Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭТНОГРАФИЮ

Куршук Светлана Юрьевна
воспитатель
КГКП «Детский сад-ясли №7 «Радуга»
г. Усть-Каменогорск, ВКО, Казахстан

В современных условиях общей гуманизации образования и личностно-
ориентированной педагогики особая роль в эстетическом воспитании

подрастающего поколения отводится народному искусству. В нем заложены
подлинные общечеловеческие, национальные и художественные ценности.
Большое внимание отводится духовно развитой личности, поэтому данная
тема актуальна в связи с возросшим интересом общества к истокам
этнической культуры и искусства. Из этого следует, что мы должны
создавать возможности для развития у детей художественных способностей
для творческого самовыражения. Эффективность творческого развития детей
во многом определяется комплексным использованием всех средств
(искусство, природа, художественно-творческая деятельность) с интеграцией
содержания предметов эстетического цикла (музыка, художественная
литература, изобразительное искусство и труд). Различные виды искусств
имеют тенденцию к объединению и слиянию, т.е. к синтезу. Синтез
различных видов искусства изначально характерен для фольклора, который,
по моему мнению, занимает одно из центральных мест в воспитательно-
образовательной работе с детьми. Вспомним традиционные ярмарки,
посиделки, различные праздники в которых, в единстве проявлялось
изобразительное, театрально-игровое, музыкальное и словесное творчество
народа. Именно поэтому народное искусство особенно близко детям
дошкольного возраста: оно соответствует характеру их мышления (наглядно-
действенного и наглядно-образного). Можно выделить общепсихические
процессы ,которые являются основой формирования художественного
творчества и художественно-творческих способностей. К этим процессам
относятся:

  1. Восприятие (через музыкальные и поэтические образы).
  2. Наглядно-образное мышление (зрительное представление).
  3. Воображение.
  4. Эмоционально-положительное отношение к объектам восприятия.
    Указанные психические процессы являются основой для всех видов
    деятельности, и развития их в одном виде деятельности будет положительно
    сказываться на других. Исходя из этого, мы в центр педагогической работы
    по развитию художественного творчества детей ,ставим взаимосвязь разных
    видов искусств, интегрирование содержания предметов эстетического цикла,
    а так же придерживаясь важнейшего принципа государственной политики РК
    в области образования – возрождение и развитие национальных культур,
    духовно-нравственных, этнических ценностей народов, проживающих на
    территории РК, создали на первом этапе творческую группу «РОДНИЧОК»,
    которая создавала условия для реализации программы по знакомству детей и
    взрослых с нашими корнями, обычаями, традициями. Была организована
    выставка «Наш город», где дети старшего возраста выступали гидами. Этот
    проект включал в себя несколько этапов: «Город наших предков» –
    фотоснимки старого города XVIII века, «Современный город» — фото со
    знакомыми и значимыми местами. Последний этап: выставка работ о городе,
    выполненных совместно с родителями в различных техниках и различными
    материалами. С целью знакомства и воспитания любви к своему народу, его
    бытом и традициями была налажена связь с культурными центрами ВКО и

этнографическим музеем. Организованы экскурсии на тему: «Русская изба»,
«Юрта», выставка музыкальных народных инструментов, подготовленная
музыкальными работниками д/с №7. Подготовка и проведение совместных
досугов и праздников, таких как: «Фольклорное путешествие», «Ах
игрушка…» (об истории создания и возникновения таких популярных
игрушек, как Петрушка, Матрешка, тряпичная кукла, свистулька и др.), День
языков, День независимости, Новый год, День самопознания,Масленица,
Наурыз, Пасха, День Земли, День единства народов Казахстана, День
Победы (9 мая), День защиты детей – все эти праздники предполагают не
только знакомство с теоретической точки зрения, но и театрализацию с
использованием нетрадиционных методов, что ведет детей к
фантазированию, проявлению интереса, что дает возможность воспитателю
вовлечь к происходящему неконтактных детей, развивать у дошкольников
интерес к народному творчеству, созданию дружественной атмосферы, а так
же способствовать самостоятельности и инициативности при изготовлении
подарков и сувениров к праздникам в созданном и действующем кружке
«РОДНИЧОК» , перед которым ставятся следующие задачи:

  1. воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому,
    земле, где он родился;
  2. воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям и традициям;
  3. формирование потребности в изучении истории и культуры народов РК;
  4. формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие
    творческих способностей.
    Обучение проводится как фронтально, так и по подгруппам, с учетом
    индивидуальных способностей детей. Для лучшего усвоения программы, мы
    образно разделили ее на блоки:
  5. «Родной край» (включает в себя знакомство с республикой, городом, его
    героями).
  6. «Кто мы и откуда» (Мы обоснуем:
    Род – всему голова,
    С родничка течет река,
    Родничок у малыша,
    Родина – начало рода,
    Всему роду наш народ).
  7. «Мир прекрасного» (здесь предусмотрено формирование у детей
    определенных умений и навыков во всех видах ИЗО, предполагая
    использование нетрадиционных методов и материалов для создания
    творческих способностей детей).
    Сюда же входят задачи по использованию разнообразных игрушек и
    пособий, отражающих национальный быт, традиции народов РК, сюжетно-
    ролевых, театрализованных, подвижных и дидактических игр. Начиная со
    второй младшей группы, дети составляют узоры разной степени сложности
    орнаментов, находят недостающие элементы; узнают по внешнему виду,
    звучанию, музыкальные народные инструменты; по описанию и внешнему
    виду народные костюмы, головные уборы. Для театрализованной

деятельности под руководством воспитателей дети и родители
изготавливают костюмы, персонажи для пальчикового и настольного
театров, сувениры. Естественно, все выливается в праздники и досуги:
Рождество, Новый год, Масленица, Семья для домовенка Кузи, Наурыз,
Праздник русского валенка, Ах, игрушка и др. Для успешного выполнения
намеченных задач по формированию творческой личности ребенка создана
социально-предметная среда: оформлены уголки истории, которые знакомят
детей с куклами в национальных костюмах, юртами, изготовленными
совместно с родителями; изделия народно-прикладного искусства, которые
помогают понять не только красоту изделий, но и значимость труда
взрослых, вложивших в изделия частицу своей души. В уголке собрана
литература, которая знакомит с обычаями и традициями народов РК,
дидактические игры, наборы с орнаментами. В своей изобразительной
деятельности мы используем освоение различных художественных техник, а
так же различные материалы, создавая новый продукт на примере народных
промыслов, который ведет к приобщению, к истокам народного творчества.
Вся эта работа идет в тесном сотрудничестве с родителями и сотрудникам
д/с, музеев, библиотек и детского подросткового клуба «Юнга». Поэтому
двигаясь вперед, не забывайте прошлого.

Мы обязаны знать свои корни, культуру,
И своим малышам обо всем рассказать,
Что такое любовь и к народу и к Родине,
Научить их всему, что обязаны знать!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *