Урок самопознания «Выбор пути»
Пояснительная записка.
Многие дети школ- интернатов не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя. И предлагаемый детям час общения поможет детям понять себя, свои возможности и стремления к жизненным целям. Прогнозируемый результат в моей деятельности в течении семи лет – это выпускник, который
— должен уметь применять знания, умения и навыки, полученные в школе, в самостоятельной жизни;
-знать и соблюдать правовые и нравственные нормы общества;
— стремится к дальнейшему повышению образования и трудоустройству;
— добросовестно относится к труду и общественно-полезной деятельности, уважать труд других, уметь жить среди людей, развиваться в меняющемся мире.
Раздел: Основы гражданского и патриотического воспитания
Тема: Выбор пути
Форма: Час общения
Цель: Формирование жизнеустойчивой личности. Закрепление у детей положительного отношения к здоровому образу жизни. Научить конструктивным способам выхода из ситуации и ответственности за свои поступки. Развивать умения и навыков бесконфликтного общения, навыки сотрудничества.
Оформление: Из бумаги изготовлен силуэт дома, с надписью «Час общения».
Плакаты с высказываниями великих людей:
«Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою». Еврипид.
«То, что не имеет конца, не имеет и ценности.» Э. Базен
«Нравственность — основа всех человеческих ценностей» А.Энштейн
Содержание:
Ребята, скоро вы окончите 9 класс, и вам придется выбирать свой дальнейший путь.
И далеко не каждый из вас может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие?
Тема сегодняшнего часа общения выбрана не случайно, мы поговорим о том какой полезной может быть наша жизнь и каким она будет — зависит от вас. Ведь жизнь, словно огонь, будет угасать, если ее не подпитывать, если в ней нет чего-то очень важного, значительного. Жизненные цели — это мечта каждого человека. Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.
Ребята, предлагаю обсудить вопрос: «Какими, по вашему мнению, ценностями мы дорожим и какие доставляют нам немало счастливых минут?
Дается минута на размышление, ответы детей:
Ценности, которыми мы дорожим — это любовь к Родине, мужество. Быть честными, справедливыми, добрыми, милосердными. Умением сопереживать. — Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.
И ценности которые нам доставляют счастливые минуты — это дружба, любовь, общение.
Игра «Угадай — ка! »
С разрешения некоторых ребят я прочитываю характристики. Ребята должны угадать, о ком написано в этой характеристике.
Перейдем к немаловажному вопросу, к вопросу о здоровье. Представьте, что всех этих ценностей лишен человек, пристрастившийся к вредным привычкам. Здоровье — это главная ценность жизни. В наше время вопрос о здоровье очень актуальный, курят все: взрослые и дети, женщины и девушки. Алкоголь — доступен даже детям. Употребление слабых наркотиков становится “модой” среди некоторой части молодёжи.
Каждому из вас стоит задуматься: здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, не дает потерять чувство собственного достоинства.
Викторина «Жизнь без вредных привычек»
1. Какое вещество арабские алхимики назвали величайшим обманщикомиз-за того, что сначала, после его принятия, поднимается настроение, а затем наступает тяжелое отравление? Этиловый спирт.
2. С какой болезнью тесно связаны наркотики? Болезнь СПИД.
3. Что привело к первой вспышке злоупотребления наркотиками в Европе? Попытка избавиться от алкоголизма.
4. Какое воздействие оказывает алкоголь на зрение подростка? К поражению зрительных нервов.
5. Какие клетки самые чувствительные к алкоголю? Нервные клетки.
6. Чем грозит курение молодому растущему организму?Ведет к остановке роста, исхуданию и гибели клеток.
Каждый из нас желает быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Так будьте здоровы и учитесь не поддаваться, когда вам предложат попробовать сигарету, спиртное или наркотик.
Вот еще одна ценность жизни — это общение. Учиться жить среди людей и общаться с ними нелегко. Приходится осваивать и применять различные формулы поведения, пробираться через дебри непонимания, коварства, обмана. Человек должен уметь общаться и с теми людьми, которые ему неприятны. Найти своё место в коллективе — задача сложная.
Игра-разминка «Поговорим»
Группы из 2-3 детей беседуют тему «Мои планы на будущее». После игры проводится обсуждение:
Смогли ли вы услышать друг друга?
Перебивали ли вы друг друга или реагировали кивком головы, поддакиванием и пр.?
Как смотрели собеседники друг на друга?
Интересна ли была беседа партнерам или нет?
Использовались ли намеки?
Кто из собеседников говорил больше?
На многих людей благотворно влияет наша коммуникабельность. Какой же красивой и радостной станет наша жизнь, если научимся поддерживать, сочувствовать, понимать.
Итог: Молодцы, ребята! Мы рассмотрели те ценности, без которых нам не прожить. Вы уже сейчас понимаете, ради чего на земле стоит жить. Это значит, что душа у вас щедрая, добрая, какая бывает только у человека, который стремится стать настоящей личностью.