Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Разработка внеклассного мероприятия по духовному воспитанию и патриотической любви к Родине

Аленов Бауржан Каиржанович
Преподаватель – организатор НВП
КГУ «Бирлестыкская средняя школа»
с. Бирлестык, Айыртауский район, СКО

Казахстанский патриотизм- это осознанная ответственность каждого
гражданина за судьбу, безопасность, будущее своей Родины. Осознанное
уважение всех соотечественников все зависимости от национальности и
конфессии. Уважение их обычаев, традиций, истории и культуры. Уважение
к государственным символам, государственному языку. Любовь к родной
земле, осознание Казахстана как единой Родины для всех граждан.
Школа во все времена выполняла заказ общества, государства в области
образования подрастающего поколения.
Цель: усовершенствование учебно-воспитательного процесса путем
вовлечения учащихся, родителей, общественность в активную деятельность
по формированию гражданских, патриотических качеств личности.
Задачи:
-воспитание казахстанского патриотизма;
— формирование научного мировоззрения учащихся (с учетом их возрастных
особенностей);

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
    способностей;
  • приобщение к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего
    поколения через урочную и внеклассную работу на основе краеведческого
    материала; 
  • формирование готовности к выполнению гражданского долга,
    конституционных обязанностей; 
    -физическое развитие учащихся, формирование здорового образа жизни.

«Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная
деятельность по формированию у детей высокого патриотического сознания,
чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского
долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие
личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и
способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное
время».
Одной из целей данной Программы является: «Определение стратегических
приоритетов и создание гарантированных социально-экономических,
политико-правовых, организационных условий для формирования
казахстанского патриотизма, гражданственности, толерантности, духовно-

нравственной, физически здоровой, социально активной личности».
Главная цель 12-летнего общего среднего образования:
Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и
конкурентоспособной личности, способной жить в динамично
развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных
интересах, так и в интересах общества.
     Одной из семи ключевых компетенций выпускника определена
«ценностно-ориентационная компетенция  — способность ученика адекватно
воспринимать окружающий мир, умение находить свою роль в
созидательной жизни общества на основе высших этических ценностей,
гражданственности и патриотизма. Данная компетенция обеспечивает
умение принимать решения в разнообразных жизненных ситуациях. А самое
главное – быть патриотом своей Родины – Казахстана, проявлять
гражданскую активность, понимать политическую систему, уметь давать
оценку происходящим социальным событиям».
Работа школы должна быть направлена не на вооружение учащегося
определенной суммой знаний, а на решение задач, поставленных
основополагающими документами и проектами в области образования, т.е.
воспитания патриота и гражданина нового Казахстана, гражданина мира.
Мы уже привыкли к тому, что почти каждую неделю СМИ рассказывают нам
о новых терактах, убийствах невинных людей,  происходящих в разных
уголках нашей планеты. Невозможно, нельзя привыкнуть к горю тех, кто
потерял своих родных и близких. Террористы не щадят ни женщин, ни
стариков, ни детей. А ведь когда-то эти преступники были маленькими,
ходили в школу, читали буквари. Их любили родители, надеялись увидеть их
успешными людьми. Почему их надежды не оправдались? Народная
мудрость гласит: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». Если этот
духовный сосуд не наполнить добром, милосердием, трудолюбием, то его
заполнят жестокостью, равнодушием, ненавистью, иногда на национальной,
расовой, религиозной почве, иногда на нежелании честно зарабатывать себе
на жизнь. Человек с чувством патриотизма и гражданственности никогда не
станет на путь преступления. Он самостоятельно решает свои проблемы,
преодолевает трудности и делает выбор прежде всего в интересах людей. А
достичь такого результата поможет общество и в первую очередь школа.
«Предметом педагогической поддержки должен стать процесс совместного с
ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и
путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое
достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении,
самовоспитании, общении, образе жизни. Развитие не сводится ни к

обучению, ни к воспитанию, ни даже к интериоризации. Собирая все
внешние влияния, человек совершает качественно новый акт – он с
возрастом сам формирует собственные смыслы и цели и сам активно
действует не по внешним стимулам, а по внутреннему побуждению. Таким
образом, поддержать растущего человека в его развитии, а не воспитывать –
вот та задача, которая заставляет по-другому взглянуть на деятельность
педагогов, которые осуществляют в школе функции воспитателя». (О.Газман.
Педагогика свободы).
Воспитание берет на себя в качестве ведущей задачи морально-волевой,
нравственный, то есть общественный аспект поведения человека. В детском
и подростковом возрасте на первое место выступает моральный образец,
становление нравственных оценок и мотивов поведения. Научить
нравственности нельзя. Ее можно лишь впитать, пережить чувством, опытом.
Патриотизм, гражданственность – тоже нравственные принципы. Прежде
всего они основаны на любви к матери, дому, родной земле. Воспитание без
поведения, без переживания, без социальной практики, без деятельностного
отношения к жизни невозможно. Поэтому любой раздел воспитания должен
отражаться в деятельностном подходе. Например, основными разделами
воспитательной работы нашей школы являются: 
·        общественно-политическая деятельность,
·        познавательная деятельность,
·        трудовая деятельность,
·        деятельность в области формирования правовой культуры,
·        деятельность в области художественного, эстетического и
нравственного воспитания,
·        спортивно-оздоровительная деятельность,
·        формирование культуры семейных отношений.
Казахстанский патриотизм – часть гражданской культуры. Воспитание
гражданина и патриота – главная цель школы. Патриотизм – (греч. Patris –
отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство,
содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему,
гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы
родины. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных
веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Исторически элементы
патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям
формируются уже в древности.
         Патриотизм является источником создания нового общества и
демократического государства. С этой точки зрения, казахстанский
патриотизм является фактором политики общественного согласия, потому

что в ней заложены принципы милосердия и демократии, социальной
справедливости и исторической реальности.
Казахстанский патриотизм – это средство достижения всеобщего духовного
благополучия всех наций и народностей, проживающих в республике.
Ложные призывы и пустословие приводят к упадку национального духа и к
смутному будущему. Поэтому школа должна уделять особое внимание
традициям казахстанского патриотизма. Государственная концепция
образования Казахстана строится следующим образом: воспитание
казахстанского патриотизма, осуществляемое через познание национальных
этнокультурных традиций и обычаев в привитии уважения к историческому
прошлому.
Патриотизм – понятие не сегодняшнего дня. У него есть свои этапы. У
истоков казахстанского патриотизма стоят три крупнейших исторических
события, по мнению М.Шаханова, олицетворяющих три этапа борьбы
казахского народа за свободу и независимость:
1.     Отрарский подвиг народа, шестимесячная борьба против полчищ
Чингисхана возвестила миру о высоком духовном качестве казахского
народа.
2.     Почти полуторавековая борьба против джунгарских завоевателей за
сохранение самостоятельности и национальной государственности.
3.     Декабрьские события 1986 г. Первые ласточки против тоталитаризма
родились на казахстанской земле и напомнили миру о неумирающем
национальном духе, хотя обе империи – царская и сталинская — истребляли
их свободомыслие.
В формировании личности будущего гражданина и патриота наши учителя
используют в воспитательном процессе и такие формы: изучение примеров
из жизни исторических личностей, образцы поведения народа в трудные
кризисные периоды истории.
Казахстан – многонациональная страна. Многонациональное согласие – это
синтез культурных, политических, социально-экономических факторов.
Каждый человек вовлечен в них с самого детства, и воспитание патриотизма
сочетается с воспитанием интернационализма, межнационального согласия в
духе толерантности. Терпимость не означает безразличие к любым взглядам
и действиям. Это признание права на отличие, на собственный взгляд. «Мы
обязаны всеми имеющимися возможностями государства, каждого
гражданина нашей многонациональной Родины сохранить дружбу, доверие,
согласие и стабильность в нашем общем доме — Республике Казахстан – и не
позволить никому нарушить это наше золотое достояние». (Н.А.Назарбаев)
Казахстанский патриотизм за годы независимости республики возродился на

качественно новом уровне и имеет следующие этапы:
Первый период: 1991-1994 годы. Это годы осуществления идей
независимости: пробуждения национального самосознания, духовности.
Второй период: 1995-1998 годы. Переход государства на рыночную
экономику, что было связано с пессимизмом, упадническими настроениями
людей из-за падения уровня жизни, приведшего к кризисному состоянию
некоторых групп населения.
Третий период: 1999-2001 годы. Этап знаменуется подъемом казахстанского
патриотизма, подтверждающим единство народов, общественное согласие,
стабильную политику государства.
Большую роль в воспитании казахстанского патриотизма играет Ассамблея
народов Казахстана, которая поставила перед собой задачу внести вклад в
повышение уровня патриотического воспитания молодежи.
В одной из своих книг глава нашего государства Н.Назарбаев сказал: «Если
каждый человек с детского возраста будет думать: Казахстан – это моя
Родина, он ответственен за меня и я за него ответственен, то я должен расти,
воплотив в себя эти мысли (идеи)».
По данным агентства Республики Казахстан молодежь в возрасте от 14 до 29
лет составляет 4 млн 260 тысяч человек или 28,7% от общего количества
населения Казахстана. Молодежь – это будущее нашего общества и от того,
какой будет она, зависит наше общество и государственность РК. Из них
только 32-34% интересуются политикой, 40% употребляют алкоголь в
различной форме, количество наркоманов перевалило за 30 тысяч человек. В
такой ситуации негативным явлениям среди молодежи могут противостоять
общечеловеческие ценности. Именно восприятие патриотизма,
толерантности и национального согласия противостоит таким понятиям как
падение нравственности, «потеря поколения», чувству иждивенчества,
потребительства у молодежи и направлено против социального безразличия,
политической инертности, роста преступности и наркомании. Помимо
личных устремлений человека нужны общечеловеческие ценности и одним
из них является чувство патриотизма.
В нашей школе традиционно проводятся мероприятия, посвященные
государственным праздникам, знаменательным датам, началу и завершению
учебного года, других мероприятий, с использованием государственных
символов Республики Казахстан. Проводятся конкурсы и олимпиады
школьников на знание истории геральдики и атрибутов государственности
«Символы открытости, мира и надежды», «Лучшее оформление уголков и
стендов по государственным символам страны», «Лучшее исполнение Гимна
Республики Казахстан». Команда нашей школы ежегодно участвует в

районном туристско-краеведческом слете, соревнованиях ЮИД, конкурсах
на знание государственного языка «Мемелекеттік тілі – менің тілім», в
Абаевских чтениях, конкурсах чтецов стихов собственного сочинения,
отправляем рисунки на различные темы и т.д. В течение учебного года
учителя проводят экскурсии по изучению родного края. Под руководством
учителя НВП создан военно-патриотический клуб «Улан». Формы и методы
деятельности по воспитанию казахстанского патриотизма и
гражданственности неразделимы от других видов воспитательной
деятельности в нашей школе. Нельзя на одном мероприятии формировать
навыки милосердия, а на другом чувство толерантности, все взаимосвязано,
как связано все в этом мире.
Критерием истины, знаний и умений всегда была и останется навсегда
практика, достижение реального и эффективного результата, то есть в этом
случае наша страна получит своего молодого Гражданина, который посвятит
свою жизнь делу служения своей Родине.
Жизнь общества сегодня ставит серьезные задачи в области воспитания и
обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные,
смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые
были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости,
встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач
является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая
процесса воспитания — формирование и развитие патриотических чувств. Без
наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему
гармоничной личности.
Казахстанский патриотизм- это осознанная ответственность каждого
гражданина за судьбу, безопасность, будущее своей Родины. Осознанное
уважение всех соотечественников все зависимости от национальности и
конфессии. Уважение их обычаев, традиций, истории и культуры. Уважение
к государственным символам, государственному языку. Любовь к родной
земле, осознание Казахстана как единой Родины для всех граждан.
Казахстанский патриотизм- это проявления общности интересов, общности
судьбы, готовности трудиться творить во имя становления и расцвета
страны. Это доказывает что патриотизм не искусственное понятие, оно
является продуктом этносоциальной реальности, формируется и
воспитывается посредством целенаправленной идеологической деятельности
государств. И в этой работе заметная роль принадлежит школе. С
воспитанием патриотизма тесно связано военно-патриотическое воспитание.

Военно-патриотическое воспитание — образовательная технология двойного
назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного
гражданина важнейшими морально-психологическими качествами,
необходимыми как будущему защитнику Родины.
             Как видим, задача подготовки защитников Родины, стоящая перед
нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе
должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов
привить современному школьнику чувство патриотизма, которое
гарантировало бы укрепление территориальной целостности Казахстана;
любовь к нему; защиты Родины, как в мирное, так и в военное время. Изъяны
в патриотическом и интернациональном воспитании нередко отрицательно
сказывается на морально-политической и психологической стойкости
молодежи. Только убежденный патриот и интернационалист в экстремальной
ситуации мирного времени и в боевых условиях способен на
самоотверженное выполнение своего гражданского и воинского долго.
Поэтому патриотическим воспитанием молодежи нужно заниматься всегда,
везде и серьезно.
В ежегодном Послании Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев
возлагает надежды в реализации грандиозных задач, направленных на
воспитание молодого поколения казахстанцев.
Особо в деле образования, подчеркнул Глава государства, надо обратить
внимание на воспитательную сторону: патриотизм, воспитание нравственных
качеств: «Надо воспитывать в себе и наших детях новый казахстанский
патриотизм». Поэтому очень важно, начиная с дошкольного возраста,
закладывать любовь к своей Родине, чувство ответственности за нее, хранить
ценности и традиции своего народа. 
Патриотическое воспитание подрастающего поколения должно стать той
объединяющей силой, которая сможет вырастить настоящих патриотов,
любящих свою Родину не на словах, а на деле. Уважение к своей стране,
нашего общеказахстанского дома, к национальным традициям, истории и
богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно
вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного,
трепетного отношения к своим истокам.
Нурсултан Абишевич призвал все политические партии, общественные
объединения и всех казахстанцев принять активное участие в достижении
цели стратегии “Казахстан-2050”, в организации разработки
патриотического направления “Мәңгілік ел”. “Мәңгілік ел» – это вечный
ел, это национальная идея нашего общеказахстанского дома. Мечта всех

наших предков. За годы суверенного развития созданы главные ценности,
которые объединяют всех казахстанцев, составляют фундамент будущего
нашей страны: стабильность, толерантность, равенство всех, несмотря ни на
что: религиозные пристрастия, национальность …”
Педагогический коллектив школы направляет свою работу на
воспитание казахстанского патриотизма, проявление гражданской
активности, толерантности; повышения уровня обученности учащихся с
целью самореализации в обществе.
В заключение хотелось бы отметить еще один момент. Вся история
Республики Казахстан подтверждает тот факт, что вопросы военно-
патриотического воспитания не должны рассматриваться изолированно
от религии. Но представители традиционных конфессий не привлекаются
к разработке образовательных программ, учебников и учебных пособий. Без
педагогических инноваций в содержании учебных программ, учебников
и учебных пособий невозможно в настоящее время воспитывать патриотизм
у учащихся. В сложной, неопределенной общественно-политической
обстановке нельзя допустить существование духовного вакуума, поэтому,
чтобы преодолеть кризис общественного сознания, необходимо в большей
степени усилить внимание к воспитательному потенциалу учебников.
Их содержание должно быть нацелено на воспитание чувства патриотизма,
гражданственности, чувство национального самосознания, уважения
к историческому и культурному наследию народов Республики Казахстан.

Список использованной литературы:

1.     «Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу
Казахстана» от 18 февраля 2005 года.
2.     «Комплексная программа воспитания в организациях образования
Республики Казахстан» на 2006-2011 г.г
3.     Проект «Концепции 12-летнего среднего общего образования в
Республике Казахстан»).
4.     М.М.Жанпеисова. Модульная технология обучения как средство
развития ученика.
5.     Образование. Научно-педагогический журнал. 2006.
6.     12-летнее образование. Республиканский научно-методический,
информационно-аналитический журнал. 2005-2006.
7.     Педагогика свободы. О.Газман.
8.     Преподавание психологии в школах и вузах. Республиканский научно-
методический журнал. 2007.
9.     Психология. Социология. Политилогия. Республиканский научный
журнал.2007.
10.    Воспитание школьника. Республиканский научно-методический
журнал. 2005-2007.
11.    Практическая помощь учителю. Педагогический и методический
журнал учителей Казахстана. 2005-2007.
12.   История Казахстана. Преподавание в школе. Республиканский научно-
методический журнал. 2005-2007.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *