Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты

Предшественники фортепиано. Клавирное искусство.

Казахстан, Северо-Казахстанская область,с.Смирново
Школа искусств Аккайынского района с. Смирново
Преподаватели класса специального фортепиано

За долго до появления фортепиано – клавишно-струнные инструменты предшественники клавесина и клавикорда заняли большое место в музыкальной практике почти во всех европейских странах. Первые опыты создания  этих инструментов относится примерно к 14 в. В конце 15 столетия уже получила известность 2 типа клавира – клавесин и клавикорд, которые использовались для обучения музыки и становится участником не только домашнего, сольного и ансамблевого исполнения, но и концертных исполнений в камерном ансамбле, оперном театре и торжественных церемоний.

Клавикорд – это один из первых клавишных инструментов, появился в 14 веке. Суть его в том, что он клавишно-ударный инструмент. Звук на клавикорде производился путем удара по струне. Механика клавикорда достаточно примитивна:  в продолговатом ящике горизонтально натянуты струны. По ним бьют металлические тангенты  прикрепленному   к дальнему концу клавиши. Для того, чтобы звук не имел слишком длинного звучания, между клавиш в качестве глушителя был пропущен фетер. Основным достоинством является то, что это был динамический инструмент: от степени нажатия клавиши зависела и степень звука.  У клавикорда были существенные недостатки: дребезжащий звук: за счет прижатия тангента к струне; звук в самом своем начале за счет приглушенности фетром имел неполноценное значение. Первоначальная конструкция клавикорда была еще проще: целью сэкономить расходный материал. В более поздних клавикордах на каждую клавишу приходилось по одной струне; ранние клавикорды имели упрощенную конструкцию, где на одну струну могло приходиться две клавиши, за счет того, что разные тангенты либо укорачивали ее длину, либо оставляли неизменной. Существенным недостатком клавикорда было невозможность    исполнение аккордов и двух нот – они назывались связанными.

Клавесин – происхождение идет от латинского слова клавис – ключ. Он носил различные названия: флюгель, чембало, клавичембало, спинет, верджинал.  Обилие этих терминов обуславливается тем, что различные страны предносили свои не существенные изменения в механику инструмента. «Спинетом  принято называть одномонументальный  клавесин» — Алексеев. Конструкция клавесина более сложна, чем у клавикорда. Струны клавесина обретают  звучание по средствам щипка, как струны лютни и арфы. Но вместо пальца струну цепляет  плектр – кусочек пера или грубой кожи, вставленный в вертикальную деревянную палочку. Толкатель, как и тангент у клавикорда устанавливается на заднем рычаге. Когда клавиша опускается толкатель идет вверх и выпускает плектор, который цепляется за струну и тут же возвращается назад препятствуя двойному зацеплению за струну. Благодаря  своей особой механики клавесин по определению считается  клавишно-щипковый инструмент. Динамика клавесина не зависит от степени нажатия на клавишу исполнителя. Следовательно  клавесин – это не динамический инструмент. Для придания ему большого разнообразия в звучании предусматривается несколько комплектов струн и плекторов. Комплекты  струн и плекторов – разные материалы: струны – проволока, шелковая нить, жилы  животных ; плектор – кусок пера, грубая кожа. Разные комплекты материала не только меняли окраску звука, но и меняли динамику. Для удобства исполнения и разнообразия звучания была придумана система нескольких мануалов. Мануал – клавиатура для рук. Классическая формула и классическая устройство предусматривает наличие двух клавиатур, расположенных друг против друга (террассообрано). Особенность:  большее количество регистров (и соответственно большая динамика) приходится на 1-ый мануал количество регистров и динамика постепенно убавляется с другими мануалами 1-ый мануал в немецкой терминологии называется хаоптверг, 2-ой оберверг. Одно из особенностей клавесина является возможность объединение нескольких регистров (редко). Но у клавесина есть возможность механических объединений мануалов. Такое объединение получает термин объединение: зажимая клавишу одного мануала «физически» нажимаются те же клавиши на втором мануале.  Разные комплекты струн фактически расширяют физический диапазон клавесина. Тройная рольклавесина:

  • Сольная;
  • Аккомпанемент, связка внутри оркестра;
  • Дирижер.
  • Ванда Ландовская называет клавесин цементом старинного оркестра, благодаря использованию этого инструмента происходит слияние инструментов различных типов.

В эпоху возрождения происходит рост городов как очагов культуры. В это время появляется новая профессия – музыкант. Впервые возникают светские музыкальные жанры (опера). Музыкант того времени сочетал в себе исполнительские, композиторские  и импровизационные навыки. Первые произведения для клавира стали переложения оперных номеров.

Оба этих инструмента с их многочисленными разновидностями постепенно совершенствуются и в 18 веке достигают высокой степени развития. Если первоначально клавир применялся главным образом для обучения церковных музыкантов до16 в., то в 16 веке выходит за рамки, за пределы моностерии и становится излюбленным инструментом в обществе.  Соответственно первыми авторами старинных трактат о музыке посвященные вопросам творчества и исполнительства были музыканты монахи, жившие в крупных монастырях. Исполнительство 16-18 веков нерасматривались еще как специальные профессии, и авторы посвящали свои труды композиции, теории музыки, переложению, отводилось местно вопросам игры на органе, клавире и др.

1)   В 1555 г. Монах Хоан Бермудо создает научный труд  — 4-х томный трактат. «Рассуждение о музыкальных инструментах» (вопросы исполнительства, посадка, правильная аппликатура, постановка рук).  2) « Искусство игры фантазии» (1656 г.) Монах органист Томас из  монастыря (Санморио). 1 часть – посвящена тому, что необходимо знать музыканту для того, чтобы преступить к импровизации. 2часть – Пособие для развития техники импровизации; отдельные главы имею следующие названия: «О постановке рук»; «О хорошем удар»; «О чистой и отчетливой игре»; «О правильной аппликатуре»; «Трели». 3) Джироламо Дирута трактат «Трансельванец» (16-17 вв.) – (2 части; написана в форме диалога Дирута и Трансельванца. Автор говорит об игре на органе и клавире,  на органе по его мнению нужно нажимать на клавишу, а не ударять. К трактату приложены произведения инструктивного порядка.

Одной из крупнейших по своему значению методических работ в области клавирного искусства второй половины 18 века явился трактат Филиппа Эммануэля Баха (1714-1788гг.) «Опыт об истинном искусстве игры на клавире». 1 часть – 1753 г.; 2часть – 1762 г. Ф. Э. Бах отводит в своем трактате большое место вопросам теории музыки, творчества и искусства импровизации, но многие  страницы его труда, посвященные проблемам исполнительства и техники игры на клавире. В предисловии к своему труду Ф. Э. Бах обрисовал задачи, стоящие перед клавиристом.

Особо важное значение имеют высказывание автора трактата по поводу исполнения. Он справедливо считает, что владение техникой игры еще не обеспечивает хорошего исполнения, которое заключается в «умении донести до слушателя истинное  содержание музыки и ее аффект». Исполнитель должен выразительно передавать чувства и переживания, заложенные в музыкальном произведении пользуясь при этом мимикой, помогающей слушателям понять его намерения. Эстетические позиции и взгляды Ф. Э. Баха на клавирное исполнительство нашли свое отражение в педагогической практике и в теоретических трудах об исполнительском искусстве. Ф. Э.Бах был одним из первых композиторов и исполнителей, признавших прогрессивные возможности фортепиано.

Во второй половине 18 века в музыкальную жизнь входит новый инструмент фортепиано. Изобретатель этого «клавесина с пиано форте» был падуанский мастер Бартоломео Кристофори (1709 г.), несколько позже такого рода инструменты были созданы немецким учителем музыки Кристофом Готлибом Шретером(1717 г.) и франц. Жаном Мариусом (1716 г.) Различная по конструкции  и деталям, эти инструменты имели общие принципы: тангенты или язычки, цепляющие струны, были заменены молоточками, ударявшими по струнам. К концу века фортепиано вытеснило своих предшественников и заняло господствующее место в музыкальной практике. Инструменты с молоточковой механикой давали возможность извлекать на них звуки различной силы и применять постепенные  crescendo   и diminuendo. Пользуясь клавесином или клавикордом, композитор не мог воплотить в своей музыке все то, что отражало передовые идеи 18 –начало 19 века. Именно поэтому новый тип инструмента завоевал такое признание.

Венская, лондонская и парижская школа заняли ведущее место в формировании европейского фортепианного искусства.

М. Клементи и его ученики играли на английском фортепиано, обладавшем большим звуком и требовавшем четкого, крепкого нажима клавишей, так как  этот инструмент имел весьма тугую клавиатуру. Венское фортепиано, сконструированное мастером Иоганном Штеином и излюбленное Моцартом, имело более певучий,  хотя и не столь сильный звук и обладало относительно легкой клавиатурой. Став директором и затем совладельцев одной из крупнейших в Англии фортепианных фирм, Клементи добился усовершенствование английских инструментов, придав им большую певучесть и облегчив клавиатуру.

В первой половине 19 века фортепиано было значительно усовершенствовано. В Париже мастер Себастьян Эрар изобрел двойную репетицию, при которой молоточек после удара струны не попадая на свое ложе, а останавливается на полпути. Это давало возможность с максимальной быстротой повторять данный звук, что привело к созданию нового вида фортепианной фактуры. Окончательно была установлена двухпедальная система. Наиболее совершенными концертными роялями этого типа были признаны фортепиано фабрики Плейеля в Париже, директором которой был в середине 19 века прославленный пианист Ф. Кальбреннор. В последующие годы во многих странах Европы и США были созданы крупные фортепианные фабрики.

В эпоху клавесинизма клавикорда и клавесина с их механикой и звуковыми качествами породили представление об игре на этих инструментах легкими, подвижными пальцами без активного участия движений всей руки. Старинные инструменты не давали повод к рассмотрению силы удара, яркости динамических эффектов, использование веса руки. Все эти проблемы возникли только в связи с переходом к игре на фортепиано. Новый инструмент с молоточковой механикой резко изменил представления о самой техники игры качество звука, его сила и тембровые особенности целиком зависели от того, как нажать клавишу. Клавиатура стала более тугой, требующей глубокого нажатия до дна клавиши.

Произведения романтиков и чрезвычайное развитие исполнительства привело фортепианное искусство к величайшим достижениям, знаменующим новую эпоху в истории пианизма.

Список литературы:

  1. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства, 1988
  2. Газарян.М. В мире музыкальных инструментов.

М., «Просвещение», 1985

  1. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.

М., «Советский композитор», 1986

4.Шорникова М., Музыкальная литература

(Музыка, ее формы и жанры), Ростов  на Дону, «Феникс»,2010

  1. Интернет. Сайты: https://ru.wikipedia.org/wiki и

http://www.belcanto.ru/fortepiano.html

Скачать


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *