Возрастные нормы речевого развития ребенка
Казахстан, Павлодарская область, Актогайский район, с. Актогай
КГУ «Областной кабинет психолого-педагогической коррекции»
Учитель-логопед
Садвакасова Жанна Болатовна
Появление ребенка в семье-радостное событие для родителей. С первых же дней жизни они окружают его любовью, заботятся о его здоровье, задумываются о том, правильно ли он развивается, не будет ли у него проблем в будущем, когда он пойдет в школу, не стоит ли обратиться за советом к специалисту, «пока еще не поздно»? В норме к трем годам у детей речь является полноценным средством общения: они понимают обращенную к ним речь и могут выразить свои желания полноценными предложениями. К сожалению в последнее время, из-за множества вредоносных факторов увеличилось количество детей раннего возраста, имеющих проблемы в речевом или познавательном развитии, которые не укладываются в рамки естественного развития ребенка. Но давайте не будем спешить с выводами, преждевремянно бить тревогу, а понаблюдаем за развитием ребенка. Что должны знать родители о речевом развитии?
Уже в 2 месяца он должен начать гулить, с 2 до 5 месяцев-произносить нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу»ғ «аха», «авя», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.
В 2,5-3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.
В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый «комплекс оживления» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно стучит ножками и машет ручками, гулит и смеется в ответ на обращение мамы или другого взрослого.
(К 5-6 месяцам нормально развивающихся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно.
Примерно с 7 и 8 месяцев ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.
К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития.
К году в его словаре будет уже 10-15 осознаннно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т.п.
К 1,5-2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!». Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий».
К 3 годам ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки [б] , [б,], [п], [п,], [м], [м,], [т], [т,], [н], [н,], [к], [к,],[ г], [г,], [в], [в,], [ф], [ф,], строит простые распрастраненные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.
К 4 годам уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с,], [з], [з,], использует в речи сложноподчиненые предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали.
К 5 годам малыш правильно произносит щипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.
В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи.
С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.
К 17 годам он овладеет письменной речью и постигнет все богатство родного языка в целом.
Чем могут помочь родители своим малышам длч того, чтобы их речевое развитие происходило в соответствии с возрастом? Вотнекоторые советы и рекомендации:
Помните, что ребенок развивается путем подражания окружающим его людям. В связи с этим ребенок должен слышать только грамматически правильную речь в своем окружении.
Первый образец речи для ребенка-это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребенка. Семья-первая школа.
Без помощи родителей ребенку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребенком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, четко, выразительно, средней силы голосос, правильно произносите звуки и слова – это поможет ребенку скорее овладеть правильной речью.
Не подражайте неправильной речи ребенка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребенком, используя слова-заменители, такие как ням-ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребенка.
При появлении речи у ребенка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребенок , подражая вашей речи, научится говорить правильно.
Следите за появлением и развитием речи вашего ребенка, начиная с лепета и появления первых слов. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребенка. Неторопливая, четкая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребенка.
Не перегружайте ребенка речевым материалом. При чтении объясняйте ребенку значение слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребенка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.