Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Сунниты и Шииты

Казахстан, Северо-Казахстанская область, Тимирязевский район,  с. Комсомольское

Комсомольская средняя школа

учитель по религиоведению

Кашина Наталья Вячеславовна

Задачи: 1. Создать условия для ознакомления с историей развития и основными принципами направлений ислама «суннизм» и «шиизм», их ролью  в современном обществе.

  1. Развивать познавательную активность учащихся; умение анализировать информацию, делать выводы.
  2. Воспитывать толерантность у учащихся.

Ход занятия.

1.Организационный момент.                              

Проверка готовности класса к уроку.

  1. Сообщение целей и задач урока.
  2. Объяснение нового.

3.1 Рассказ учителя

— Первоначально ислам представлял собой целостное образование, однако это продолжалось недолго. Пророк Мухаммед в своё время сказал: «Ислам после гибели моей разделиться на 73 ветви, только одна из них попадёт в рай». Смерть Мухаммеда в 632г. поставила вопрос о том, кто должен стать его заместителем (халифом). Было и прямое завещание пророка, согласно которому его преемником должен был стать Али, но, как это нередко бывает, авторитет Мухаммада, непоколебимый при жизни, после смерти не сыграл решающую роль. Сторонники его завещания полагали, что руководить уммой (общиной) должны «назначенные Богом» имамы — Али и его потомки от Фатимы, и считали, что власть Али и его наследников — от Бога.Ближе других к пророку по родственным связям был его двоюродный брат Али (муж Фатимы- дочери Мухаммеда) и отец двух любимых внуков Мухаммеда – Хасана и Хусейна. Сторонники Али стали именоваться шиитами, что дословно и означает «сторонники, приверженцы».

Их оппоненты возражали, что ни в Коране, ни во второй по важности Сунне  ничего не сказано об имамах и о божественных правах на власть рода Али. Ничего не говорил об этом и сам пророк. Шииты отвечали, что предписания пророка подлежат толкованию — но только теми, кто имеет на это особое право. Оппоненты считали подобные воззрения ересью и говорили, что следует воспринимать Сунну в том виде, в каком ее составили сподвижники пророка, без каких-либо изменений и толкований. Это направление сторонников строгого следования Сунне получило название «суннизм».

Однако, первым халифом избрали  Абу Бекра (632-634г.) – старейшего сподвижника Мухаммеда, участника переселения из Мекки в Медину. Вторым халифом стал Омар (634-644), которого назначил своим преемником Абу бекр. Третьим взошёл на престол халифа Осман (644-656), принадлежавший к богатому курайшитскому роду Омейядов.

— С приходом к власти Османа, представители этого рода прибрали к рукам все доходные места в Халифате, что вызвало недовольство многих мусульман, и прежде всего, сторонников Али, которые стали называться шиитами. Шииты утверждали, что выбранные халифы являются узурпаторами и что управлять мусульманами должны люди, связанные с Мухаммедом узами родства. Дело кончилось тем, что в 656г. толпы шиитов, собравшиеся в Медине под видом паломников из разных районов Халифата, ворвались во дворец Османа и убили халифа. Новым халифом был провозглашён Али и одним из его первых шагов было смещение всех назначенных Османом наместников. Лишь один из них – Муавия из рода Омейядов – отказался повиноваться Али и фактически оторвал от Халифата подчинённую ему Сирию. В 661г. Али пал жертвой заговора т.е закололи отравленным кинжалом в мечети Куфы, после чего шииты отстранены от руководства Халифатом. . Он передал престол своему сыну Язиду, отменив выборность халифов и превратив этот институт в обычную наследственную монархию. Имам Хусейн не признал власть Язида. Противостояние длилось недолго и закончилось катастрофой для Хусейна и его сторонников. В том же 680 году, 10 октября, он с семьей и ближайшими сторонниками после изнурительной осады был атакован в Кербеле (Ирак) войсками халифа под командованием бывшего сторонника Али некоего Шимра. В этой битве был убит сам Хусейн, двое его сыновей, в том числе, шестимесячный младенец, несколько родственников и почти все сторонники. Его гибель положила конец честолюбивым амбициям шиитов, однако шиизм стал одним из крупнейших оппозиционных направлений в исламе.

Бойня в Кербеле возмутила всю умму. А для шиитов имам Хусейн стал мучеником за веру и самым почитаемым из имамов. Город Кербела, где похоронен имам, считается для шиитов самым священным местом после Мекки и Медины. Ежегодно шииты почитают его память в ходе траурных церемоний Ашура. Известен шокирующий обычай «шахсей вахсей». По улицам проходят траурные шествия, в них принимают участие мужчины, которые под барабанную дробь в знак скорби бьют себя цепями. Шрамы и раны, полученные при этом, считаются знаком религиозного благочестия

. Одетые в черное женщины стоят вдоль дороги, голосят и бьют себя в грудь. В старом Иране принято проносить по улицам чучело льва. Приводимое в движение актером, чучело время от времени неуклюжим движением загребало солому и сыпало ее себе на голову, что символизировало опечаленную нацию, посыпающую голову пеплом. Впрочем, с точки зрения европейца, при этом достигался очень комический эффект.

В Иране в дни Ашуры на площадях до сих пор представляют тазийе — уникальные религиозные мистерии, посвященные как гибели имама Хусейна, так и предшествовавшим ей событиям. Этой традиции более тысячи лет, и тазийе стали таким же национальным символом для Ирана, как театр Кабуки — для Японии. Каждому персонажу полагается не меняющиеся веками костюм и имидж. Имам Хусейн одет в зеленое — символ святости, как и другие «святые» герои, и его лицо закрыто покрывалом. Главный отрицательный герой Шимр одет в красное — символ смерти и предательства. В тазийе актер не играет, а «изображает» своего героя. Это не актерское действо, а труд во славу Божию, в память и во славу почивших святых. Именно поэтому актер, играющий Шимра, может по ходу мистерии проклинать злодейства своего героя и жаловаться на то, что ему приходится играть такую ужасную роль. Сейчас  90% мусульман придерживаются суннитского направления. И только 10% составляют  шииты.

  1. Закрепление.

4.1 Соотнеси.

  1. 632г.  а Смерть Мухаммеда
  2. 632-634г  б Правление халифа Омара
  3. 634-644г  в Правление халифа Али
  4. 644-656г  г Правление халифа Абу Бекра
  5. 656-661г  д Правление халифа Османа

 

4.2 Заполни таблицу

Вопросы Сунниты Шииты
Источник вероучения?
Глава государства?
Как становяться главой государства?
  1. Итог. Рефлексия.

— Что я узнал нового?

 

  1. Домашнее задание . выучить даты.

Поделиться ссылкой:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *