Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты

Урок литературы в 7 классе по теме «Тарас Бульба — народный герой»

Казахстан,Акмолинская область,Буландынский район,с . Новодонецк
Новодонецкая ОШ
Учитель русского языка и литературы
Баранова Наталья Викторовна
 

Цели урока:

1. Дать понятие о народном герое .

2. Развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ.

3. Развивать патриотические чувства.

Оборудование: компьютер, диск с фильмом «Тарас Бульба», художественное произведение, схемы.

Тип урока:  частично- поисковый.

Ход урока:

1.Организационный момент (настрой уч-ся на урок)

2 .Беседа.

Дорогие, ребята! Наша работа с повестью «Тарас Бульба» подходит к концу, и сегодня мы с вами рассмотрим образ главного героя, именем которого Н.В. Гоголь назвал свое произведение. Тема нашего урока- «Тарас Бульба — народный герой»

— Кем был Тарас Бульба? Как он выглядел?

— Почему Гоголь не дает подробный портрет героя?

(Наверное, в этом нет необходимости — прическа, одежда, обувь были у Тараса как у других запорожцев, да и мало внимания он уделял своей внешности ( вспомним презрение старого запорожца к богатым штанам, запачканным дегтем). Кроме того, его молодость давно миновала, а в зрелые годы красота внешняя заменяется внутренней -умом, волей, силой. Как выглядит Тарас? Он грузен, сед, очень силен ( то есть мускулист), выражение лица серьезное, властное, взгляд умный. Одет неброско, но шаровары шириной в Черное море, папаха из черных смушек с красным верхом, дорогое оружие, в руках — трубка. Говорит громко, но неторопливо. На коне сидит как влитой.)

— Почему Тарас Бульба так быстро принял решение об отъезде вместе с сыновьями в Запорожскую Сечь?

(Тарас Бульба, как и его товарищи, смысл своей жизни видел в борьбе за независимость родины, поэтому пренебрежительно относился к оседлой домашней жизни и ко всем занятиям, не имеющим отношения к военной службе. Решение Тараса вести сыновей в Запорожскую Сечь продиктовано не только его упрямством и запальчивостью, но и твердой убежденностью, что лишь в Запорожье — настоящая воинская школа и наука, только там можно стать рыцарем, настоящим воином.

Тарас показан в этом эпизоде, с одной стороны, как человек, привыкший принимать решения, не считаясь с чувствами близких людей, как деспот и человек без сердца, но с другой стороны, — это воин, «рыцарь», которому нет другой жизни, кроме битвы, схватки, поэтому он не только мечтает, чтобы сыновья были такими же, но и сам рвется в дорогому для него миру, едет в Запорожскую Сечь.)

— Почему Тарас, несмотря на успехи сыновей в воинском искусстве, не был доволен жизнью Запорожской Сечи? О чем он мечтал?

(Тарас был храбрым и глубоко убежденным в том, что воинская доблесть у молодых казаков воспитывается в битвах и набегах. Так думал не только старый Тарас, но и большинство запорожцев. Поэтому без большого труда удалось Тарасу уговорить их выступить против турок.)

Одним из средств создания характеристики литературного героя являются его высказывания. Наиболее яркой у Тараса Бульбы является его знаменитая речь о товариществе.

(Чтение отрывка из речи о товариществе )

— В какой фразе заключена основная мысль Тараса Бульбы? («Нет уз святее товарищества»)

— А как вы понимаете, что такое товарищество? А Тарас? (Единение с народом, общность, «братство»)

Именно чувство коллективизма делало казаков сильными. Каждый из героев повести чувствует себя составной частью народной жизни. В беспредельном слиянии личных интересов человека с интересами общенародными — идейный пафос этого произведения.

— Как речь Тараса Бульбы характеризует героя?

(Тарас произносит речь перед боем не только потому, что знал, что объединяет и подбадривает людей говоря метко и вовремя, но и потому, что ему хотелось высказать все, что было у него на сердце в этот напряженный и трудный момент. Речь Тараса свидетельствует о его мудрости, патриотических чувствах, гордости, мужестве, об огромном жизненном опыте и страстной убежденности в правоте своего дела. Он выступает в этот момент как выразитель взглядов и патриотических чувств запорожских казаков.)

Единение Тараса с казаками проявляется в борьбе за родину.

— В каких эпизодах проявился талант Тараса-полковника?

(Мудрость Тараса, его талант полководца раскрываются главным образом в последнем бою под Дубно, когда приказывает он устроить курени в три табора, устроить засаду и покрыть часть поля острыми кольями, обломками копий, чтобы погнать на них неприятельскую конницу.)

— Как вел себя Тарас – полковник во время боя?

(Тарас, как опытный воин, всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, вовремя подбодрить казаков, дать нужные распоряжения. В разных местах слышится голос Тараса: «А что, паны, — сказал Тарас, перекликнувшись с куренным. — Есть еще порох в пороховницах? Не ослабли ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?»)

Тарас Бульба не только полковник, но и отец. Героический характер его проявляется не только на поле боя, но и в эпизодах казни его сыновей.

-Чем отличаются эти эпизоды?

а) казнь Андрия; (демонстрация отрывка из фильма « Тарас Бульба»)

(Тарас не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Он проявляется непреклонность по отношению к предателю. То, что предал его собственный сын, предмет отцовской гордости и надежд, лишь усугубляет его гнев и стремление покарать негодяя. Тарас поступает бескомпромиссно, он не желает понять, что заставило Андрия сделать такой выбор: для него любые причине несостоятельны, если речь идет о предательстве. Гоголь называет его сыноубийцей, после расправы Тарас Бульба не прощает Андрия, навсегда вычеркивая его из своей памяти.

В этом эпизоде раскрылась сила характера Тараса. Он чувствовал свою вину перед товарищами, перед родиной. Именно он, отец и старший товарищ, вовремя не увидел отрицательных черт в характере сына и его неустойчивости, излишней горячности. И, как человек мужественный, страстно убежденный в своей правоте, он сам исправляет свою ошибку. Самое страшное преступление для Тараса — измена отчизне, общему делу: он гораздо выше ставит родство по духу. чем по крови.)

б) присутствие на казни Остапа? Показ отрывка из фильма « Тарас Бульба»

(С риском для жизни пробирается он на место казни, не боясь, поддерживает Остапа в самый трудный его час, хотя ничего не может быть горше для отца, чем гибель сына. Тарас страдает, но и гордится Остапом. Тарас не может забыть его безвременной в нечеловеческих страданиях смерти и до конца собственной жизни мстит за сына. Помнит о нем всегда.)

Пережитые страдания не могли сломить Тараса и убить его веру в справедливость начатой борьбы. Он продолжает ее, появляясь со своим полком в разных местах Польши, мстя за поруганную родину, погибших товарищей и Остапа.)

Казнь Остапа, свидетелем которой был Тарас, потрясла его. С этого момента не было больше жалости и сострадания к врагам в его сердце. Даже товарищи его, не раз участвовавшие в сражениях и много видавшие на своем веку, поражались: «Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением».

— Повлияли ли изменения в характере Тараса на его дальнейшую судьбу? (Жестокость Тараса и его казаков вынудила польское правительство)

— Как удалось Гетману Потоцкому схватить Тараса?   Почему Тарас не оставил люльку?

(Ненависть Тараса Бульбы к ляхам была до того сильна, что даже любимую трубку не хочет оставить он на земле, на их земле, на поругание врагам, поэтому и попадает в плен.( показ отрывка  казни Тараса)

— Можно ли назвать смерть Тараса Бульбы героической? Почему?

(Он ведет себя очень достойно, не молит врагов о пощаде. Умирая на костре, старый Тарас радуется, что не только сумел подсказать своим хлопцам путь к спасению, но и к осуществлению своего плана, то есть остается верен главному — товариществу, вере, Украине. А муки, смерть принимает как достойный конец достойной воинской жизни.)

Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, но его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу.

— Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем?

(Тарас Бульба — народный герой: он бьется и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: «Пусть же цветет Русская земля!»

Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу, он карает польских магнатов и арендаторов и защищает униженных и оскорбленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя,-«точно необыкновенное явление русской силы». Его отличали, пишет Гоголъ, «умение двигать войском и сильнейшая ненависть к врагам». И вместе с тем Тарас ни в малейшей степени не противопоставлен окружающей его среде. Он «любил простую жизнь казаков» и ничем не выделялся из них.

 

3.Задание: Составьте кластер.

Как Гоголь создает образ героя, защитника русской земли и православной веры?

Возможные ответы.

Ключевые слова:   смел, мужественен, бьётся как лев, защита веры и Отечества, жизнь для людей, а не для себя; беспощаден, не прощает, гордится, уважает, широкая душа, противоречивый, героический, полководческий талант, презрение к смерти, героический характер, черты былинного героя.

 

 

 

 

 

4. Заключительное слово учителя. Рефлексия

Исторически правдиво Гоголь показывает народно-освободительное движение, сила которого «заключалась в общенародном характере и значении, в массовости-восстании, приводивших в смятение польских магнатов и шляхту, в героической , самоотверженной борьбе украинских казаков и крестьян против иноземных угнетателей».

Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его — подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».

Герои не погибают — они обретают бессмертие, ибо убеждены, что «не погибнет ни одно великодушное дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере в бессмертие народа — подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.

5. Подведение итогов урока(выставление оценок)

6. Д/З:  подготовка к сочинению по произведению Гоголя « Тарас Бульба»

Скачать

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *