Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Урок литературы в 5 классе по рассказу М.Д. Зверев. «Тайна двухэтажного города»

Казахстан, Северо-Казахстанская область, район им. Г. Мусрепова

КГУ «Урожайная средняя школа»

Учитель русского языка и литературы

Ермолаева Оксана Николаевна

Цель:

— проверка знания текста;

— умение анализировать художественное произведение;

— развитие связной речи;

— развитие логического мышления;

— воспитание нравственных качеств, привитие любви и интереса к русской

литературе.

Оборудование: Портрет М. Д. Зверева., презентация, мМатрица посадочных мест.

Технология: БиС («Устный урок – 1»)

Учащихся в классе 13 человек.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Представьте, что мы в тренажёрном зале. Вы спортсмены. А я тренер. Тренировать мы будем мозг.

Слово лидеру класса.

Не забудьте! В правом верхнем углу доски ставится норма  63%. 

  1. Перекрестный опрос по пройденной теме (К. Паустовский «Теплый хлеб»)
  2. Назовите главного героя-животного в сказке «Тёплый хлеб»? (конь)
  3. Назовите главного героя-человека в сказке «Тёплый хлеб»? (Филька)
  4. Через какую деревню проходили кавалеристы? (Бережки)
  5. Кто помог Фильке исправить беду? (мельник Панкрат)
  6. Почему конь остался в деревне? (его ранили)
  7. Какая кличка была у Фильки? («Да ну тебя!»)
  8. Какую историю рассказала бабушка Фильке? (о том, как мужик из деревни обидел старого солдата)
  9. Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег? (началась метель)
  10. Как Филька искупал свою вину? (рубил лед с ребятами у мельницы)
  11. Когда заработала мельница? (вечером)
  12.  О чем рассказывала сорока над плотиной? (о том, что она разбудила летний ветер)
  13. Как Филька помирился с конем? (он принес ему свежего хлеба с солью)
  14. О чем сказка «Теплый хлеб»? (о том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми)

По окончанию опроса на доске записывается результат

  • этап ≤ или ≥ нормы
  1. Краткое введение в новую тему.

Эпиграф урока: Наш родной дом – это природа. Рассказать людям о природе, учить их любить природу, призывать к ее охране и рациональному использованию – это для меня дело всей жизни.
М.Д. Зверев

          (Дети объясняют смысл данного эпиграфа)

Учитель: Тонко знать и любить природу, животный мир дано не каждому, в какой-то мере это «божий дар» плюс жизненные обстоятельства и определенные усилия. Все эти необходимые составляющие мы находим у Максима Дмитриевича Зверева.

Родился М. Д. Зверев в сибирском городе Барнауле в 1896 году.

Работа помощником лесничего в юношеские годы сыграла основную роль в выборе будущей профессии – в начале 1920-х годов М. Зверев получил образование зоолога в Томском университете. Проработав 25 лет в Сибирском институте защиты растений, он участвовал в многочисленных экспедициях, писал научные статьи.

К концу 1940-х годов он переходит на литературную работу. В то время из-под его пера уже вышло несколько сборников рассказов о животных.

Вообще-то первые литературные пробы были сделаны очень рано: в 6-летнем возрасте детские впечатления от охоты, прогулок по лесу Максим оформил в виде коротких сочинений-рассказов.

Поэтично звучат названия лучших произведений Максима Зверева: «Волчонок из Бетпак-Далы», «В норах и гнездах», «Лесные встречи» и др.

По своим размерам они не велики. Но сколько в них интересных, подчас неожиданных открытий, маленьких тайн из жизни зверей и птиц.

Тираж книг Максима Зверева более 12 миллионов экземпляров, многие из них переведены на различные языки мира, их издавали в зарубежных странах, в том числе Чехословакии, Германии, Италии, Франции, Испании.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с его замечательным рассказом под названием «Тайна двухэтажного города». 

Опорные слова по изучаемой теме на доске.

  1. Ученый
  2. Курганы
  3. Утварь
  4. Археолог
  5. Кружок
  6. Профессор
  7. Музей
  8. Экспедиция
  9. Караван
  10. Мавзолей
  11. Династия
  12. Путешественники

Слова открываются, ученик запоминает в течении 1 минуты (12 слов).

Слова закрываются, в течении минуты записывают слова. Обмениваются листочками, подсчитывают кол-во слов. В МПМ ставятся плюсы.

По окончанию опроса на доске записывается результат

2 этап   ≤ или ≥ нормы

  1. Организация осмысления.

Ученики читают текст в учебнике по нормативному времени.

  • минуты на лист. (12 минут)

      5 .Первичная проверка понимания.

Перекрестный опрос.

По завершению этапа «Спасательный круг», тем учащимся у которых два «-» . Дается 3 вопроса и каждый из этих учеников поднимает руку и исправляет свой «-» 

  1. Как звали известного ученого – археолога, героя рассказа «Тайна

двухэтажного города»? (Сергей Иванович)

  1. В повести М. Д. Зверева «Тайна двухэтажного города» учёный Сергей

Иванович приходится дедом? (Вове)

  1. Что пообещал Сергей Иванович своему внуку? (Прийти на кружок, который посещал Вова)
  2. Какой кружок посещал Вова? (археологический кружок)
  3. О чем попросил один из мальчик на кружке Сергея Ивановича? (Чтобы  он рассказа о мавзолее Айша — Биби)
  4. Кто приказал воздвигнуть роскошный мавзолей Айша – Биби? (хан

Караханидов)

  1. В какой местности расположен удивительный мавзолей? (в Джамбульской области, поселение Головачовка)
  2. В честь кого хан приказал воздвигнуть мавзолей Айша – Биби? (в память о его погибшей возлюбленной)
  3. Что случилось с юной красавицей, в которую был влюблен хан? (на аул в котором она жила, обрушился ливень и девушка погибла)
  4. С чьим именем связана судьба мавзолея Айша – Биби? (с жителем Головачовки Тойшибековым)
  5. Назовите имя руководителя кружка,  на который ходил Вовочка?

(Александр Данилович)

  1. На северной окраине нашего города была древняя караванная дорога,

где находился большой город под названием… (Алима или Алма)

  1. Кого взяли с собой ученые на экскурсию в горы?  (Вову и двух ребят, которые посещали кружок —  Ахмеда и Наташу)

Спасательный круг: 

  1. Как звали маму Вовы? (Мария Сергеевна)
  2. Как связан житель Головачовки Тойшибеков и мавзолей Айша – Биби? (далекие предки Тойшибекова были назначены ханом охранять мавзолей )
  3. Под охраной какой организации находится памятник Айша – Биби? (ЮНЕСКО)
  4. Где впервые по словам профессора Рихтера упоминается город Алима? (в «сказаниях арабских географов»)

      По окончанию опроса на доске записывается результат

  • этап ≤ или ≥ нормы
  1. Организация первичного закрепления.

Критический опрос. 

  1. Верно ли я говорю, что известного ученого – археолога, одного из главных героев  рассказа «Тайна  двухэтажного города» звали Иван Сергеевич?   (нет,  ученого – археолога звали Сергей Иванович)
  2. Впервые, по словам профессора Рихтера, упоминается город Алима в «сказаниях  арабских географов»? (да)
  3. Правда ли, что житель Головачовки Тойшибеков построил храм Айша – Биби? (нет, этот храм был построен по приказу хана Караханидов)
  4. Вова, внук Сергея Ивановича посещал археологический кружок. (да)
  5. Правда ли, что один из мальчиков, посещающих кружок, попросил Сергея Ивановича провести экскурсию по музею? (нет. Он попросил рассказать о мавзолее Айша — Биби)
  6. Хан Караханидов, приказал воздвигнуть роскошный мавзолей Айша – Биби в память о своей погибшей девушке. (да)
  7. Небывалый ливень обрушился на аул, где жила девушка, в которую был влюблен хан Караханидов, смывая все на своем пути  и девушка погибла. (да)
  8. Правда ли, что в 9 веке, династия Караханидов владела землями на севере современного Казахстана.(нет. В 10 веке, владела землями на юге современного Казахстана)
  9. Верно ли, что на северной окраине города была древняя караванная дорога, где находился большой город под названием Алима или Алма. (да)
  10. Далекие предки Тойшибекова были назначены ханом охранять мавзолей. (да)
  11. Правда ли, что Сергей Иванович взял  с собой на экскурсию только Вову?  (нет, Сергей Иванович, кроме  Вовы взял с собой еще двух ребят которые посещали кружок, Ахмеда и Наташу)
  12. Руководитель археологического кружка, Александр Данилович, был бывшим учеником Сергея Ивановича? (да)
  13. Верно ли, что удивительный мавзолей  Айша – Биби расположен в Мангыстауской области, поселение Бейнеу? (нет, он расположен в Джамбульской области, поселение Головачовка) 

По окончанию опроса на доске записывается результат

4 этап   ≤ или ≥ нормы 

  1. Анализ. Время 5 минут.

Тематический словарный запас (ТСЗ). По изученной теме.

Норма — 63 слова. Время – 5 минут.

Обменяться тетрадями, посчитать слова.

                      По окончанию опроса на доске записывается результат  5 этап   ≤ или ≥ нормы                            

 

  1. Рефлексия.
  2. Выставление оценок.

4-5 отметок – 5 баллов (оценка)

3 отметки – 4 балла

2 отметки – 3 балла

1 отметка – 2 балла

  1. Домашнее задание.

Дается всем участникам кто получил менее 4 отметок.

  1. Составить синквейн по рассказу

2 Письменный ответ на вопрос: « Урок –это….»

Поделиться ссылкой:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *