Поверь в себя
Казахстан, г. Павлодар
Средняя общеобразовательная школа №21
Учитель самопознания, психолог
Варга Надежда Викторовна
Классный час с элементами тренинга
Формирование способности личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью становится объективной необходимостью.
Цели:
-обеспечение школьника средствами самопознания;
-формировать представление о способах приобретения уверенности в себе;
-обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности;
-снизить уровень тревожности.
Оборудование:зеркало, сказка «Лети вверх, Алиса».
Участники: учащиеся 4 класса.
Ход мероприятия
- Организационный момент.
– Ребята, сегодня на классном часе мы постараемся ответить на простые вопросы: как преодолеть неуверенность, видеть свои недостатки, можем ли мы их признавать, как изменить себя. Попытаемся выработать для себя нужные человеческие качества, чтобы стать настоящими людьми, гражданами своей страны.
- Создание положительного настроя.
Игра «Я могу, я умею»
Занятие начинается с игры в мячик. Те, кому мяч попадает в руки, называет то, что они умеют делать.(приготовить салат, вязать крючком, занять маленьких детей, починить свою одежду, забивать голы и тд)
- Помощь в осознании своих сильных сторон.
Упражнение «Волшебное зеркало».
Группе предлагается «посмотреть» в него, постараться увидеть в нем по очереди каждого участника и разглядеть в зеркале все сильные стороны, за которые его уважают родители, учителя, друзья.
- Сказка «Лети вверх, Алиса».
Эта история произошла в те давние времена, когда люди умели летать. Ну и уж, конечно, умели летать не так, как курицы или наши городские голуби, еле отрываясь от земли. Люди летали, как чайки, — стремительно и самозабвенно. Но как же они учились этому? Вот об этом я вам сейчас и расскажу.
Алиса тоже не знала, что ей делать, чтобы летать, хотя часто она видела себя во сне парящей над озерами, реками, лесами и полянами. И вот пришло время, и её привели к учителю. Это был очень старый учитель, почему-то похожий на мальчика, излучавший удивительную теплоту и покой. «Хочешь ли ты летать, Алиса?- спросил он. – Хорошенько подумай, прежде чем дать ответ. На земле у тебя есть все: игры, сладости, красивые вещи. На земле тебе некуда падать. А летать может быть опасно. И тем опаснее, чем быстрее и выше ты полетишь. И еще ты должна захотеть очень, очень сильно, чтобы твоё «хочу» превратилось в жесткий луч, пробивающий все преграды.»
«Очень хочу», — сказала Алиса.
Учитель внимательно посмотрел в её глаза и согласился. «Да, теперь ты очень хочешь, пойдем со мной».
Он взял её руку в свою, мягкую и тёплую, и повел по винтовой лестнице куда-то вверх. И когда у Алисы уже совсем закружилась голова от бесконечных поворотов, они вышли на узенькую площадочку на вершине башни. С неё был виден город, маленькие люди, спешащие в автобусы, далёкое озеро и горы.
-Лети, Алиса, — сказал учитель, — ты захотела летать, теперь, поверь, что можешь это сделать.
-Боюсь, — прошептала Алиса.
— Боишься, значит не веришь.
И Алиса вдруг поняла, что она действительно верит, потому что…потому что не может быть по-другому, потому что она должна лететь. Она спрыгнула с площадки и , падая, услышала сильный голос:
— А теперь старайся, Алиса. Очень старайся. Сильно старайся, Алиса.
И Алиса замахала всем, чем могла. Падение приостановилось. А потом махать уже стало ненужным. Что-то щелкнуло внутри, и открылась неведомая ранее сила. Алиса полетела. Над городом и автобусами. Над озером. К горам. С тех пор она летала часто и много. Иногда падала. Но вспоминала слова учителя: хотеть, верить, стараться. И поднималась снова к свету, к радости, к полёту.
- Обсуждение.
– Ребята, вы понимаете, что помогло Алисе?
– Подумайте, что было нужно Алисе, чтобы осуществить свою мечту?
(вера в себя, уверенность в своих силах)
- Подведение итогов.
Упражнение «Чувства»
Вспомните то время своей жизни, когда вы были уверены, по-настоящему любимы…Выберите какой-нибудь эпизод этого периода.. и заново переживите его во всех деталях. Вспомните все звуки…цвета…запахи…музыку…свои чувства, и заново их переживите. Попробуйте ответить самому себе каковы самые существенные особенности этого переживания, что мешает вам испытывать такие чувства сейчас?
Психолог. Ребята, о чем вы узнали из нашего сегодняшнего разговора? Какие открытия сделали?. Надеюсь, сегодняшний классный час запомнится вам и, может быть, даже поможет принять нужное решение, сделать правильный выбор.
Литература:
Сказкотерапия для решения личных проблем
Автор: Стишенок И.В.
Издательство: СПб,: Речь; М.: Сфера, 2010
Психологическая поддержка учащихся
Автор: Е.Д.Шваб;Н.П.Пудикова.
Издательство: «Учитель», 2006