Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Театрализованная деятельность – как средство речевого развития

Мелентьева Светлана Викторовна
воспитатель класса предшкольной подготовки
КГУ «СОШ №24»
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан

«Театрализованная деятельность – как средство речевого развития»

                                     «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья

                               детей, для их здоровья и правильного развития»

                                                                                                   Д.В. Менджерицкая        

      Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе.  Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.

     Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе.

   Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности.

    Театрализованная деятельность  тесно связана с развитием связной речи детей, что выражается в использовании ряда театральных приёмов, а именно: знакомство с литературными произведениями, этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств.

    Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

      Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль.  особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

    Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

         Нельзя оспорить, что речь является особой деятельностью, являющейся инструментом для осуществления всех остальных видов деятельности. Она существует в двух формах: диалогической и монологической. Речь – это средство общения, мышления, познания мира, воздействия, выражения эмоций и чувств, планирования деятельности, регуляции поведения. Следовательно, речь выполняет множество функций: – коммуникативную, познавательную, экспрессивную, исследовательскую и планирующую.

         Считаю, что театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы.

     Работу по организации театрализованной игры я провожу  в три этапа:

1.Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений.

2.Освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»).

3.Самостоятельная, творческая деятельность детей.

      Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры – драматизации и режиссерские игры.

     В играх – драматизации ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

– ролевые диалоги на основе текста;

– инсценировки произведений;

– игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

– постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

– игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

   В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров.

   В своей работе я  использую  настольный, плоскостной, пальчиковый театр, театр в коробке, кукольный театр, театр игрушек.

   В организованную учебную  деятельность я включаю специальные игры на развитие мимики, пантомимы. Например,

– съешьте кислый лимон (дети морщатся);

– рассердитесь на драчуна (сдвигают брови);

– встретьте знакомую девочку (дети улыбаются);

– покажите высокого мальчика, маленького комарика, медведя;

– покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг;

– полетим как птицы;

– волк крадется за зайцем.

    Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации. Благодаря таким упражнениям, движения детей приобретают большую уверенность.

    Провожу игры на развитие речевого дыхания: «надуй шар», «насос», «игра в слова», «чудо лесенка» – каждую последующую фразу дети произносят, повышая или понижая тон голоса.

   Физкультминутки – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.

    Декламируя стихотворение,  дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Например, «Са-са-са – улетел в небеса» (дети произносят, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).

     При сочинении сказок, историй развивается как монологическая, так и диалогическая речь.

     Играя с сюжетными игрушками, дети выполняют разнообразные действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и темп произношения.

     При пересказе произведения добиваюсь того, чтобы дети, воспроизводя диалог героев, использовали интонационную выразительность, жесты, мимику.

    При разучивании потешек, прибауток, стихов я учу детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.

    Играя в подвижные игры, мы используем маски – шапочки или необходимые атрибуты. Наряду с двигательной активностью также развивают диалогическую и монологическую речь.

    Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Ожидаемый результат: Через театрализованную игру дети освоят невербальные средства общения (жесты, мимику, движения); речь детей станет более связной, выразительной, обогатится словарный запас,  у детей появился интерес к театру как к виду искусства.

    Считаю, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

    Таким образом, театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.


Поделиться ссылкой:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *