Урок истории в 5 классе «Наша Родина –Казахстан»
Цель урока:составить вместе с учащимися краткий справочник –путеводитель по Республике Казахстан(географическое положение,природа,политическое и административное устройство,население),развивать навыки самостоятельной работы у учащихся.
Тип урока:Изучение нового материала.
Методы:словесный,интерактивный,наглядный ,проблемно-поисковый.
Оборудование:интерактивная доска ,политическая карта мира.
Вступительное слово учителя о истории Казахстана.
Сотни лет на карте мира не был изображен Казахстан как отдельное государство,т.к.наша страна находилась в составе Российской империи,а затем в 20 в.в составе СССР.Только с обретением независимости на картах мира появились контуры государства-Республики Казахстан с ее обширной территорией.Ребята,мы с вами сегодня на уроке составим справочник-путеводитель по Казахстану по следующим пунктам:
1)география и природа
2)экономика
3)политическое устройство
4)административное деление
5)население
6)туризм
1.Казахстан расположен в центре самого крупного материка-Евразии.Поэтому Казахстан называют «сердцем Евразии».Если посмотреть на политическую карту мира,то сразу становится ясно что территория нашего государства огромна ,она занимает 9 место в мире по площади.Предложить учащимся ответить на вопрос:какие крупные государства они знают?(выслушать предположения уч-ся)
ОТВЕТ .Россия,Канада,Китай,США,Бразилия,Австралиия,Индия,Аргентина,Казахстан.
? уч-ся.Выслушать ответы
ГРАНИЦЫ КАЗАХСТАНА:(слайд 3)
С Россией- на востоке,севере,северо-западе
С Узбекистаном,Киргизией,Туркменией- на юге
С Китаем- на юго-востоке
Учащиеся выполняют задания на интерактивной доске(слайд 4,5)
В Казахстане около 8,5тыс.рек
Крупные реки:Иртыш,Ишим,Урал,Сырдарья,Или,Тобол,эмба.В Казахстане 48 тыс.озер.Крупныеозера:Балхаш,Алаколь,Зайсан,Тенгиз,Маркаколь.
Горы занимают 10% территории Казахстана.На востоке страны находятся Алтайские горы,в Сарыарке-Кокшетау,Улытау,Баянаул
? уч-ся.Какие полезные ископаемые есть в стране и где их добывают?
(задание выполняется на интерактивной доске)Слайд 6.
Полезные ископаемые
1.Месторождения полиметаллических руд находятся в Центральном Казахстане
2.Уголь в Экибастузе,Караганде
3.Золото в Акмолинскойобласти,Восточно-казахстанской области.
4.В Западном Казахстане добывают нефть.
2.ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО (слайд 7,8,9)
Президент Республики Казахстан является главой государства,его высшим должностным лицом,определяющим внутреннюю и внешнюю политику страны.
Парламент является высшим представительныморганом РК,осуществляющим законодательные функции.
Символами политической независимости являются его флаг ,герб,гимн
Конституция страны принята 30 августа 1995 года,она провозглашает Казахстан « демократическим,светским.правовым и социальным государством»
3.АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО
Основу административно-территориального устройства Республики Казахстан составляют 14 областей,90 городов,2 города республиканского значения-это Астана и Алматы(слайд 10). Астана является столицей Казахстана.(Слайд 11).
Мы проживаем в Северо Казахстанской области.Адинистративный центр –город Петропавловск,основан 1752 г.Он расположен на реке Ишим и представляет собой важный железнодорожный узел.Регион является крупным производителем аграрной продукции.(задания по слайдам.Объяснить символы герба Петропавловска и герба СКО)
4.НАСЕЛЕНИЕ КАЗАХСТАНА
В Казахстане проживает 17 млн.человек,более 130 национальностей.
? уч-ся.Какие крупные этносы вы знаете?
ОТВЕТ.Самые многочисленные этносы: казахи(67%),
Русские(21%)
Украинцы
Узбеки
С сер.18 века начинает формироваться многонациональный состав РК
Население Казахстана.
События, повлиявшие на состав населения Казахстана:
1.Столыпинская переселенческая политика(слайд 18,19);
В этот период происходит рост русско-украинского населения..
2.Великая Отечественная война(слайд 20);
2,5 миллиона человек прибыло в Казахстан накануне и во время Великой Отечественной войны (депортированные народы – поляки, немцы, чечены, ингуши, греки, турки).
450 тысяч казахстанцев погибло во время Великой Отечественной войны.
3.Освоение целинных и залежных земель(слайд 21).
За первые 3-4 года освоения целины в Казахстан приехали 650 тысяч людей из Молдавии, Украины, Белоруссии, России. Это привело к снижению численности казахского населения.
Это, конечно ,не все события,которые повлияли на национальный состав Казахстана.За период независимости заметно возросла численность казахов,кроме того ,увеличилась численность узбеков,дунган и уйгур.
Домашнее задание:приготовить материал по пунктам №2 и №6 Экономика(промышленность,сельское хозяйство,транспорт)
Туризм(исторический,экологический,этнографический)
ЛИТЕРАТУРА
1.Герке С.Ф.История Казахстана:Тетрадь с заданиями для индивидуальной работы учащегося.5 класс.Алматы,2010 г.
2.П.В.Косович.Все о Казахстане. Краткий справочник-путеводитель.Костанай,2010,г.
3.Интернет-ресурсы