Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты

Внутреннее строение млекопитающих на примере домашней собаки

Казахстан, Костанайская область
КГУ «Тобольская средняя школа»
Учитель биологии
Курилова Светлана Васильевна
 

Цели урока:

Познавательная: познакомить учащихся с внутренним  строением млекопитающих на примере домашней собаки,  способствовать формированию  знаний об особенностях  строения органов и их систем; выявлению прогрессивных черт  внутреннего строения у млекопитающих.

Развивающая:  способствовать развитию умений учащихся работать с текстом, иллюстрациями учебника, наглядными пособиями, сравнивать, обобщать делать соответствующие выводы.

Воспитательная:  способствовать формированию у учащихся интереса к предмету.

Задачи урока:

добиваться усвоения учащимися знаний об особенностях строения и жизнедеятельности млекопитающих, их приспособленности к среде обитания,

продолжить формирование научного мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях  организмов,

обучать учащихся умению распознавать и сравнивать различные органы и системы органов тела млекопитающих, составлять общую характеристику типа;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:проблемный.

Формы организации учебного процесса:работа в группах.

Оборудование:таблица “Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки”, “Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение собаки”, таблица “Кровеносная система Позвоночных”, рельефная таблица, модель головного мозга млекопитающих.

Развиваемые понятия: теплокровные, плацентарные, плацента, матка, молочные железы, альвеолы легких.

План урока

  1. Орг.момент.
  2. Введение в тему.
  3. Постановка темы, целей.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент

1. Приветствие

II. Сообщение темы, целей, задач урока.

Постановка проблемы.

Какие особенности строения и жизнедеятельности обеспечивают широкое распространение млекопитающих в биосфере?

III. Повторение ранее изученного материала.

1. Определение частей тела.

Укажите  название животного и названия частей тела, органов.

Учащиеся работают в группах, вписывают по рисунку названия частей тела, органов животного. Далее организуется проверка.

 

 

1Ответьте на вопросы и покажите на плакате.

— Из каких отделов состоит позвоночник?

— Из каких отделов состоит передняя конечность?

— Из каких отделов состоит череп?

— Из каких отделов состоит задняя конечность?

-Какие мышцы развиты у собаки и почему?

-Какое строение имеет волосяной покров у собаки?

3. Дополнение текста.

Учитель. Допишите текст о внешнем строении млекопитающих.

Учащиеся работают самостоятельно. Задания выполняются на листочках. Затем проводится проверка, дети зачитывают тексты.

Тело млекопитающих покрыто ________________. На голове имеются  _________, ________, _____________.Ноги располагаются под _________________. В отличие от других позвоночных глаза млекопитающих имеют веки с ___________, уши имеют наружную  ___________. Млекопитающие выкармливают своих детенышей _________________.

IV. Изучение нового материала.

Проанализируйте текст и рисунки учебника по отдельным системам органов и сделайте краткую запись в сводную таблицу.(Учащиеся в каждой группе заполняют одну графу сводной таблицы; слушая выступления товарищей, заполняют все остальные графы, задают уточняющие вопросы, учитель дополняет ответы).

Полость тела поделена на грудную и брюшную части плоской куполообразной мышцей– диафрагмой.

Название систем органов

Органы их составляющие

Функции

  
   
   
   

1. Нервная система.

А) Головной мозг(хорошо развиты полушария переднего мозга, мозжечок, у многих млекопитающих кора больших полушарий образует складки и извилины).

Б)Спинной мозг( спинной мозг соединен с головным мозгом, от них отходят нервы).

2. Пищеварительная система.

А) Ротовая полость — Зубы дифференцированные, механическая обработка пищи;  зубы, их строение (эмаль, дентин, корни).Расположение зубов на челюстях (резцы, клыки, коренные зубы).

Б) Глотка (часть пищеварительной трубки, по которой пищевой комок из полости рта перемещается в пищевод).

В) Пищевод (проходит через диафрагму).

Г) Желудок (переваривание пищи при действии желудочного сока, желудок у большинства однокамерный).

Д) Тонкая кишка – 12перстная – (передний отдел, желчный пузырь + поджелудочная железа)

Е) Печень с желчным пузырём (пищевая масса подвергается действию желчи)

Ж) Поджелудочная желез(вырабатывает поджелудочный сок).

З) Тонкая кишка (всасывает питательные вещества в кровь).

И) Толстая кишка (всасывает воду).

К) Прямая кишка (формирование фекальных масс, вместо клоаки анальное отверстие).

3. Органы дыхания у собаки.

А) Ноздри (два отверстия на нижней части носа).

Б) Носоглотка(отдел дыхательных путей, верхняя часть глотки).

В) Трахея (хрящевые полукольца).

Г) Легкие (дольчатые с ячеистой структурой, в процессе дыхания собаки участвуют мышцы грудной клетки и диафрагмы).

4. Органы кровообращения.

А) Сердце (2 предсердия и 2 желудочка).

Б) Аорта (самый крупный кровеносный сосуд.)

В) Парные сонные артерии (к голове и головному мозгу).

Г) Парные подключичные (к передним конечностям).

Д) Мелкие артерии–распадаются на капилляры.

Е) Задняя и передняя полые вены(самые крупные вены большого круга кровообращения) 

Ж) Брыжейка (снабжает кровью кишечник).

5. Органы выделения.

А) Почки(парный бобовидный орган, выполняющий  функции мочеобразования)

Б) Мочеточники(парный полый орган, по которому моча оттекает в мочевой пузырь.)

В) Мочевой пузырь (моча выводится наружу по мочеиспускательному каналу).

6. Органы размножения.

А) Самка – парные яичники, парные яйцеводы, матка- полый орган, в котором развивается эмбрион, вынашивается плод..

Б) Плацента(орган, осуществляющий связь между организмом матери и плодом).

В) Самец – парные семенники.

7. Значение прогрессивных изменений, произошедших у млекопитающих.

Используя полученную информацию, подумайте, как ответить на проблемный вопрос урока, предложите схему его решения.  (Оформление мини-плакатов).

V. Закрепление.

1. По рисунку укажите  названия основных внутренних органов.

Учащиеся самостоятельно на карточках вписывают названия внутренних органов. Затем проводится самопроверка.

 

2. Ребята, как вы думаете, в чём сходство внутренних органов млекопитающих и человека.

VI. Итог урока. Какую тему изучали на уроке?  Что нового и интересного узнали о внутренних органах млекопитающих?

VII. Задание на дом: параграф 53, подготовить сообщения о животных.

Литература:

Методическое руководство 7 класс, К. Кайым,  Алматы:  Атамура,  2012 г.

Учебник «Животные 7-8» А.И. Никишов, Москва: Просвещение, 1994 г.

Учебник «Биология» 7 класс, К. Кайым,  Алматы: Атамура, 2012 г.

Учебник «Биология» 7 класс,  Н.И. Сонин, Москва: Дрофа , 2011 г.

 

 

Скачать разработку


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *