Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты

Среднесрочное планирование 4 уроков самопознания в 5 классе по темам «Учимся понимать красоту природы», «Учимся слышать красоту природы»

Казахстан,Северо-Казахстанская область,город Петропавловск
Областная специализированная школа-лицей для одаренных детей ЛОРД
Дубровская Ирина Сергеевна

Тема

Цель

Критерии

Этапы/формы работыОжидаемые результатыОцениваниеВключая всех

 

РесурсыМодули
Тема: Учимся понимать красоту природы

 

Цель:

— расширить представление о ценности природы;

учиться видеть и понимать эстетическую ценность красоты природы

 

Создание коллаборативной среды

1. Круг радости «Как прекрасен этот мир, посмотри..»

Просмотр видеоролика, исполнение песни.

2. Упражнение «Немного обо мне..»

Учащиеся заканчивают предложение «В моем городе …, я люблю это время года, потому что….»

Позитивное настроение,

готовность сотрудничать

Активизация всех учащихся, мотивация

 

Наблюдение учителя, устное поощрение степени активности в общении, эмоционального настроя и готовности общаться

 

Групповое исполнение песни.

Высказывание каждого о своем любимом времени года

Видео-ролик на песню «Как прекрасен этот мир»

PPT на ИАД

 

 

 

Возрастные особенности

ИКТ

Лидерство

Обучение одаренных учеников

Критическое мышление

 Стадия вызова

1. Ролик. Притча «В одно окно смотрели двое»

Обсуждение темы и цели урока

2. Деление на группы

Учащиеся делятся на группы, согласно сезону  и дню своего рождения

Формулирование темы урока

Активизация познавательных процессов, интереса к обучению

Комментарий учителя: оценивается активность участников обсуждения, аргументированность их предположений

 

Все ученики участвуют в исследовательской беседе

 

 

Видео-ролик «В одно окно смотрели двое»Критическое мышление

Новые подходы (обучение тому, как учиться)

 

 Стадия осмысления

1. Ролик «У природы нет плохой погоды»

2. Работа с текстом Т.Горовой «Цвета времен года»

3. Составление в группах  постера «Мое любимое время года»

Ученики посредством обсуждения в группе создают постер, в котором отображают все преимущества и плюсы  их времени года.

 

Определение цели, критериев

Активизация процесса саморегуляции

Определение  ЗБР

 

4 постера «Весна», «Лето», «Осень», «Зима»

Активизация аналитических способностей (классификация)

Активизация лидерских способностей (распределение «ролей»)

Комментарий учителя, ОДО

Формативное оценивание

 

 

 

«Наблюдатель»-оценивает и фиксирует работу каждого ученика в группе.

Взаимооценивание при помощи приема «Галерея»: каждый ученик отмечает при помощи стикера лучшую работу

Все ученики принимают участие в диалоге

В каждой группе распределены роли:

Наблюдатель— оценивает работу каждого в группе

Критик— выделяет минусы других времен года

Писатель— пишет синквейн на темусвоего сезона

Поэт-выбирает стихотворение по теме сезона

Разведчик- знакомится с работой других групп

 

 Ролик «У природы нет плохой погоды»

текст Т.Горовой «Цвета времен года»

Стихи «Времена года»

Ватман, графические средства, картинки, клей, ножницы.

 

Новые подходы (обучение тому, как учиться)

Критическое мышление

ИКТ

ОДО

 

 

 

 Стадия рефлексии

1. Защита своего постера

Каждая группа презентует свою работу

 

.2. Групповая рефлексия

«Наблюдатель» группы оценивает ее работу, комментируя удачи и трудности;

«Критик» группы оценивает работу других групп, дополняя и комментируя их выступление

Активизация процесса саморегуляции

 

 

 

Умение дать оценку работе своей и одноклассников

Развитие навыков саморегуляции

Само- и взаимооцениваниеУченики защищают свою работу в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная доска, магниты, готовые постеры «Весна», «Лето», «Осень», «Зима»

 

Галерея «Времена года»

Новые подходы (взаимообучение, обучение тому, как учиться)

ОдО

 

 

 

Тема

Цель

Критерии

Этапы/формы работыОжидаемые результатыОцениваниеОхват учениковРесурсыМодули
Тема: Учимся понимать красоту природы

 

Цель:

— осознать необходимость бережного отношения к природе

 

 

Стадия вызова

Просмотр видеоролика «Экологическая корова»

 

Повторный просмотр ролик «В одно окно смотрели двое»

Смена ракурса -что мог увидеть второй человек за окном? Представление его «положительным» персонажем

Формулируем цель урока

Инициировать эмоциональный отклик на экологическую ситуацию

 

Привести к выводу-второй человек увидел за окном «экологические» проблемы природы

 

Наблюдение учителя: оценивается активность учеников в обсуждении, способность приводить доказательства своей точки зрения

 

 

В диалоге участвуют все ученикиРолик «Экологическая корова»

Ролик «В одно окно смотрели двое»

Критическое мышление

Новые подходы (обучение тому, как учиться, взаимообучение)

ИКТ

Стадия осмысления

1. Исследовательская беседа «Какие экологические проблемы вам знакомы?»

Ученики совместно «набрасывают» возможные проблемы, в итоге выбирают 5 направлений

-проблемы экологии «Вода»

-проблемы экологии «Воздух»

-проблемы экологии «Лес»

-проблемы экологии «Мусор»

-проблемы экологии «Город»

 

 

Осмысление широты экологических проблем в окружающем мире.

Готовность к анализу ситуации и поиску решений.

 

Комментарий учителя: оценивается умение выделить главное в процессе рассуждения,

 

Все ученики, участвуют в обсуждении

 

 

 

PPT «Экологические проблемы 21века»

 

Новые подходы (взаимообучение)

Критическое мышление

Обучение одаренных учеников

Возрастные особенности

2. Деление на группы

Учащиеся делятся на 5 групп, согласно полученному жетону.

Групповое составление кластера  «Решение экологических проблем» в своем направлении

Готовность к сотрудничеству и активной познавательной деятельности

Систематизация знаний по теме

Наблюдение учителя: оценивается активность учеников в обсуждении, способность приводить доказательства своей точки зрения

 

 

Ученики организуют диалог в группах

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал : информация об экологической ситуации в СКО

Учебная литература на тему экологии

Учащиеся пользуются ресурсами Интернета (планшеты, сот.телефоны)

 
Стадия рефлексии

Презентация своего кластера

Презентация 5 кластеров

 

Комментарий учителя и учащихсяПрезентуют все ученики группы

 

Учебная доска, магниты

 

ОдО

Новые подходы (обучение тому, как учиться)

 Взаимооценивание («Большой брат»)

Каждый ученик дает оценку работе в течение двух уроков своему однокласснику, имя которого получил на стикере в начала занятия, комментируя его работу по разработанным ранее критериям

 

Развитие способностей к взаимообучению и взаимооцениванию

 

Взаимооценивание: оценивается работа на уроке по таким критериям, как активность, точность и глубина ответовВсе ученики по очереди выступают в роли «оценщика»Критерии оценивания, разработанные с классом на предыдущих занятияхИКТ

Критическое мышление

Саморефлексия, написание эссе «Природа для меня и я для природы»

Учащиеся в течении 5-8 минут пишут эссе по теме двух уроков

 

Круг «От сердца к сердцу»

Исполнение песни «Я возьму этот большой мир»

Умение обобщать полученную информацию.

Активизация процесса саморегуляции.

 

Самооценивание

 

Ученики работают индивидуально, пишут эссе

 

Все ученики поют песню

Тетради по самопознанию

 

 

Ролик «Я возьму этот большой мир»

 

 

 

Тема

Цель

Критерии

Этапы/формы работы

 

Ожидаемые результатыОцениваниеОхват учениковРесурсыМодули
Тема: Учимся слышать музыку природы

 

Цель:

-получить представление о музыке природы через раскрытие звуковых образов окружающего мира

— раскрыть красоту природы через звуковые образы

Создание коллаборативной среды

Круг радости

Исполнение песни «Вы слыхали, как поют дрозды?»

Позитивное настроение,

готовность сотрудничать

Активизация всех учащихся, мотивация

Формативное оцениваниеВсе ученики участвуют поют песнюМуз. «вы слыхали, как поют дрозды?»

 

Возрастные особенности

ИКТ

Стадия осмысления

Чтение рассказа В.Толстых «Музыка природы»

Прием релаксации «Наедине с собой»

 

 

 

Учащиеся «погружаются» в состояние, когда воображение и фантазия помогают им «ощутить» и «услышать» музыку природыФормативное оценивание

самооценивангие

 

Все ученики класса Учебник и тетради по самопознанию

 

Новые подходы (взаимообучение)

ИКТ

Стадия осмысления

Вопрос: как музыка влияет на эмоциональное состояние человека?

Учащимся предлагается прослушать три мелодии и на каждую написать синквейн

1 муз. —  «Тяжелый рок»

2 муз. — «Классическая музыка –скрипка и фоно»

3 муз. – «Звуки природы»

Индивидуальная работа каждого, осмысление услышанного музыкального произведение, сопоставление его со своим эмоциональным восприятием.

Создание 3 синквейнов каждым учащимся

Ответ на вопрос «Какая музыка, созданная человеком, созвучна красоте природы?»

Формативное оцениваниеВсе ученики работают индивидуально1 муз. —  «Тяжелый рок»

2 муз. — «Классическая музыка –скрипка и фоно»

3 муз. – «Звуки природы»

Тетрадь по самопознанию

Обучение одаренных учеников Критическое мышление

ИКТ

 

 

 Стадия рефлексии

Каждый ученик зачитывает один, наиболее удавшийся синквейн.

Каждый ученик оценивает один, наиболее понравившийся ему синквейн

 

Круг «от сердца к сердцу»

Исполнение песни «Что такое песня?»

 

Умение проводить наблюдение и оценивать работу одноклассников

Вовлечение в работу пассивных учеников

Развитие навыков саморегуляции

Устная похвала: оценивается неординарность, поэтическая  красота синквейна, точность передачи эмоционального состояния

Учащиеся «смайлом» оценивают понравившийся им синквейн

Заслушивается ответ каждого учащегосяАльбомы, графические средства, тетрадь по самопознанию

 

Муз.ролик «Что такое песня?»

Новые подходы

ОДО

Обучение одаренных учеников

ИКТ

 

 

 

Тема

Цель

Критерии

Этапы/формы работы

 

Ожидаемые результатыОцениваниеОхват учениковРесурсыМодули
 

Тема: Учимся слышать музыку природы

Цель

— развить умение слушать и слышать «музыку» природы

— развивать умение передавать свое эмоциональное восприятие музыки через графические средства

Создание коллаборативной среды

Круг радости

Закончи предложение «Музыка природы- это…»

 

 Позитивное настроение,

готовность сотрудничать

Активизация всех учащихся, мотивация

Формативное оцениваниеУчаствуют все ученикиИАД

 

Критическое мышление

Возрастные особенности

 

Стадия осмысления

Чтение рассказа «Музыка и эмоциональное состояние человека» В.Толстых

Учащимся предлагается отметить в каждой части текста ключевые слова, словосочетания и предложения, которые являются ответом на вопрос «Какие важные мысли выражены в каждой части рассказа»

Работа в парах

Учащиеся обмениваются своими работами, делают комментарии, ставят оценку по 10-бальной шкале

 

Разминка, упражнение «Какая погода?»

Ученик, используя звуки, жесты, мимику, передает «погоду», класс должен угадать, что показывает ученик

 

Учащиеся самостоятельно делают выводы о значимости природы как общечеловеческой ценности, как источнике вдохновения у авторов музыкальных произведений, о значении музыки в жизни человека

 

 

 

 

 

Формативное оценивание

Взаимооценивание

 

Ученики работают самостоятельно, затем в парах

 

 

 

 

 

 

В разминке участвует весь класс

 

 

 

 

 

 

 

Текст «Музыка и эмоциональное состояние человека» В.Толстых

 

Новые подходы (взаимообучение)

ИКТ

Возрастные особенности

Критическое мышление

 

Стадия рефлексии

Рисуем музыку

Учащимся предлагается музыкальное произведение «Времена года», дается задание изобразить различными цветовыми линиями и фигурами те чувства, которые они испытывали, слушая эту музыку

Галерея рисунков «Я рисую музыку»

 

Галерея рисунков «Я рисую музыку»

 

 

 

Формативное оценивание учителя.

Учащиеся оценивают лучшую работу «смайл-цветкм»

 

Работают все ученики индивидуально

 

Альбомы, графические средства

Музыка «Времена года»

 

 

 

Возрастные особенности

Обучение одаренных учеников

ИКТ

 

 

Комментарий

 

Среднесрочное планирование четырех уроков (двух пар) «Самопознания» по темам «Учимся понимать красоту природы», «Учимся слышать красоту природы» разработано мною для 5 «а» класса школы-лицея ЛОРД. При его составлении я старалась учитывать основные принципы и идеи всех семи модулей Программы. В основе нового подхода к планированию этих уроков лежит основная идея программы – учитель не учит предмету, он учит учиться.

Все занятия я старалась спланировать и организовать посредством взаимообучения учеников в условиях коллаборативной среды, создание и поддержание которой будет начинаться  с первого этапа урока и продолжатся в течение всего занятия. Соответственно, большая часть учебного времени будет представлена работой в группах, в парах и совместным обсуждением на уровне всего класса. Такой подход реализует одновременно два модуля «Программы»: «Новые подходы в преподавании и обучении» и «Обучение с учетом возрастных особенностей». Так как ведущей сферой деятельности ребенка подросткового возраста является общение со сверстниками, организация процесса обучения через взаимодействие в классе является оптимальным для активизации познавательной активности учащихся.

Важнейшим этапом урока станет рефлексивная деятельность учащихся, осуществляемая через такие приемы, как самостоятельное определение цели урока и критериев успеха,  само- и взаимооценка.

Все четыре урока разработаны с использованием технологии обучения критическому мышлению: помимо этапа «создания коллаборативной среды», выделяются этапы вызова (проблемные ситуации различного характера), осмысления и рефлексии. На всех этапах мною планируется использовать стратеги и приемы развития аналитической деятельности учащихся: мозговой штурм, разработка кластеров, написание эссе, создание постера, возможности интерактивного оборудования.

Таким образом, представленное планирование призвано создать «образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процес­се», не просто накапливая определенный объем знаний, но развивая свои способности (интеллектуальные, творческие, коммуникативные, лидерские и т.п.).

Скачать


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *