Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему Бессоюзное сложное предложение
КГУ » Мамлютская санаторная средняя школа — интернат»
Учитель русского языка и литературы
Глазунова Людмила Александровна
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: актуализация знаний учащихся по теме “Бессоюзное сложное предложение” с целью развития языковых компетентностей (или учебных умений и навыков). Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении сложных предложений.
Задачи:
- Раскрыть в процессе совместной деятельности суть основных правил определения и написания бессоюзных сложных предложений.
- Продолжить развитие учебно-познавательных компетенций через использование активных форм и методов обучения на уроке.
- Развивать интерес к учебной деятельности и изучению русского языка.
Методическое обеспечение: наглядный материал, дидактические карточки, учебные пособия.
Ход учебного занятия
1. Организационный момент – 1-1,5 минуты.
2. Проверка выполнения домашнего задания и актуализация пройденного материала – 7-10 минут.
Фронтальная проверка:
Правильно поставить ударение в словах: углубить, подбодрить, облегчить, начала, отнял, исчерпать, договор, каталог, откупорить, феномен, жалюзи, торты, щавель.
В каком слове все согласные звуки мягкие: 1) щадить, 2) заняться, 3) сорить, 4) щелкать.
3. Подготовка к изучению нового материала: 1-3 минуты.
Запись темы на доске и в тетради.
Проговаривание цели предстоящей работы:
“Наша задача на этом этапе урока — найти основные признаки бессоюзных сложных предложений, сформулировать их и запомнить, научиться выделять в разных примерах.
Перед началом работы предлагаю сосредоточиться, выполнить дыхательные упражнения, послушать басню И.Крылова “Лев и Лисица”.
4. Объяснение нового материала 7 минут.
, упр. . Работа выполняется устно.
Демонстрация панорамы примеров, объяснение учениками, чем они отличаются друг от друга.
Раздали дидактические карточки и предложили учащимся определить виды предложений, которые записаны там.
Далее подводятся итоги совместной работы. Мы хорошо с вами поработали, спасибо. Давайте подведем итог, что же такое бессоюзное сложное предложение?
Учитель зарисовывает схему на доске, ученики — в тетради.
5. Подготовка к ЕНТ. Задания по карточкам.
6. Игра.
Делимся на команды, которые получают задание — составить рассказ с использованием 2-3 предложений на тему “Смешное в нашей школе”, “Что такое хороший человек”, “Весна на улицах Москвы” — 10 минут
7. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Стр. , упр. 216 , выполнить тест, прочитать басни И.Крылова, предложения из которых разбирались в классе.
8. Подведение итогов урока, рефлексия.
Бессоюзное сложное предложение (дидактический материал)
I. Определите вид предложения, найдите грамматическую основу.
- Сосед соседа звал откушать, но умысел другой тут был: хозяин музыку любил и заманил к себе соседа певчих слушать. (И.А. Крылов “Музыканты”)
- Лягушка, на лугу увидевши Вола, затеяла сама в дородстве с ним сравняться: она завистлива была. (И.А. Крылов “Лягушка и Вол”)
- У сильного всегда бессильный виноват: тому в истории мы тьму примеров слышим. (И.А. Крылов “Волк и Ягненок”)
- Синица на море пустилась: она хвалилась, что хочет море сжечь. (И.А. Крылов “Синица”)
- Когда-то в старину Лев с Барсом вел предолгую войну за спорные леса, за дебри, за вертепы. (И.А. Крылов “Лев и Барс”)
- Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню. (И.А. Крылов “Волк на псарне”)
- Собака, Человек, да Кошка, да Сокол друг другу поклялись однажды в дружбе вечной, нелестной, искренней, чистосердечной. (И.А. Крылов “Собака, Человек, Кошка и Сокол”)
- Две Мухи собрались лететь в чужие краи и стали подзывать с собой туда Пчелу: им насказали попугаи о дальних сторонах большую похвалу. (И.А. Крылов “Пчела и Мухи”)
- Голодная кума Лиса залезла в сад, в нем винограду кисти рделись. (И.А. Крылов “Лисица и Виноград”)
- Потерянный Алмаз валялся на пути, случилось наконец купцу его найти. (И.А. Крылов “Булыжник и Алмаз”)
II. Готовимся к ЕНТ
- В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
- Матрос (не)медленно доложил командиру о подозрительном шуме.
- Меня провели в (не)большую, но уютную комнату с камином.
- Маленькие (не)крашенные домишки аккуратно расположены по обеим сторонам улицы.
- Собака, (не)желая выдавая своего страха, громко залаяла.
- В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?
А) ож..говый;
Б) ноч..вка;
В) перч..ный;
Г) волч..нок.
1) А,Б,Г; 2) А,В; 3) А,Г; 4) Б,Г.
- В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
- Дневной;
- Образ;
- Вокзал;
- Портить.
- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.
1) 1,3; 2) 2; 3) 2,3; 4) 1,2.III. Составьте предложение, соответствующее схеме: