Музыкальная шкатулка
Цель занятия:
Формировать представления о ладе в музыке;
Учить слушать музыкальные произведения;
Развивать творческую фантазию и воображение.
Задачи:
Углублять восприятие детьми музыки, сравнивая разнохарактерные
произведения;
Развивать способность выражать в движениях характер музыки;
Учить различать высокие и низкие звуки в пределах октавы.
Звучит музыка Ю. Чичкова «Музыкальная шкатулка». Дети входят в зал
и встают в круг.
Музыкальный руководитель: Дорогие ребята! Сегодня я предлагаю вам
совершить путешествие в необычную сказочную страну, где происходят чудеса
и превращения.
В мире много сказок
Самых, самых разных,
Длинных и коротких,
Грустных и смешных.
Можно прочитать их,
Можно рассказать их.
Ну, а мы решили:
Побываем в них.
Музыкальный руководитель: С помощью каких волшебных предметов можно
попасть в сказку? (Ковер – самолет, сапоги – скороходы, волшебная палочка).
Чтобы нам не заблудиться
Без тропинок и дорог,
Мы возьмем с собой в дорогу
Волшебные палочки.
(Раздаю детям по две палочки)
Сейчас возьмем палочки и вы за мной будете повторять ритм.
Музыкальный руководитель: Слышите, дятел стучит о сучок.
Тук- тук, тук-тук! (играю на палочках)
Музыкальный руководитель: И мы повторим этот звук. (Играют дети.)
Сейчас по тропинке свернули направо,
Увидели зайца, он прыгнул в канаву.
А ножки стучат:
Туки- туки- туки- тук (играю на палочках)
Музыкальный руководитель: Повторим, дети этот звук. (Играют дети.)
Вот вышли из леса- кругом тишина,
Только стучат два веселых бобра:
Тук-тук да тук, тук-тук да тук! (играю на палочках)
Музыкальный руководитель: Повторим, дети этот звук. (Играют дети.) Вот и
выбрались на прямую дорожку в детский сад. Я предлагаю вам пройти на
стульчики.
У меня в руках музыкальная шкатулка. Шкатулка музыкальная, мелодия
хрустальная! Вся из лучей добра и света, мы благодарны ей за это. Вот открою я
шкатулку — чудо вдруг произойдет! Кто-то в гости к нам сегодня с сюрпризами
придет. Ключиком к этой шкатулке могут быть только наши голоса. Когда они
верно передадут мелодию песни, исполнят ее выразительно — шкатулка
откроется, и мы сможем увидеть спрятанное там чудо. Прежде чем исполнить
песню, нам надо настроить наши голоса. Сегодня нам поможет знакомая
попевка. Сейчас я спою вам попевку «Ручеек», а вы внимательно слушайте (
исполняю распевку на металлофоне).
Ребята, давайте споем эту распевку с динамическими оттенками: первую
музыкальную фразу поем умеренно громко; вторую – громче; третью – тихо,
постепенно усиливая звучание в четвертой фразе.
Ключики – голоса готовы? Тогда попробуем открыть музыкальную
шкатулку. (Пропеваем попевку с динамическими оттенками без
музыкального сопровождения.)
Музыкальный руководитель с детьми поют распевку
«Ручеек».
Звучит музыка и на экране появляется синьор Минор.
Минор: Меня зовут синьор Минор,
Я вот, что вам скажу:
Со смехом мне не по пути,
Я грустью дорожу
Люблю, вздыхая, слёзы лить,
И предлагаю вам:
Давайте, вместе погрустим –
О чём – не знаю сам.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, какую музыку любит синьор
Минор?
Дети: Синьор Минор любит печальную, грустную музыку.
Музыкальный руководитель: Ребята, вспомните название произведения
грустного, печального характера из альбома «Времена года» П. И. Чайковского.
Дети называют произведение: «Осенняя песня».
Музыкальный руководитель: Правильно. Послушайте отрывок из пьесы П.И.
Чайковского «Осенняя песня».
Звучит произведение «Осенняя песня» муз. П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель: Какие чувства передает произведение?
Дети отвечают: Грусть, печаль, тоску, сожаление.
Музыкальный руководитель: Да, слушая пьесу Чайковского, поражаешься
красоте звуков, передающих лирическое настроение. Светлые, прозрачные
звуки, как и осенний воздух, пропитанный запахами осени, навевают мысли,
мечты, воспоминания.
Музыкальный руководитель: Синьор Минор, сейчас дети исполнят для тебя
песню «Осень». Петь надо всем вместе выразительно, напевно, спокойно, не
громко, без напряжения.
Дети исполняют песню «Осень» муз. А. Арутюновой.
Музыкальный руководитель: Ребята, я думаю, что Минору понравилось, как
вы исполнили песню.
Звучит музыка и на экране появляется синьор Мажор.
Мажор: Друзья, представиться спешу-
Знакомству очень рад.
Меня зовут синьор Мажор.
Я лучший друг ребят.
С собой всегда я приношу
Улыбку, шутку, смех
И если дружен ты со мной,
То ждёт тебя успех
Траля- ля- ля, траля- ля- ля,
То ждёт тебя успех.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, какую музыку любит синьор
Мажор?
Дети: Синьор Мажор любит яркую, энергичную, радостную музыку.
Музыкальный руководитель: Вы знаете такое произведение из «Детского
альбома» П. И. Чайковского?
Дети называют произведение: Это произведение называется «Марш
деревянных солдатиков».
Музыкальный руководитель: Правильно.
Звучит произведение «Марш деревянных солдатиков» муз. П. И.
Чайковского.
Музыкальный руководитель: Расскажите о характере этого марша?
Дети отвечают: Четкий, игрушечный, смелый.
Музыкальный руководитель: Да, сначала музыка звучит загадочно, сказочно:
то громко, решительно, победно, то тихо, настороженно, осторожно, сказочно.
Музыкальный руководитель: Синьор Мажор! Я думаю, тебе будет интересно
подвигаться вместе с нами.
Ритмический танец «Большая стирка» (музыка в стиле диско).
Музыкальный руководитель: Ребята, какие вы молодцы, у вас всё замечательно
получилось. Я, надеюсь, что вам сегодня было очень весело, а я в свою очередь
очень рада, что познакомилась с такими замечательными детьми. К сожалению
нам пора прощаться, но перед тем как вы уйдёте из музыкального зала, я хотела
бы узнать: с каким настроением вы будете уходить? Посмотрите, у нас очень
много шариков. Если их перевернуть, то вы увидите, что у них разное
настроение.
(дети переворачивают шарики и видят, что одни шарики с улыбкой, другие
грустные).
Музыкальный руководитель: Ребята, подойдите и выберите тот шарик который
соответствует вашему настроению.
(дети выбирают шарики)
Я хочу подарить вам эти шарики, что бы эта улыбка сопровождала вас целый
день и чтобы вы могли поделиться ей со своими друзьями.
Дети прощаются и под музыку уходят.