Внеклассное мероприятие «Физика мен астрономиядан интеллектуалдық шоу»
Цели и задачи мероприятия:
— по изученным темам формировать умения и навыки применять знания по физике и астрономии в различных нестандартных ситуациях;
— развивать логическое мышление;
— совершенствовать речевые способности;
— формировать навыки коллективной работы;
— способствовать воспитанию у детей чувства взаимоуважения к друг другу, умения выслушать мнение оппонента;
— формировать чувства ответственности перед членами команды;
— способствовать развитию интереса к предмету и потребности к углублению и расширению знаний.
Эпиграф:
… Безусловно, тот, кто будет внимательно и настойчиво исследовать эти вещи, не останется без богатых плодов своего труда.
И.Ньютон
- Визитка
- «Разминка астрономов».(30 вопросов)
- «Логический блиц».(30 вопросов)
- «Ребусы».
- Игра со зрителями «Физические догонялки».
6. «В лабиринте великих имен и открытий». Ученые.
7. «Пантомима».
8. «Конкурс полиглотов».(Игра с болельщиками команд.)
9. «Конкурс капитанов»
10. Конкурс «Физики – лирики.» (литературный)
Турнир любознательных
Здравствуйте! Мы очень рады приветствовать вас на нашей игре. В игре принимают участие учащиеся 9 «Ж» и 8 «А» класса. Оценивать результаты и
Подсчитывать баллы будет уважаемое жюри (оглашается состав жюри).
1 конкурс.Визитная карточка.
Представить свою команду(название, эмблема, девиз).
1 команда. «Метеоры.
Девиз:«Лучше ярче блеснуть и мгновенно сгореть, чем всю жизнь бесконечно и медленно тлеть!»
1 ученик. Знаете, как говорится в народе?
«Физика — царица всех наук о природе!
2 ученик. Физика много разделов включает,
Каждый вопросы свои изучает.
Например, проводов всех «величество»
Изучает раздел «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО».
3 ученик. «МЕХАНИКА» все изучает движения,
Действия сил, точки их приложения,
4 ученик. Тепловых процессов динамику
Изучает «ТЕРМОДИНАМИКА».
5 ученик.Отражение света, его преломление,
Прямолинейное распространение,
Как изображение глаз получает —
Все это «ОПТИКА» изучает.
6 ученик.Что собой представляет ядро или атом
Мы из «АТОМНОЙ ФИЗИКИ» узнаем когда-то.
7 ученик.В каждом разделе много полезного,
Познавательного и интересного!
1ый ученик. Физика – это здорово! Без нее не летали бы самолеты и космические ракеты, не ходили бы теплоходы и поезда.
2й ученик. Не будь её, мы до сих пор ходили бы пешком или ездили на лошадях!
3й ученик. Если бы не было физики, мы не смогли бы поговорить по телефону: его бы просто не было!
4й ученик. Без нее по вечерам в наших домах горела бы свеча или тусклая керосиновая лампа!
5й ученик. Без физики люди никогда бы не изобрели электричество, и всех электроприборов просто бы не существовало!
6й ученик. Вы только представьте, что у вас дома нет телевизора, магнитофона, стиральной машины, пылесоса, холодильника, утюга! — Ужас!
7й ученик. И без физики мы не смогли бы посмотреть кино, послушать музыку, сфотографироваться!
Все вместе: Физика – это здорово!!!
Легко нам с физикой жить и трудиться,
Она все сделает быстро за нас.
Она нам в жизни не раз пригодиться,
Поэтому с физикой мы дружим сейчас!
Она строить дома помогает,
Она стирает и гладит, и шьёт.
Дорогу к звёздным мирам пролагает,
С ней никогда и никто не пропадёт!
2команда « ФИЗИКИ ».
1 ученик. Желаем испытать судьбу, вступая в КВН-ное сражение. Нет, не написано на лбу: «Победа ждет нас или поражение». 2 ученик. Мы не устанем удивляться
Чудесам, что есть на Земле-
Телевизору, сотовой связи,
И компьютеру на столе.
3 ученик. Стартуют быстрые ракеты
По расписанию, в нужный час,
Чтоб звездные раскрыть секреты
И донести потом до нас.
4 ученик. Самолеты летят сквозь тучи,
Ходят по морю корабли.
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди могли?
5 ученик. Я вверяю себя трамваю,
Я гляжу на экран кино.
Эту технику понимая,
Изумляюсь ей все равно.
6 ученик. Ток по проволоке струится:
Спутник ходит по небесам,
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам!
Все хором . Команда наша – класс,
Команда наша – сила,
Любовь к своей команде
Нас всех объединила.
7 ученик. Куда ни кинешь бодрый взгляд,
Везде и всюду неуклонно
По всей большой земле царят
Единой физики законы.
8 ученик. Я преклоняюсь пред Ньютоном,
Эйнштейном, Планком и протоном,
Ядром, нейтроном и законом,
И пусть не смотрит Бор с укором.
Девиз : «Владея опытом естественных наук,
Изучим все, что есть в подлунном мире.
Тогда лишь станет ясным все вокруг.
И пониманье человеческое шире.»
2 конкурс
1. ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ? (ТЕЛЕСКОП)
2. ЕДИНСТВЕННЫЙ ЕСТЕСТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ? (ЛУНА)
3. « ПАДАЮЩАЯ » ЗВЕЗДА ( МЕТЕОР)
4. В КАКОМ ГОДУ БЫЛ ОСУЩЕСТВЛЕН ПЕРВЫЙ В МИРЕ ПИЛОТИРУЕМЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА? (1961)
5. МЕСТО НА ЗЕМНОМ ШАРЕ, ГДЕ ДЕНЬ ВСЕГДА РАВЕН НОЧИ. (ЭКВАТОР)
6. КАКАЯ ЗВЕЗДА НАХОДИТСЯ БЛИЖЕ ВСЕХ К ЗЕМЛЕ? (СОЛНЦЕ)
7. ГИГАНТСКАЯ СИСТЕМА ИЗ МИЛЛИАРДОВ ЗВЕЗД, ИНОГДА СОДЕРЖАЩАЯ ОГРОМНЫЕ МАССЫ ГАЗА И ПЫЛИ. (ГАЛАКТИКА)
8. ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ ИМЕЕТСЯ ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА? (ЗЕМЛЯ)
9. САМАЯ БОЛЬШАЯ ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ? (ЮПИТЕР)
10. БОЛЬШАЯ ПЛАНЕТА, ПЕРИОД ОБРАЩЕНИЯ КОТОРОЙ РАВЕН 84 ГОДАМ. (УРАН)
11. РАССТОЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРОХОДИТ СВЕТ ЗА 1 ГОД. (СВЕТОВОЙ ГОД)
12. « ХВОСТАТАЯ» ЗВЕЗДА. (КОМЕТА)
13. БЛИЖАЙШАЯ К ЗЕМЛЕ ТОЧКА ЛУННОЙ ОРБИТЫ. (ПЕРИГЕЙ)
14. САМАЯ БЛИЗКАЯ К СОЛНЦУ ПЛАНЕТА. ( МЕРКУРИЙ)
15. ОСНОВОПОЛОЖНИК ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МИРА, ОТВЕРГНУВШИЙ УЧЕНИЕ ПТОЛЕМЕЯ. (НИКОЛАЙ КОПЕРНИК)
16. КТО ИЗ УЧЕНЫХ ПЕРВЫМ СКАЗАЛ, ЧТО ЗЕМЛЯ ИМЕЕТ ФОРМУ ШАРА? (ПИФАГОР)
17. САМАЯ ДАЛЬНЯЯ ОТ СОЛНЦА ИЗ ПЛАНЕТ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ. ( МАРС)
18. САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ ПЛАНЕТА ЗЕМНОЙ ГРУППЫ. (ВЕНЕРА)
19. НАЗВАНИЕ ТЕЛА, СОВЕРШИВШЕГО ХОТЯ БЫ ОДИН ОБОРОТ ВОКРУГ ЗЕМЛИ. (ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ)
20. НЕМЕЦКИЙ АСТРОНОМ, УСТАНОВИВШИЙ ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ ПЛАНЕТ. (И. КЕПЛЕР)
21. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ КОМЕТЫ. (ГОЛОВА)
22. КОГДА БЫЛ ЗАПУЩЕН ПЕРВЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ? (1957)
23. НАШИ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ – КОСМОНАВТЫ.
(Т. АУБАКИРОВ и Т. МУСАБАЕВ)
24. В КАЗАХСКИХ ЛЕГЕНДАХ ДВИЖЕНИЕ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ ОТЛИЧАЕТСЯ СВОЕЙ ЕСТЕСТВЕННОСТЬЮ. КАКУЮ ЗВЕЗДУ КАЗАХИ НАЗВАЛИ Темірқазық (в переводе с казахского это слово означает Железный кол)? (ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА)
25. САМАЯ ЯРКАЯ ЗВЕЗДА НА НОЧНОМ НЕБЕ, КОТОРАЯ НАХОДИТСЯ В СОЗВЕЗДИИ «БОЛЬШОГО ПСА». (СИРИУС)
26. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРИЧИНА СМЕНЫ ВРЕМЕН ГОДА?
(НАКЛОН ЗЕМНОЙ ОСИ)
27. КОГДА В СЕВЕРНОМ ПОЛУШАРИИ НАЧИНАЕТСЯ АСТРОНОМИЧЕСКОЕ ЛЕТО, А В ЮЖНОМ – АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ЗИМА?
(Это день летнего солнцестояния, когда Солнце достигает самой высокой точки на эклиптике – приходится примерно на 21 – 22 июня.)
28. ЛИНИЯ, ОТДЕЛЯЮЩАЯ ТЕМНУЮ ЧАСТЬ ОБРАЩЕННОГО К ЗЕМЛЕ ДИСКА
ЛУНЫ ОТ СВЕТЛОЙ. ( ТЕРМИНАТОР)
29. ПЕРВАЯ МАЛАЯ ПЛАНЕТА, ОТКРЫТАЯ ИТАЛЬЯНЦЕМ ДЖУЗЕППЕ ПИАЦЦИ
1 ЯНВАРЯ 1801 года (диаметр ее составляет 933 км). (ЦЕРЕРА)
30. ХИЩНАЯ РЫБА, С КОТОРОЙ ПОЛИНЕЗИЙЦЫ СВЯЗЫВАЛИ НАЗВАНИЕ
МЛЕЧНОГО ПУТИ? (АКУЛА)
3 КОНКУРС
- Окружность, описываемая Солнцем за один год, проходит через 12 созвездий.
(Эклиптика)
- Направленный отрезок, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением. (Перемещение)
3.Можно ли принять Землю за материальную точку при расчете пути, пройденного
Землей по орбите вокруг Солнца ? (Да, так как размеры Земли малы по сравнению с путем.)
4. Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в самолете?
(Перемещение)
5.Самая низкая температура в природе ? (Абсолютный нуль.)
6.Величина, характеризующая инертные и гравитационные свойства тела. (Масса)
7. Атом, потерявший электрон. (Положительный ион)
8. Названия сосудов, соединенных между собой.(Сообщающиеся)
9. Устройство, в котором какой-либо вид энергии преобразуется в электрическую. (Источник тока)
10. Единица измерения давления.(Паскаль)
11. Энергия (общая мера движения), которую тело получает или отдает при теплопередаче.(Количество теплоты)
12. Способ передачи энергии путем перемещения жидкости или газа. (Конвекция)
13. Явление резкого возрастания силы тока при внезапном «падении» сопротивления.(Короткое замыкание)
14. Единица измерения мощности. (Ватт)
15. Сильное возмущение магнитного поля Земли, резко нарушающее его плавный суточный ход. (Магнитная буря)
16. Единица измерения ускорения.(м/с²)
17.Причина изменения скорости тела.( Сила)
18. Точка на оптической оси линзы, где пересекаются все лучи, падающие параллельно. ( Фокус)
19. Учёный, которой впервые измерил атмосферное давление. (Торричелли)
20. Значение скорости света . (300 000 км/с)
21. 1 кОм – … ? Ом ( 1000 Ом)
22. Вольтметр включают в цепь … ? (Параллельно)
23.Модуль максимального смещения от положения равновесия.(Амплитуда)
24.Многократно повторяющееся движение.(Колебания)
25. Прибор, измеряющий силу тока.(Амперметр)
26. Процесс, сопровождающийся быстрым образованием и ростом пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости наружу.(Кипение)
27.Сила, с которой тело действует на опору или подвес. (Вес)
28. Единица измерения силы. (Ньютон)
29. Название видимого электромагнитного излучения Солнца. (Свет)
30. Назовите ученого который ,в 16 веке установил законы свободного падения.
(Великий итальянский ученый Галилео Галилей)
4 конкурс
5 КОНКУРС
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ.
1. ОНО МОЖЕТ БЫТЬ ПОВЫШЕННЫМ, ПОНИЖЕННЫМ, НОРМАЛЬНЫМ. С ЕГО ПОМОЩЬЮ МЫ ПЬЕМ И ЕДИМ.А НА ВЫСОТЕ ОНО ДРУГОЕ.
2. ОТ НЕГО ЗАВИСИТ ЖИЗНЬ НЕ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКА, НО И ЖИВОТНЫХ.
3. ЕГО ИЗМЕРЯЮТ БАРОМЕТРОМ.
(Атмосферное давление.)
- Он бывает не везде, чаще всего там, где огромное пространство.
2. Как моргнешь, может исчезнуть, если в пустыне или в море.
3. В этом доме жить нельзя, на этом пароходе нельзя плавать. В этом оазисе нельзя жить.
(Мираж)
1. Это мы не видим, но он греет. Этого нет в человеке, но есть в некоторых животных и растениях.
2. Если с ним неправильно обращаться, то он может убить.
3. Если он проходит в каком –либо приборе, то становится электрическим.
(Электрический ток)
1. Это такое явление, которое зависит от температуры.
2. Около кулинарии вкусно пахнет.
3.Явление, при котором происходит перемешивание молекул разных веществ. ☺ (Диффузия.)
1.Как орудие войны это изобретение упоминается в источниках ХIII в.,Х۷ в., в конце Х۷III и середине ХХ в.
2. Предполагается, что родина этогоизобретения Китай.
3.Слово – немецкое .
4. В Европе ( ХIII в.) его разновидность получила название – «летающий огонь,» или «огненный волан.»
5. Это изобретение – основной двигатель космических кораблей.
(РАКЕТА.)
- ОН ОЧЕНЬ МАЛ, МОЖЕТ БЫТЬ РАВНЫМ НУЛЮ И НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ
ОТДЕЛЬНО ОТ МАТЕРИИ.
2. ОТ НЕГО ЗАВИСИТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕЛ, БОЛЬШИХ И МАЛЫХ, ЧЕРНЫХ И БЕЛЫХ, ГОРЯЧИХ И ХОЛОДНЫХ,СТРАННЫХ И УЖАСНЫХ.
3. ЕГО МОЖНО ОБНАРУЖИТЬ ЭЛЕКТРОСКОПОМ.
(ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЗАРЯД.)
БАТОМЕТР- это прибор
1) для определения кровяного давления;
2) для измерения атмосферного давления;
3) для определения количества осадков;
4) для взятия глубинных проб воды и
измерения температуры исследуемого
слоя воды.)
5) для отбора проб крови.
( ДЛЯ ВЗЯТИЯ ГЛУБИННЫХ ПРОБ ВОДЫ И ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ИССЛЕДУЕМОГО СЛОЯ ВОДЫ.)
СПИРОМЕТРОМ измеряют
1)ВЕС СЫПУЧИХ МАТЕРИАЛОВ;
2) СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ;
3) ЯРКОСТЬ ЗВЕЗД;
4) ОБЪЕМ ВОЗДУХА, ПОСТУПАЮЩЕГО В ЛЕГКИЕ;
5) КРЕПОСТЬ СПИРТА.
(ОБЪЕМ ВОЗДУХА В ЛЕГКИХ.)
ВЫСОТУ ПОЛЕТА САМОЛЕТА измеряют
1) Манометром
2) Гигрометром
3) Эхолотом
4) Альтиметром
5) Динамометром
(АЛЬТИМЕТРОМ)
ПЛОТНОСТЬ ЖИДКОСТИ измеряют
1) МАНОМЕТРОМ
2) СПИДОМЕТРОМ
3) АРЕОМЕТРОМ
4) БАРОМЕТРОМ
5) ГИГРОМЕТРОМ
(АРЕОМЕТРОМ.)
6 КОНКУРС
7 КОНКУРС
Задание командам: Изобразить указанное в карточке физическое явление, а соперники
должны определить, что им было показано.1. Электризация тел.
2. Броуновское движение.
8 КОНКУРС Пока команды готовятся, ведущий проводит игру со зрителями.
1.ИНЕРЦИЯ – это
СЛОВО
1) ИТАЛЬЯНСКОЕ
2) ГРЕЧЕСКОЕ
3) ЛАТИНСКОЕ
4) ФРАНЦУЗСКОЕ
5) РУССКОЕ
(ЛАТИНСКОЕ)
- ЛИТР
1) РУССКОЕ
2) ГРЕЧЕСКОЕ
3) ФРАНЦУЗСКОЕ
4) ЛИТОВСКОЕ
5) ТУРЕЦКОЕ
(ФРАНЦУЗСКОЕ)
3. МАЯТНИК- это слово
1. РУССКОЕ
2. ГОЛЛАНДСКОЕ
3. МОНГОЛЬСКОЕ
4. АРАБСКОЕ
5. ФРАНЦУЗСКОЕ
(РУССКОЕ)
4. Ф И З И К А — это слово
1) РУССКОЕ
2) ЛАТИНСКОЕ
3) АНГЛИЙСКОЕ
4) ПОЛЬСКОЕ
5) ГРЕЧЕСКОЕ
(ГРЕЧЕСКОЕ)
9 КОНКУРС
«КОНКУРС КАПИТАНОВ» (конкурс «Почемучек»)
- Почему снег, посыпанный золой, тает быстрее ?
- Почему комар пищит, а шмель жужжит ?
- Почему электроны не падают на ядро, ведь разноименные заряды притягиваются ?
- Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой ?
- Почему дневной бриз дует с моря на берег, а ночной наоборот ?
- Почему влага в растениях поднимается снизу вверх ?
- Почему нельзя всать со стула, не наклоняясь ?
- Почему за тюлевой занавеской не видно днем снаружи то, что находится в комнате, а вечером то, что происходит на улице ?
- Почему палец примерзает к холодному металлу ?
- Почему реактивные самолеты могут летать с большими скоростями только в верхних слоях атмосферы ?
10 КОНКУРС «Физики – лирики.» (литературный)
Турнир любознательных
Задание командам:
Прослушав отрывки из стихотворений, ребята должны постараться отгадать, о чем с точки
зрения физики идет речь.
Ведущий: «Мнение, будто наука и поэзия противоположны друг другу, — чистое заблуждение. Напротив того, наука открывает целые царства поэзии там, где для ума ненаучного все пусто.» Г.Спенсер
(А.Тарковский)
«Мерцая жёлтым язычком,
Свеча всё больше оплывает.
Вот так и мы с тобой живём –
Душа горит, и тело тает.»
(Излучением называется процесс передачи
энергии от одного тела к другому с
помощью электромагнитных волн.)
(А.С.Пушкин)
«Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов –
И шлёшь ответ.»
(Эхо)
(М.Ю.Лермонтов)
«Там разноцветною дугой,
Развеселяясь, нередко дивы
На тучах строят мост красивый,
Чтоб от одной скалы к другой
Пройти воздушною тропой.»
(Радуга)
Из стихотворения «Анчар» А.С. Пушкина
«Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зноя,
и застывает вечер
Густой прозрачною смолою.»
(Плавление и отвердевание)
М.Цветаева
«Косматая звезда,
Спешащая в никуда
Из страшного ниоткуда.
Между прочих овец Приблуда,
В златорунные те стада
Налетающая, как Ревность, —
Волосатая звезда древних!» (Комета)
М.А. Дудин
« Ах, как играет этот Север!
Ах, как пылает надо мной
Разнообразных радуг веер
В его короне ледяной.
Ему , наверно, по натуре
Холодной страсти красота,
Усилием магнитной бури
Преображения в цвета…» (Северное сияние )
Подведение итогов:
Жюри объявляет итоги конкурсов .
Награждение команд и участников за успехи в отдельных конкурсах.
Заключительное слово ведущего:
По словам В.Гумбольдта «Умственные занятия оказывают на человека такое же благотворное влияние, какое Солнце оказывает на природу, они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух». Эти слова созвучны с целью нашего мероприятия. Надеемся, что наши умственные упражнения не только позволили показать чему вы научились и усвоили, а также подняли ваше настроение и вызвали интерес к познанию тайн природы и всего непознанного вокруг.