. Когда танец с ветерком заканчивается, дети взмахивают посохом и он переносит их к Волшебнику. Волшебник, увидев Посох, радуется и благодарит ребят, а они рассказывают ему о своих приключениях.
Далее ребята превращаются в самих себя у Волшебного Цветка.Учитель музыки подводит итог урока