Учимся дружить
Казахстан, Мангистауская область, г. Жанаозен
ГУ Начальная школа №16
учитель начальных классов
Назарбаева Г.П.
Цель: расширение представления о ценности дружбы.
Задачи урока:
– учить анализировать, объяснять свои суждения, поступки и подводить учащихся к осознанию собственного умения дружить;
– развивать умение понимать, оценивать чувства и поступки других;
– воспитывать у детей уважительное отношение к своим друзьям.
Ресурсы: аудиозапись, ватман, листы, интерактивная доска , стикеры
Круг радости « Улыбка»
Учитель предлагает детям спеть песню « Улыбка» на стихи М.Шаинского.
Минутка тишины
- Всегда приятно видеть, как дети улыбаются друг другу. Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие на прекрасный остров, который называется «Остров Доброты и Отзывчивости». Если вам хочется, то вы можете закрыть глазки и послушать музыку. (Звучит музыка. Пауза).
- Представьте себе красивый, зеленый остров, вокруг которого плещутся волны теплого моря (пауза). На этом острове живут мальчики и девочки. Мальчики сильные и смелые, а девочки – нежные и ласковые (пауза). Они очень дружные и веселые ребята. Всем девочкам и мальчикам хорошо вместе. Они умеют дружить и никогда не ссорятся (пауза). Всем мальчикам и девочкам радостно и хорошо вместе. Они улыбаются солнышку и держат друг друга за руки. Они – настоящие друзья, потому что добрые и отзывчивые (пауза).
Я скажу: «Хорошо быть добрым! Хорошо быть отзывчивым!», и вы откроете глазки. Вздохните глубоко. Потянитесь ручками вверх. Хорошо. Молодцы.
Беседа
– Сегодня мы с вами продолжим разговор о дружбе, друзьях, о том, что значит уметь дружить. Взрослые часто говорят вам: «Нужно быть дружными, дружно жить».
— Как вы понимаете это выражение?
— Что значит дружить? ( правило)
(Ответы детей).
Размышление над ситуацией
Учитель рассказывает детям о мальчике Санжаре, у которого были трудности в школе. Однажды он пришел домой и сказал маме: «Все, больше я в эту школу не пойду. Меня там никто не любит».
— Ребята, как вы думаете, что могло произойти с Санжаром в школе?
(Ответы детей).
Затем учитель говорит о том, как мама Санжара отнеслась к словам сына:
— Она очень удивилась, услышав жалобы сына, ведь он всегда хорошо учился, и учительница была им довольна. Неужели он хочет бросить школу, только из-за того, что у него не ладятся отношения с одноклассниками?
— Бывает ли так, чтобы человек хорошо учился, но с ним никто бы не хотел дружить? Почему?
(Ответы детей).
— Подумайте, как можно помочь Санжару и всем ребятам, у которых нет друзей?
Учитель, обобщая ответы детей, подводит к основной мысли:
— Каждому из нас важно уметь хорошо учиться, много знать, но так же важно уметь дружить и выстраивать отношения таким образом, чтобы вас могли понимать и любить таким, какой вы есть.
Рассказ учителя. Притча о дружбе.
Притча о дружбе
Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:
— Кто там?
За дверью ему ответили:
— Это твоё богатство.
Но старец ответил:
— Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.
И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.
— Кто там? — спросил он.
— Это твоя любовь! — услышал он ответ.
Но старец сказал:
— Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! — и опять не открыл дверь.
На третий день к нему снова постучали.
— Кто там? — спросил старик.
— Это твоя дружба! — услышал он в ответ.
Старец улыбнулся и открыл дверь:
— Друзьям я всегда рад. Но вдруг… вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:
— Но ведь я пригласил только дружбу!
На это вошедшие ответили ему:
— Ты столько лет прожил на земле и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!
Вывод: Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает
себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага.
Аристотель
Дружба — это не только великий дар, но и великий труд. Трудно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских и казахских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.
— Какие пословицы и поговорки вы знаете? ( ответы детей)
Упражнение «Неоконченные предложения»
Учитель предлагает ученикам подумать и ответить на вопросы: умеют ли они сами дружить и надо ли этому учиться. Работа над вопросами проводится в форме групповой дискуссии. Для этого учитель записывает на доске начало нескольких предложений и предлагает детям выбрать один из предложенных вариантов, завершить его, поясняя свой ответ:
- «Я умею дружить, потому что…».
- «Я могу дружить с ребятами, которые …».
- «Со мной можно дружить, потому что я …».
Игра «Острова»
Класс делится на две группы. На полу чертятся два небольших «острова». Под музыку ребята выполняют любые движения, а когда она закончится, то быстро занимают место на своем «острове» (чтобы разместиться на них, некоторым ребятам придется стоять на одной ножке, а другим их поддерживать). Выигрывает та команда, которая вся разместится на «острове».
Предлагаю вам закончить предложение: «Друг — это тот…»
С кем можно поплакать и помолчать.
Кто может выслушать тебя в трудную минуту.
Кто остается верным тебе, даже если от тебя отвернутся все.
Кто понимает тебя тогда, когда никто не понимает.
Кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками.
Кто всегда говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится.
Кто может простить даже то, что никогда не простит другой.
Просмотр Ералаша « Верные друзья»
Настоящий ли он друг? Почему?
Круг «От сердца к сердцу»
– Как приятно видеть улыбки друзей, чувствовать их рукопожатия. Давайте возьмемся за руки и дружно скажем:
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого, —
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
Упражнение «Качества настоящего друга».
Учитель делает на доске надпись: «Настоящий друг». Рядом прикрепляются листы ватмана с названиями различных качеств человека. Дети по очереди выбирают главное качество настоящего друга, обосновывая свой ответ и записывают его на доске.
В результате под надписью «Настоящий друг» набирается список качеств, составляющих образ настоящего друга. Он зачитывается вслух. Детям предлагают подумать о том, есть ли эти качества у каждого из них, каких не хватает, в каких они сомневаются. Желающие могут рассказать о своих размышлениях.
Рефлексия:
Игра « Мой друг»
На листах бумаги запишите свои пожелания своему другу( подружке).
Споем песню « Шире круг»
Обобщение
– Сегодня на уроке мы говорили о настоящих друзьях, о дружбе, о том, как надо дружить, чтобы сохранить ее. А для этого нам надо учиться дружить. Тот, кто умеет дружить, всегда заботится о товарищах, придет им на помощь, постарается сделать для друзей что-нибудь хорошее. И если вы научитесь дружить, тогда у вас будет много хороших и верных друзей, которые вас всегда поймут, никогда не обидят, поиграют с вами и выслушают.
Домашнее задание с.90 чит