Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Рассказ-быль Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Байбакирова Айнура Иртышевна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Ащигольская средняя школа»
с. Ащиголь, Акжарский район, СКО, Казахстан

Раздел долгосрочного плана Культура: характер и личность
Тема урока Рассказ- быль Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Предварительные знания Раздел построен на навыках, приобретенных в предыдущих классах. Учащиеся
умеют слушать, понимать и оценивать общее содержание аудиовизуальных
материалов и различных текстов, читать и отвечать на вопросы по
прочитанным текстам, создавать небольшие по объему высказывания и тексты
в устной и письменной форме; участвовать в обсуждении различных тем на
базе лексико-грамматического и тематико-ситуативного минимумов.
Цели урока С 7.1.1.1 — понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут,
извлекая необходимую информацию и/или определяя
последовательность событий;
стихотворения.
Г 7.2.1.1 — владеть словарным запасом, включающим
эмоционально-окрашенную лексику, термины;
Ч 7.3.1.1 — понимать главную и второстепенную информацию
сплошных и несплошных текстов, связывая информацию с
общеизвестными, повседневными знаниями;
П 7.4.2.1 — излагать сжато содержание текста на основе
прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала;

Критерии оценивания
Языковые цели Учиться краткому формулированию основной информации
Межпредметные связи Предмет Этап

Этап «Склей сюжет». Приветствуется эстетичность
выполненной работы.

Дифференциация

Ход урока

Запланированные
этапы урока

Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

  1. мин
  2. Создание коллаборативной среды.Для создания
    психологической атмосферы проводим игру
    Игра «Комплимент соседу»
    Учащиеся обращаются друг к другу по имени, говорят
    комплименты, используя имена прилагательные.
    2.Деление на группы по стихотворениям «Листопад»,
    «Некрасивая девочка»
    Учащиеся берут листочки, где написаны отрывки из
    этих стихотворений и находят свои группы. Потом
    отвечают на вопрос:
  • Почему вы сели в эту группу?.
  • Я сел в эту группу, потому что у меня отрывок из
    стихотворения……
    Учащиеся отвечают отрывками из стихотворения.

Стикеры цветные

Середина урока
10 мин

Подведение к теме урока

5 мин
15 мин

На доске портрет Л.Н. Толстого.

  • Скажите , ребята, кто же это?
  • А с каким его произведением мы познакомились на
    прошлом уроке?
  • Как вы думаете, о чём пойдет речь на данном уроке?
    (Деятельность учащихся)
    Учащиеся определяют тему урока.
    -Мы продолжим изучать рассказ о «Кавказском
    пленнике» Толстого.
  • Почему, рассказывая о двух русских офицеров, Толстой
    в заглавии говорит только об одном человеке?» Уже в
    названии заложено противопоставление двух героев
    Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но
    лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами.
    Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном, был
    сильным, «жилис-тым». Жилин – герой. О нём речь в
    этом рассказе.
    Как вы знаете, наш раздел называется «Культура:
    характер и личность». Прочитанный вами рассказ
    «Кавказский пленник» демонстрирует нам самые
    разные характеры и личности.
    Наша задача сегодня отработать навыки говорения,
    умения делать выводы.
    Подведение к цели урока по глаголам:
    -понимать;
    -определять;
    -анализировать.
    3.Для начала поработаем над терминами.
    На слайде термины:
    «Литературный герой»
    «Быль»
    «Антитеза»
    Задания группам:
    1.Рассказать о терминах.
  1. Какое отношение имеет эти термины к нашему
    уроку.
  2. Мы с вами прочитали все части повести, теперь
    вам такое задание «Склей сюжет!»
    Группы получают 14 пунктов сюжетного плана на
    полосках бумаги в произвольном порядке. На листе А3
    необходимо наклеить полоски в верной
    последовательности.
  3. Жилин получает письмо от матери и выправляет
    себе отпуск.
  4. Жилин и Костылин решают опередить обоз и едут
    впереди него.
  5. Жилин попадает в плен к татарам из-за трусости
    Костылина.
  6. Жилина привозят в аул и сажают в колодках в
    сарай.
  7. Первое близкое знакомство с похитителями.
    Девочка Дина приносит ему пить.
  8. Новые «хозяева» требуют, чтобы Жилин написал
    письмо домой с просьбой о собственном выкупе.
  9. Приводят Костылина, с которого тоже требуют

Приложение 1

выкуп. Костылин соглашается.

  1. Более близкое знакомство Жилина с жителями
    аула. Дружба с девочкой Диной.
  2. Описание похорон местного жителя.
  3. Жилин решает бежать из плена. Костылин
    увязывается за ним.
  4. Побег не удается из-за Костылина.
  5. Русских снова сажают в яму. Сроки выкупа
    ужесточаются.
  6. Дина навещает тайком Жилина и помогает ему
    бежать.
  7. Счастливое спасение Жилина.
    Обмен работами. Взаимопроверка по образцу
    ФО: «Карусель».
    5.Работа с текстом с использованием
    презентации. На доске вы видите таблицу,
    состоящую из трех столбцов. В среднем
    столбце находятся слова, характеризующие
    взгляд, речь, поведение героев. Эти слова вам
    нужно распределить по двум крайним
    столбцам, которые и будут характеризовать
    Жилина и Костылина. (слайд )
    Взаимооценивание. Проверка по образцу.
    ФО : «Светофор» .
    Учитель: Какими вы увидели Жилина и
    Костылина?
    За что уважали татары Жилина? (за смелый
    взгляд, твердое слово, настойчивость. Эти
    качества ученики записывают в тетради).
    Учитель: Ребята, мы с вами говорили о начале
    трудного пути героев. А чем занимались
    офицеры в плену? (пересказ эпизодов текста по
    цепочке).
    Учитель: К кому из героев вы относитесь с
    большим уважением? (к Жилину. Он активен:
    находит себе занятия, наблюдает за аулом,
    думает о побеге).
    Что помогло Жилину быть таким крепким,
    стойким? (Жилин из бедной семьи, и чтобы
    выжить, приходилось много работать.)
    Вывод: Мы увидели разные судьбы героев.
    Все действия главного героя подчинены одной
    цели: выбраться из аула, совершить побег.
    Костылин тоже хочет освободиться из плена, но
    не прилагает никаких усилий к этому, он только
    ждет, когда пришлют из дома денег, считает
    дни, спит
  8. Работа по «говорящим фамилиям»
    Вы видите, ребята, как решительно,

мужественно, ярко проявляется в одинаковых
обстоятельствах характер одного человека и
совсем не проявляется характер другого.
Разность героев заложена автором и в
«говорящих» фамилиях. Как вы понимаете
выражение «говорящая фамилия» (слайд )?
От какого слова происходит фамилия
Жилина? Что она означает?
Жилин — “жила”. Жила — сухожилие,
прочное окончание мышц; жилистый,
двужильный, то есть сильный, упругий (слайд).
Костылин — “костыль”. Костыль — палка
для хромых, безногих (слайд ).
Исходя из этого, мы с вами приходим
такому выводу, что автор не зря подобрал
такие фамилии героям характеризующее их
характеры.

  1. Освоение изученного материала.
    Задание:
    1 группа– составить кластер на тему урока
    «Кавказский пленник».
    2 группа- составьте синквейн к слову герой.
  2. Герой
    Смелый, храбрый
    Защищает, сражается, побеждает
    Рвётся на защиту слабых
    Защитник.
  3. Закрепление. Тест.
    Прверка по ключам.
    ФО : «Оцени себя сам».

Конец урока
5 мин

Рефлексия
Форма работы: индивидуальная
Прием: «Дерево знаний»
Украсьте дерево стикером исходя из
обозначения цвета.
Красный — урок очень понравился. Мне все
понравилось.
Желтый — мне понравился урок, но я не со
всем справился.
Зеленый – было скучно, я ничего не выполнил.
Учитель: Л.Н.Толстой, автор рассказа
“Кавказский пленник”, всю жизнь формировал
себя, свою личность, высокие задачи ставил
перед собой. В этом ему помогали личные
дневники, записи на каждый день. Давайте и мы
попробуем составить памятку «Каким я должен
быть, чтобы меня уважали»
Домашнее задание по выбору: создать

памятку «Каким я должен быть, чтобы меня
уважали» или написать эссе по этой же теме.

Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения
реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена дифференциация
на уроке?
Выдержаны ли были временные этапы
урока?
Какие отступления были от плана урока и
почему?
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:

Жилин получает письмо от матери и выправляет себе отпуск.
Жилин и Костылин решают опередить обоз и едут впереди него.
Жилин попадает в плен к татарам из-за трусости Костылина.
Жилина привозят в аул и сажают в колодках в сарай.
Первое близкое знакомство с похитителями. Девочка Дина приносит ему
пить.
Новые «хозяева» требуют, чтобы Жилин написал письмо домой с просьбой
о собственном выкупе.
Приводят Костылина, с которого тоже требуют выкуп. Костылин
соглашается.
Более близкое знакомство Жилина с жителями аула. Дружба с девочкой
Диной.
Описание похорон местного жителя.
Жилин решает бежать из плена. Костылин увязывается за ним.
Побег не удается из-за Костылина.
Русских снова сажают в яму. Сроки выкупа ужесточаются.
Дина навещает тайком Жилина и помогает ему бежать.
Счастливое спасение Жилина.

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,

Распределите слова по двум крайним столбцам, которые будут

характеризовать Жилина и Костылина.

Жилин Детали, характер
поведения героев

Костылин

Глаза, (взгляд):
-наблюдательные глаза;

  • смелый взгляд;

-рассеянный взгляд;
-опущенные глаза;

  • страх в глазах.

Речь:
-твердое слово;
-решительный ответ;
-молчание;
-молчаливое согласие.

Поведение героев:
-решительность;
-настойчивость;
-безучастность;
-пассивность.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *