Воздух
Казахстан, Северо-Казахстанская область, Мамлютский район
КГУ «Калугинская НСШ»
Учитель начальных классов 2 категория
Григоренко Надежда Владимировна
Цели: Расширить знания детей об использовании свойств воздуха в деятельности человека. Выделить экологические проблемы, формировать представление о единстве природы и человека, об отрицательном влиянии человека на природу и её охране. Развитие памяти, мышления, внимания, устной речи. Воспитание любознательности, интереса и заботливого отношения к природе.
Оборудование:, свечи, стакан, воздушные шарики, стакан с водой, ароматические вещества(апельсин), мяч, ёмкость с водой.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня с нами на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем гостей и друг друга. Покажите своё настроение мимикой.
2.Повторение пройденного.
На прошлых уроках мы изучили? (Тела. Вещества. Явления. )
Какие могут быть тела?
Назовите природные тела?
Назовите искусственные тела?
Из чего состоят тела?
«Учитель-ученик» — взаимоопрос.
3.Сообщение темы урока.
— А сейчас давайте послушаем Фрайганг Романа.
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.
— О чем это стихотворение? – Правильно о воздухе. Сегодня на уроке мы узнаем об особенности воздуха. Слайд №3
— Сегодня к нам в гости пришли сказочные гости. Ребята у них неразрешимая проблема. Один говорит ,что воздух невидимый, а другой – видимый. Поможем им разрешить эту проблему? Слайд №4
-( на доске написана пословица) В одиночку не одолеешь и кочку. Слайд №5
Как вы понимаете эту пословицу? (ответы учащихся)
— Сегодня мы поговорим о свойствах воздуха и о том, где люди применяют эти свойства. Наши сказочные гости задают нам вопросы
— Что нужно сделать, чтобы почувствовать, что воздух вокруг нас?
(Закрыть нос и рот) (Помахать рукой или предметом)
— Что происходит в природе, когда воздух начинает двигаться на улице? (Ветер)
— Действительно, когда воздух начинает быстро двигаться, начинается ветер.
Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние. «А нельзя ли приручить ветер?»- думали они. Но прошло ещё много веков, прежде чем люди научились использовать силу ветра.
— Чтобы нам было понятнее и интереснее, мы будем вместе проводить опыты, а вы объясните, какое свойство воздуха использовано, и как люди используют это свойство воздуха.
1) Разрезать апельсин, пройтись между рядами- Что вы почувствовали? – (Апельсин разрезан )
-Почему мы почувствовали запах апельсина? В чем особенность воздуха?
(Воздух находится в постоянном движении)
— Где используется это свойство? (Приборы для отпугивания комаров, освежители воздуха)
Следующий опыт проведет Дмитрий. Ударить два-три раза по мячу. Что происходит? Подпрыгивает мяч.
— Почему мяч подпрыгивает? (Упругость воздуха)
— Где ещё люди стали применять это свойство? (Автомобильные шины)
3) А сейчас мне помогут Юлия и Денис. Ребята надувают два разных по форме шара.
— Почему они увеличились? Почему разной формы? (Воздух занимает место и принимает форму того предмета, в котором он находится)
— Люди придумали закачивать воздух в баллоны, которые используют аквалангисты под водой и пожарные во время пожара.
— ФИЗМИНУТКА
4) Учитель показывает опыт: надутый шарик положить на воду. Ребята представьте себе, что вы идете купаться. Что мы с собой берем, когда хотим научиться плавать? (круги, шары и т.д.)
— Почему он не тонет? (Воздух легче воды, поэтому всплывает)
— Где используется это свойство? (Надувной матрас)
5) Зажечь свечу поднять показать, подставить ладонь. – Почему мне горячо? (Воздух при нагревании поднимается вверх) , это свойство воздуха сильно изменило жизнь людей.
А сейчас я покажу вам фокус, накрыть свечку стаканом.
— Почему погасла свечка? (Воздух не поступает под стакан. Воздух поддерживает горение)
6) На партах у вас лежат листочки, наберите воздух и сильнее дуньте на них. Что произошло?
— Какое свойство воздуха использовано? (Движение и сила воздуха.)
— Где ещё применили люди это свойство? (Паруса, ветряные мельницы)
— Когда вы чувствуете силу ветра? (Буран.)
— Какое самое главное значение имеет воздух для всего живого на земле? ( Мы им дышим)
-Как вы думаете, много ли воздуха на планете? Хватит ли его всем людям? Откуда берётся чистый воздух? (Кислород выделяют все растения, а больше всего морские сине-зелёные водоросли)
— Как загрязняется воздух? (Заводы, машины, пыль, пожары и костры)
— Воздух в помещении чище уличного или грязнее? (Грязнее в 10 раз)
— Откуда берётся пыль? (Частички кожных покровов человека и животных, ворсинки различных тканей и ковров, а в них много бактерий и микробов, которые поражают дыхательные пути и вызывают различные формы аллергии.)
— Как защитить воздух в помещении: дома, в классе?
Правила здоровья:
- Старайся меньше находиться вблизи дороги, а если это необходимо, старайся не дышать глубоко, дыши только носом.
- Лучше гулять в парках подальше от дорог.
- Воздух в квартирах очень грязный из-за скопления пыли, поэтому комнаты нужно постоянно проветривать с помощью хороших сквозняков, люди должны быть в это время в другой комнате.
— А теперь ребята скажите, разрешили ли мы проблему наших сказочных героев?
— А что нам помогло? ( еще раз прочитать пословицу)
- Рефлексия.
— Ребята, какое открытие для себя вы сделали?
— О чем новом вы услышали сегодня на уроке?
— Чему вы удивились?
— Какое сейчас время года? ( Осень) – Свойство осени – это листопад? После такого плодотворного труда вы выберите листочек, который лежит на парте, оцените свою работу по настроению и приклейте в тетрадь.
Ребята оцените друг друга
— Д/З изучать по учебнику стр 37-38