Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты

Однокоренные слова

Казахстан, г. Караганда

КГУ СОШ № 17

Учитель начальных классов

Симчук Елена Евгеньевна

Цель: Формирование умения находить в тексте однокоренные слова и выделять в них корень.

Задачи:

1.Формировать умения находить однокоренные слова и выделять корень в них.

2.Развивать навык написания корня в однокоренных словах и слов с изученными орфограммами, развивать познавательную самостоятельность.

3.Воспитывать интерес к русскому языку, чувства товарищества и дружбы, толерантности.

Ход урока.

I.Организация учебного процесса.

II.Психологический настрой

Слово Шмаковой Юлии.

Буква к букве – будет слово,

Слово к слову — речь готова,

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она,

Если грамотна она!

Учитель: А где мы учимся грамотной речи? Правильно, на уроках русского языка. Сегодня мы продолжим работать над темой «Родственные и однокоренные слова». Вас ждёт множество заданий, выполняя каждое из них, мы сможем поднять и украсить шанырак и записать главное слово нашего урока.

-Где находится шанырак?/ /Шанырак — элемент, увенчивающий купол юрты в виде решетчатой крестовины, вписанной в круг./

-Для чего он служит?/ Предназначен для удерживания боковых элементов купола — уыков и создания проёма для попадания солнечного света и выхода дыма от очага./

-Что символизирует шанырак в изображении герба РК?/Шанырак – символизирует отчий дом, а в более широком смысле, всю вселенную. Образ шанырака – это образ общего дома, всех людей, проживающих в Казахстане. Если шанырак – это дом, а уыки – это народы, то благополучие в нем зависит от каждого из нас, потому что мы все – народ Казахстана».

Запись даты и классной работы с комментированием.

III.Итак, мы начинаем с минутки чистописания.

-Прочитайте слова, записанные на доске:

Репа, кора, кит.

-Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она находится в корне одного из данных слов и обозначает парный глухой мягкий согласный звук.

-Какая это буква?

-В корне какого слова находится?

-Определите порядок следования букв в данном ряду:

ак аак ааак ………..

Напишите данный ряд букв в предложенной последовательности до конца строки.

IV.Словарная работа. Лексический диктант. /5 человек в это время работают по карточкам/.

-Замените толкование одним словом или переведите на русский язык.

  • Цвет золота.

  • Третий месяц осени или одиннадцатый месяц года.

  • Сүт.

  • Синоним слова друг.

  • Оқушы.

Знакомство с новым словарным словом.

Расположите буквы в порядке возрастания.

Д- * А- ** О-****** Л- *** К-***** Е- ****

-Что означает слово далеко? / на большом расстоянии от чего-либо/.

/ Запись в тетради слово далеко, выделение орфограммы, подбор антонима к слову/.

-Запишите в тетради однокоренные слова к слову далеко.

Далёкий, вдали, издалека, даль./поднятие уыков шанырака-1/

Из истории: У казахов и киргизов шанырак являлся семейной реликвией, признаком продолжения рода. Нив коем случае его нельзя было переворачивать, ронять. У казахов сын, получавший шанырак в наследство, назывался «шаңырақ иесі» («хранитель шанырака»).

V. Работа над пройденным материалом.

1. Чтобы нам продолжить работу и правильно выделять корень в однокоренных словах, давайте вспомним, что такое корень, какие слова мы называем родственными или однокоренными.

Работа в парах. Ответьте на вопросы теста, соединив линией понятия и определения.

Корень

Изменяемая часть слова

Основа

Слова, образованные от одного и того же корня.

Окончание

Общая часть родственных слов.

Однокоренные слова

Часть слова без окончания.

Физминутка. /Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Ели прозвучит слово лес, вы приседаете, а если с корнем сад, то подпрыгиваете.

Сад, лес. лесной, садовый. садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок/.

2.Работа по образованию однокоренных слов.

— Отгадайте какое слово зашифровано в ребусе ./Р 1 а/

-Правильно, это слово Родина.

-Подберите и запишите однокоренные слова к слову Родина, выделите корень.

Родина-родители, род, родной, родить.

-Отгадайте загадку.

Тут, куда ни кинем взгляд,

Травы ровные стоят

И колышутся волнами

Под душистыми ветрами. (Степь).

-Запись в тетради: Степь-степной, степняк.

/поднятие уыков шанырака-2/.

Из истории: С шаныраком связано много обрядов, поверий, поговорок и т. п. «Говори, посматривая на шанырак» («Шаңыраққа қарап сөйле») — так говорили тем, кто вёл себя в юрте неподобающе, разговаривал слишком громко.

3.Запись пословицы с комментированием.

Одна у человека родная мать — одна у него и родина.

Мудрец сам поступает мудро и учит мудрости других.

-Как понимаете смысл пословицы?

-Выберите однокоренные слова, выделите в них корень.

4.Работа с текстом. Запишите предложения, вставив пропущенные однокоренные слова.

Летом мы отдыхали в ………. . Там протекали ………… реки.

/поднятие уыков шанырака-3/

/Если на шаныраке обнаруживают кровь, то шанырак раскалывают и сжигают в огне. В противном случае нечисть не покинет этот дом/.

VI.Подведение итогов урока .

-Какую цель ставили на уроке?

-Что такое родственные слова?

-Как называется общая часть родственных слов?

-Как по-другому называются родственные слова?

-Как пишется корень в однокоренных словах? /поднятие уыков шанырака-4/

Выставление оценок.

Рефлексия.

-Как вы работали, чтобы у нас получилось изображение шанырака?/дружно/

-Подберите однокоренные слова к слову дружно./дружба, дружить, дружный, подружиться, друг/ выставление слов на доске/.

-А теперь давайте встанем в хоровод дружбы.

Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/rcGzb6siuS3so


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *