Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Волшебный клубок орфограмм

Казахстан, Северо-Казахстанская область, район им. Габита Мусрепова

КГУ «Литвиновская основная школа»

Учитель русского языка и литературы

Рыжих Ирина Александровна

Пояснительная записка

 Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 6 класса.

Данный факультатив позволит  не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс непосредственно связан с  учебной программой по русскому языку (2013г).  Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях.

На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию «орфографической зоркости» учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Воспитание интереса к “Орфографии” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях  следует обращать на задания, направленные на развитие  письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию  школьников этических норм речевого поведения.
Цель курса: формирование орфографической зоркости учащихся,  развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса языка.

Задачи:

-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы по теме «Орфография»;

— расширить и углубить полученные ранее знания;

— систематизировать и обобщить полученные знания;

-заинтересовать учащихся изучением орфографии и лексики;

— совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Содержание программы.

Содержание данной программы составляет два круга вопросов:

1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку;

2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Основные методы и приёмы работы:

— работа с текстами,  грамматического характера (через критическое мышление);

— объяснение учителя;

— создание проблемной ситуации;

— работа с тестами разного вида (открытые, закрытые, графические);

— работа с таблицами, схемами;

— создание таблиц, схем;

— написание и редактирование  «дырявых диктантов»;

— словесные игры и игровые задачи.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

— находить в словах изученные орфограммы;

— обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;

— находить и исправлять орфографические ошибки;

-работать с графическим тестом.

Содержание тем учебного курса:

-Правописание безударных гласных.

-Правописание корней с чередующимися гласными.

-Правописание ъ и ь.

-Правописание приставок.

— Правописание -н-, -нн- .

— Правописание не- с разными частями речи

-Орфограммы в окончаниях слов.

-Гласные  в суффиксах. 

Календарно-тематическое планирование 

Тема Кол-во часов Дата проведения Содержание занятия
1-2 История русской  письменности. 2 История  русской письменности от самых истоков, история конкретных текстов, изготовление книг на Руси, история орфографических норм.
3 Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. 1  Орфография — раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.
4 Фонема и звук. Позиция звука. 1 Смыслоразличительная  роль звуков.

Образование звуков, определение сильной и слабой позиций в слове.

5 Путешествие в  страну «Словарию» 1 Знакомство со словарями. Умение работать со словарем.
6-11 Волшебный клубок

орфограмм. Создание таблиц на правила.

 

 

6 Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых.

Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Гласные  в суффиксах –ек, -ик. Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик, -щик.  Буквы О и Е,.  Чередование гласных  А и О; И и  Е.

12-14

 

 

Графический тест 3 . Знакомство  и составление графических тестов  на правила.

 

 15  Работаем с орфографическим  словарем 1 Работа со словарем.
 16  Тест №1. 1 Работа с тестом
 17 Анализ теста. 1 Работа с текстом
18-20 Работаем с «дырявым текстом» 3 Знакомство с методикой составления «дырявого текста» и «заштопывание дыр»
21

 

 

 

 Разделительный Ъ

Разделительный Ь

1

 

 

 

 

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
22

 

 

 

 Дефис, слитно, раздельно. Создание таблиц на правило. 1

 

 

 

 

 

 

 

 Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов.

 

23  Правописание Не с разными частями речи. Создание схемы. 1 Правописание НЕ с разными частями речи.

 

 

24-25

 

 

 

-Правописание -н-, -нн- в существительных, прилагательных . Создание таблицы.

 

2  

Одна и две буквы –н- у  существительных, прилагательных.

26 Загадочные приставки 1 Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
27-28 Правописание  окончаний  существительных, прилагательных, глаголов. Создание схемы. 2 Правописание гласных в личных окончаниях глагола. Правописание окончаний  существительных, прилагательных.
29 Тест №2. 1 Работа с тестом
30  Числительные. История создания и написание. 1 Информация, работа с графическим тестом
31 Местоимения. Их правописание. 1 Сравнение  существительного и местоимения. Работа с текстом, «дырявым текстом»
32 Орфографические кроссворды. 1 Работа по составлению кроссвордов.
33

34

«Паспорт грамотности» или о речи грамотной. Итоговое занятие. 2 Обобщение изученного. Написание эссе по стратегии «РАФТ».

 

Поделиться ссылкой:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *