Урок русской словесности в 6 классе на тему: «Герои повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»»
КГУ «Средняя школа № 2»
Учитель русского языка и литературы
Махамбетова Светлана Нуруллаевна
Цели: 1. Раскрытие библейского мотива в повести, трагедия человека из «низшего сословия».
2. Развитие умений определять возможность двойственных характеристик повести, анализ персонажного
ряда и композиции повести.
3. Воспитание любви и уважения к близким людям, ответственности и чувства долга перед родными,
сострадания к людям.
Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации
Тип урока: комбинированный
Форма урока: групповая, индивидуальная,в парах сменного состава
Метод: эвристический (символическое видение,вживание в образ)
Структура урока:
I.Организационный:
Психологический тренинг (настрой на урок): Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу удачи!
II.Проверка д /з: (групповая работа) изобразить символами героев повести, подготовиться к пересказу по кругу.
III. Проверка знаний:
1. Что вы можете сказать о жизни станционных смотрителей? Тяжела или легка их служба?
2. Как нужно понимать слова поэта П.А.Вяземского, взятые в качестве эпиграфа к повести?Что звучит в его словах? Почему?
Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор.
Князь Вяземский.
IV. Постановка целей урока.
— Предлагаю детям выбрать форму работы на уроке (инд.,групповую, в парах сменного состава). Учащиеся выбирают работу в парах.
V. Объяснение темы:
1. Собрать в правильной последовательности элементы композиционной схемы:
развязка вступление развитие действия завязка кульминация
заключение завершение действия
2. Анализ композиции повести:
1. Вступление (слайд 1)
2. Завязка (слайд 2)
3. Развитие действия (слайд 3)
4. Кульминация (слайд 4)
5. Завершение действия (слайд 5)
6.Развязка (слайд 6)
7. Заключение (слайд 7)
3. Характеристика героев повести:
1. Самсон Вырин –
2. Дуня –
3. Автор –
4. Минский –
5. Доктор –
4. « Метод вживания» в образы героев повести. Вопросы героям повести.
VI. Проверка понимания:
1) Перед вами поставлена задача экранизировать, т.е.снять художественный фильм по повести, причем в 3 вариантах:
1.немое кино
2. черно-белое кино
3.цветное кино
Какой из этих вариантов выбрали бы вы? Почему?
2) Вариант выбран. Теперь другая режиссерская задача: что прежде всего вы постарались бы раскрыть в своем фильме:
1.Историю жизни Дуни?
2.Приключение Минского?
3. Трагическую судьбу отца? Почему? В чем его трагедия?
3) Беседа на нравственную тему о чувстве долга перед родными, о любви и уважении к родителям и близким людям.
— О чем заставляет задуматься повесть?
— Как нужно относиться к родителям, чтобы потом горько не сожалеть?
— Как важно сказать родителям, что мы их любим?
VII. Д/з : написать сочинение – рассуждение «О чем плакала Авдотья Самсоновна?», подготовиться к тестам.
VIII. Рефлексия. Итоги урока.