Урок географии Казахстана на тему «Типы почв»
Казахстан,ВКО,город Семей
КГУ СОШ №27
Учитель географии
Сакин Нариман Болатович
Цель: Охарактеризуют физико-географические особенности размещения почв и их типов, рассмотрят экологическое состояние почв на основе изучения параграфа.
Задачи:1. Охарактеризуют роль климата, рельефа, подстилающей поверхности и поверхностных вод на формирование почв; сформируют значение понятий: типы почв, засоление, эрозия почв, водная и ветровая эрозия, почвозащитные севообороты, снегозадержание, террасирование склонов, опустынивание, эоловые процессы.
- Продолжат формирование умений анализировать, логически мыслить.
3.Ознакомятся с экологическим состоянием почв. Продолжат формирование любви к родной природе.
Стратегии: групповая работа, использование ПК.
Средства обучения: физическая карта Казахстана, географический атлас Казахстана, атлас 8 класса, контурные карты, бумага А-4, ватман, маркеры, ПК.
Опорные знания и понятия: материнская порода, засоление, типы почв, эрозия почв, водная ветровая эрозия, почвозащитные севообороты, снегозадержание, террасирование склонов, опустынивание, эоловые процессы т.д.
Номенклатура: пойменные луговые, солонцы, солонцы, черноземы, каштановые, такыры, почвы гор, белые пустынные, серо-бурые, бурые, сероземы и др.
Ход урока:
Вводная часть:
1.Организация класса, распределение учащихся по группам.
Основная часть:
Побуждение:
- Что такое почва? Когда была образована первая почва?
- Назовите почвообразующие факторы?
- Что такое гумус, материнская порода, структура почв?
- Как выделяют почвы по механическому составу?
- Вам необходимо вспомнить понятия: почва, образование почв, основное свойство почв, типы почв, защита почв, мелиорация.
Тема нашего урока «Типы почв Казахстана» (использование учебного фильма).
Реализация:
- работа с картами атласа, электронными картами( выполнение заданий по группам)
- Задания по группам: Используя текст учебника, карты атласа, также электронные карты, таблицу «Характеристика почв Казахстана», выполнить задание (можно использовать информацию из Интернета).
1группа:
А) Что такое почва, образование почв, основное свойство почв?
б) По физической карте Казахстана определите, как распределены почвы. Влияние рельефа климата и поверхностных вод на распределение почв.
2 группа:
А) Разнообразие типов почв.
Б) Черноземы и их размещение.
В) Типы черноземов и их плодородие.
3группа:
а) Каштановые почвы и их размещение.
Б) Типы каштановых почв и их плодородие.
Г) Бурые и серо-бурые почвы их размещение и плодородие.
4 группа:
Обобщение:
А) Причины неравномерного распределения почв по территории Казахстана.
Б) Значение почв для хозяйственных нужд человека.
В) Эрозия почв, виды эрозии.
Г) Экологическое состояние почв.
Рефлексия:
1) Выступление «спикеров» групп.
- Задание на дом:пар.27. Подготовить сообщение об экологическом состоянии почв Казахстана: черноземных, каштановых бурых серо-бурых почв. Выучить географическую номенклатуру. Выполнить работу на контурных картах: составить почвенную карту Казахстана отметить районы, где преобладают солончаки и солонцы, надписать на контурной карте названия районов подверженные ветровой и водной эрозии.
- Организационные выводы урока, «обратная связь».
В ходе урока учащиеся работают по группам. Работа предполагает работу с текстом учебника, сотавление ОК на ватмане, который может служить презентацией выполненного задания группы. Важен момент обобщения, когда учащиеся делают выводы о причинах неравномерного распределения почв по территории Казахстана, охарактеризуют значение почв для хозяйственных нужд человека, процессы опустынивания и эрозию почв. Подробно опишут экологическое состояние почв. Очень важна работа с понятиями и терминами: материнская порода, засоление, типы почв, эрозия почв, водная ветровая эрозия, почвозащитные севообороты, снегозадержание, террасирование склонов, опустынивание, эоловые процессы. Положительным моментом является повторение понятий: почва, образование почв, основное свойство почв, типы почв, защита почв, мелиорация.
Очень важно использование краеведческого материала: значение каштановых почв со своими типами в природных комплексах нашего края. На следующем уроке обязательным является проверка знаний географической номенклатуры по теме. Учащиеся должны уметь показать почвы и их типы а также плодородие почв. Учащиеся должны знать образование почв, принцип выделения, значение почв для хозяйственных нужд человека, эрозия почв, виды эрозии, экологическое состояние почв.
Вопросы и задания к теме:
- 1. Какие почвы больше всего распространены в Казахстане? (Бурые и серо-бурые). Какие типы почв вы еще можете назвать? (чернозем и каштановые).
- Что значит эрозия почв? Назовите виды эрозии Казахстана? И как они проявляются на территории Казахстана.
- Назовите особенности размещения почв.
- Какие мероприятия существуют по брьбе с эрозией почв.
- От чего зависит формирование почв.
6. Как вы думаете, что такое эоловые процессы? Как эоловые процессы действуют на территории Казахстана? Как они влияют на опустынивание территории Казахстана?