Жить, учиться и работать как одна семья
Казахстан, Костанайская область
Рудненский колледж «Технологии и сервиса»
Старший мастер
Шишкин Николай Иванович
В условиях социального расслоения общества и снижения территориальной мобильности населения техническое и профессиональное образование становится все более востребованным. Многочисленность учебных заведений ситстемы ТиПО, их достаточно равномерное размещение по территории РК, относительно короткие сроки обучения и невысокие материальные затраты обусловливают доступность профессионального образования для населения с ограниченными экономическими возможностями. При этом оно служит одной из форм социальной защиты для выпускников школ и, как следствие, стабилизирующим фактором в обществе, предупреждающим интолерантное поведение.
Формирование в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения возможно лишь при реализации следующих конкретных задач:
- воспитания у обучающихся миролюбия, готовности к принятию и пониманию других людей, позитивному взаимодействию с ними;
- формирования негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
- развития способности к конструктивному межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
- создания толерантной среды в образовательном учреждении.
Толерантность как нравственная черта личности будущего специалиста развивается в результате систематического решения социально-психологических, ситуационных задач, отражающих социально-нравственные, профессионально-производственные отношения в процессе учебно-профессиональной деятельности. Постепенно обучающийся приобретает адекватные представления о своих возможностях, у него формируются качества, отражающие профессионально-нравственное самосознание.
Формирование толерантного мировоззрения у обучающихся колледжа является длительным, сложным и целостным процессом, который целесообразно осуществлять поэтапно.
- Рефлексный этап направлен на актуализацию и стимулирование самопознания в период адаптации в колледже.
- Развивающий этап способствует изучению и усвоению духовно-нравственных норм и ценностей.
- Функциональный этап предполагает развитие личностного новообразования путем включения в практическую деятельность.
Каждому этапу присущи свои функции, отражающие особенности педагогического воздействия с учетом поставленных целей и задач.
Особенности первого этапа (первый учебный год) определяются адаптацией обучающихся к новым условиям их деятельности. Работа в этом направлении ведется по определенной системе творческого взаимодействия субъектов образовательного процесса колледжа Для психологического исследования личности обучающихся разработан диагностический инструментарий (вопросники, анкеты, тесты, анализ уроков производственного обучения и др.). Вся работа документируется: педагогический дневник мастера произсодственного обучения, журнал наблюдения классного руководителя, отчёт психолога колледжа.
Так, среди обучающихся первых курсов в начале 2016/2017 учебного года было проведено анкетирование на выявление их нравственных и жизненных позиций. Каждый пункт анкеты содержал несколько вариантов ответов. Необходимо было выбрать тот вариант, который наиболее точно отражает позицию испытуемого .
Результаты анкетирования, в котором приняли участие обучающиеся, позволяют констатировать: обучающимся нового набора присущи повышенная конфликтность и агрессивность к людям другой национальности, что не может не вызывать серьезной озабоченности педагогического коллектива.
Сопровождение первого этапа включает три обязательных компонента:
- Систематическое отслеживание в процессе обучения и воспитания нравственного и психического развития обучающихся. Психолог, социальный педагог, мастера производственного обучения с первых дней учебного года начинают собирать и накапливать информацию о различных сторонах жизни, поведении и динамике развития обучающихся в различных ситуациях.
- Создание социально-педагогических условий для личностного развития обучающихся, их успешного обучения и воспитания. На основе данных диагностики и наблюдений разрабатываются индивидуальные и групповые программы нравственного развития обучающихся, формирования толерантных отношений.
Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи обучающимся имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении, для предотвращения кризисов, конфликтов, трудностей адаптации.
Развитие толерантных отношений возможно только в условиях толерантной образовательной среды .
Для выявления динамики нравственных качеств и жизненных позиций обучающихся первых курсов в конце учебного года было проведено повторное анкетирование .
Результаты анкетирования показали значительные сдвиги в лучшую сторону. Это говорит о эффективности рефлексивного этапа, об успешной адаптации обучающихся в колледже.
Особенностью второго этапа формирования толерантного мировоззрения обучающихся (второй учебный год) является развитие эмоционально-волевого компонента, становление мотивационно-ценностного и оценочно-коммуникативного компонентов.
Деятельность мастеров производственного обучения направлена на выбор оптимальных путей в развитии толерантных отношений между обучающимися в учебном заведении.
Педагогическое взаимодействие на основе разработанного локального акта методической службы колледжа способствует успешному координированию деятельности цикловых методических комиссий. Преподаватели, мастера производственного обучения готовят методические разработки, доклады, делятся опытом работы по развитию толерантных отношений на заседаниях, семинарах
Традиционным является проведение в колледже предметных недель, недель профессии, которые развивают у обучающихся не только интерес к будущей профессии, но и нравственные качества. Участие обучающихся в выставках, конкурсах, смотрах формирует ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности, развивает инициативу, способность к толерантному общению, формирует уважение к себе и другим. Уроки мужества, шефская помощь, классные часы и воспитательные мероприятия с их участием влияют на формирование гражданской позиции обучающихся.
Третий этап развития толерантных отношений обучающихся колледжа осуществляется на III курсе обучения и ставит целью преимущественное развитие коммуникативного компонента. Реализации этой цели способствует организация преддипломной практики на предприятиях социальных портнёров. Прохождение профессиональной практики включает в себя элементы и различные формы учебно-профессиональной подготовки направленые на развитие самостоятельности и инициативы, индивидуальности, творческих способностей каждого обучающегося. Созидательно-коммуникативному совершенствованию способствует участие обучающихся в работе НОУ под руководством мастера производственного обучения первой категории Ивановой надежды Вячеславовны. В качестве индивидуальных заданий обучающиеся готовят сообщения, доклады, рефераты, оказывают помощь в компьютерном оформлении творческих работ.
Исследовательские материалы представляются на ежегодной научно-практической конференции колледжа, на областном конкурсе ТиПО , на котором в 2016 году обучающийся первого курса группы поваров Санаев Даниил занял первое место. Все это способствует развитию профессиональных интересов обучающихся и повышает культуру взаимоотношений.
Таким образом, развитие толерантных отношений обучающихся является частью профессиональной подготовки и представляет собой организационно-педагогическую систему обучения и воспитания в колледже.