Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Борьба саков против армии Александра Македонского

Таева Анаргуль Айткожановна
учитель истории
КГУ «Тимирязевская общеобразовательная школа-гимназия им. С. Муканова»
с. Тимирязево, Тимирязевский район, СКО, Казахстан

Тема урока Борьба саков против
армии Александра
Македонского

Цель обучения Определять место ранних кочевников
Казахстана на международной арене

Цель урока Все учащиеся будут знать о походе А.Македонского
против саков, определять его временные рамки
Большинство определят причины неудачного
завершения похода Александра Македонского на
сакские земли, тактику ведения боя саков
Некоторые смогут аргументировать причины
военных побед сакских летучих отрядов.

Критерии оценивания

 Описывают борьбу саков против захватчиков
 Определяют место ранних кочевников на
международной арене
 Определяют историческое значение борьбы саков с
иноземными захватчиками

Языковые задачи Умеют работать с различными группами
исторических, литературных источников,
материалами учебника
Владеют и оперируют знаниями о борьбе саков
против войск Александра Македонского. Описывать
битву между саками и А. Македонским.
Воспитание ценностей Изучая эту тему учащиеся понимают общие
человеческие ценности :мир, дружелюбие, согласие,
патриотизм, мужество

Межпредметная связь Всемирная история, литература, география

Предыдущие знания Сакская царица Томирис
Подвиг Ширака
Кир- царь персов
Поход Александра Македонского

Ход урока
Запланированные
этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок: Ресурсы

Начало урока
5 минуты

Организация. Психологический настрой.
Опрос Д/З
ИР
С какими государствами и правителями воевали
сакские племена? Распределите события по группам.
Борьба саков с Киром Борьба саков с Дарием
1; 4; 5; 6 2;3; 7

1.Этот царь предложил царице массагетов стать его
женой;

  1. В 518 г. до н.э. этот царь с огромным войском
    оправился в поход против саков
    3 Этого правителя сакский воин Ширак заманил в
    пустыню, в результате чего большая часть его войска
    погибла;
    4 Этот правитель заманил в ловушку сакских воинов,
    используя еду и вино;
    5 В плену этого царя покончил жизнь самоубийством
    сын царицы Томирис;
  2. В битве с саками этот правитель погиб и был
    обезглавлен;
    7 После долгих лет борьбы этот правитель все-таки
    захватил часть сакских земель, и саки платили ему
    дань, выделяя своих воинов;
    Дескриптор  Обучающийся :
    -определяет события, связанные с борьбой сакских
    племен с персидским царем Дарием;
    -определяет события, связанные с борьбой саков с
    персидским царем Киром.
    ФО: самооценивание, метод Светофор

Середина урока
2 минуты

5 минут

2 минуты

Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с
героическим подвигом пастуха Ширака, который
ценой своей жизни спас свой народ от войск
персидского царя Дария.

  1. Работа с дополнительным материалом
    Губя и беззащитных и безвинных,
    Шли Македонцы страшною лавиной,
    Им города и царства покорялись,
    И кровь лилась на всем пути их длинном.
    Росло число владений разоренных,
    Все меньше было царств не покоренных,
    Но Искандеру большего хотелось —
    Всю землю видел он порабощенной.
  • О ком писал Абай Кунанбаев в поэме «Искандер»?
  • Что вы знаете об этом полководце?
  • Какую мысль хочет передать поэт?
    Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с
    героической борьбой саков за независимость
    против войск Александра Македонского.
    (Обсуждение целей и задач урока)
    Рассказ учителя об А. Македонском.
    Работа в группах
    ДЕЛЕНИЕ НА ТРИ ГРУППЫ

Отрывок из
поэмы
А.Кунанбаева
«Искандер»

15

2 минуты
5 минут

2 минуты

Раздаются стикеры на обратной стороне которых
написаны слова: Саки (1 группа), Македония(2 группа),
Родина(3 группа).
Ознакомить с правилами работы в группе
Обсудите вопросы и защитите проект:
Первая группа

  • Прочитайте текст и определите тактику ведения боя
    сакских войск. Заполните таблицу.
    Вторая группа
  • Прочитайте текст и определите тактику ведения боя
    А. Македонского. Заполните таблицу.
    Третья группа
  • Почему такие известные цари как Кир, Дарий,
    А.Македонский со смелыми опытными воинами не
    смогли покорить саков?
    Дескрипторы по группам:
    1 группа составляет таблицу и представляет ее
    ее;
    2 группа составляет составляет таблицу и
    представляет ее;
    3 группа кластер и защищает его
    ФО — , взаимооценивание, 2 звезды и 1 пожелание
    Физминутка
    ИР. Прочить текст и составить историческую справку
    об «Александре Македонском»
    1.Годы жизни;
  1. Второе имя А. Македонского;
  2. Титул А. Македонского;
  3. Поход на Восток;
  4. Завоеванные страны
    Дескрипторы: обучающий:
    -выделяет первую характеристику;
  • выделяет вторую характеристику;
    -выделяет третью характеристику;
  • выделяет четвертую характеристику;
  • выделяет пятую характеристику.
    ФО «Светофор»
    ИР Работа с картой.
    Покажите направления завоевательных походов Александра
    Македонского.
    ФО (вопросы, диалог)

Историческая карта
«Завоевательные
походы
Александра
Македонского»

Конец урока
2 минуты

Исследовательский вопрос
Как вы думаете, почему Александр Македонский не смог
полностью подчинить себе саков?
репление

Дифференциация – каким
способом вы хотите больше
оказывать поддержку? Какие

Оценивание – как Вы
планируете проверять
уровень усвоения

Охрана здоровья и соблюдение
техники безопасности

задания вы даете ученикам более
способным по сравнению с
другими?

материала учащимися?

Дифференциация при работе с
историческим источником и текстом
учебника
Оценивание по дескрипторам,
«Светофор», 2 звезды одно пожелание,
взаимооценивание. Работа в группе с
распределением ролей между
учениками позволила на основе
дифференцированного подхода ,
принимая во внимание
индивидуальные способности
учащихся, подобрать задания,
позволившие изучить материал на
основе оценивания, «погружения» в
материал , получить ожидаемые
результаты, а учащимся личную
поддержку одноклассников и учителя
(по теории множественного интеллекта
Гарднера).

Использовалась групповая
форма работы, в которой
учащиеся выполняли свою
роль.
Заполнение таблицы
позволило провести учащимся
сравнительный анализ между
двумя тактиками ведения боя
саков А. Македонского.

Здоровьесберегающие технологии.
Снятие нервного напряжения с
помощью создания благоприятного
климата на организационном этапе.
После гркпповой работы была
проведена физминутка.

Рефлексия по уроку

на основе Все ли учащиеся
достигли цели обучения? Если
ученики еще не достигли цели,
как вы думаете, почему?
Правильно проводилась
дифференциация на уроке?
Эффективно ли использовали вы
время во время этапов урока?
Были ли отклонения от плана
урока, и почему?

Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на
вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце.
работа в группе позволила вовлечь в учебно-воспитательный процесс
весь коллектив класса.
В работе групп не возникало споров, так как дети понимали значение
своей роли в группе, что позволило избежать потери времени при
выполнении заданий.

Итоговая оценка

1 группа. Прочитайте текст и определите тактику ведения боя противников. Борьба саков

против армии Александра Македонского

В 327 году Александр Македонский форсировал Сырдарью. Это могучую реку его
воины переплыли при помощи высушенных бараньих бурдюков. Великий
полководец не стал продвигаться вглубь степи, а отправил послов к вождям
кочевников, предлагая сойтись в поединке.
Историк Арриан пишет: была страшная жара, кочевники начали применять
изматывающую тактику, заманивая македонцев в глубь степи. Командование
объединенным войском кочевников взял на себя царь хаомоваргов Спитамен. Как-то
ночью саки атаковали македонцев, используя «взрывающиеся шары», которые они
подвешивали на свои стрелы. Впрочем, Александр Македонский подтвердил свой
военный гений и смог сохранить войско. При нападении кочевников его воины
собирались в фаланги, ощетинивались копьями и не сдвигались с места. Как ни
пытались кочевники заставить сойтись их в рукопашной, эллины не поддавались. В
такой битве не могло быть победителей. Но македонцы ежедневно несли потери. Их
пугали и психологические приемы саков. Историк Арриан пишет, что атаку
кочевников непременно сопровождал страшный барабанный бой, который внушал
ужас. При наступлении саки использовали огромные барабаны из шкур верблюдов.
Барабанщик отбивал такт определенным образом, передавая тем самым команды
царя. У саков были щиты и панцирные доспехи, закрывавшие тело до колен, поэтому
они были неуязвимы для македонских мечей и стрел. А при тактическом
отступлении номад вешал щит на спину. Греческий историк Ксенофонт утверждает,
что таким же образом были защищены и лошади саков.
Проведя несколько месяцев в раскаленных песках Кызылкумов и ежедневно теряя
воинов, Александр Македонский понял, что нужно отступать. Однако сакское войско
последовало за ним. В Самарканде великий полководец оставил двухтысячный
гарнизон, а сам с основными силами отступил на юг. Как пишет историк Арриан,
предводитель саков Спитамен выманил эллинский отряд для боя на открытом
пространстве, инсценировав отступление. Когда двухтысячный отряд македонцев
вышел из стен Самарканда, то был целиком уничтожен. В этой яростной схватке
погиб Спитамен, который, как и Александр Македонский, всегда сражался первых
рядах.
Тактика сакского войска

Вывод
Дескриптор Обучающийся

  • определяет тактику ведения боя сакских племен;
    -делает вывод

2 группа. Прочитайте текст и определите тактику ведения боя противников. Борьба саков

против армии Александра Македонского

В 327 году Александр Македонский форсировал Сырдарью. Это могучую реку его

воины переплыли при помощи высушенных бараньих бурдюков. Великий
полководец не стал продвигаться вглубь степи, а отправил послов к вождям
кочевников, предлагая сойтись в поединке.
Историк Арриан пишет: была страшная жара, кочевники начали применять
изматывающую тактику, заманивая македонцев в глубь степи. Командование
объединенным войском кочевников взял на себя царь хаомоваргов Спитамен. Как-то
ночью саки атаковали македонцев, используя «взрывающиеся шары», которые они
подвешивали на свои стрелы. Впрочем, Александр Македонский подтвердил свой
военный гений и смог сохранить войско. При нападении кочевников его воины
собирались в фаланги, ощетинивались копьями и не сдвигались с места. Как ни
пытались кочевники заставить сойтись их в рукопашной, эллины не поддавались. В
такой битве не могло быть победителей. Но македонцы ежедневно несли потери. Их
пугали и психологические приемы саков. Историк Арриан пишет, что атаку
кочевников непременно сопровождал страшный барабанный бой, который внушал
ужас. При наступлении саки использовали огромные барабаны из шкур верблюдов.
Барабанщик отбивал такт определенным образом, передавая тем самым команды
царя. У саков были щиты и панцирные доспехи, закрывавшие тело до колен, поэтому
они были неуязвимы для македонских мечей и стрел. А при тактическом
отступлении номад вешал щит на спину. Греческий историк Ксенофонт утверждает,
что таким же образом были защищены и лошади саков.
Проведя несколько месяцев в раскаленных песках Кызылкумов и ежедневно теряя
воинов, Александр Македонский понял, что нужно отступать. Однако сакское войско
последовало за ним. В Самарканде великий полководец оставил двухтысячный
гарнизон, а сам с основными силами отступил на юг. Как пишет историк Арриан,
предводитель саков Спитамен выманил эллинский отряд для боя на открытом
пространстве, инсценировав отступление. Когда двухтысячный отряд македонцев
вышел из стен Самарканда, то был целиком уничтожен. В этой яростной схватке
погиб Спитамен, который, как и Александр Македонский, всегда сражался первых
рядах.
Тактика А. Македонского

Вывод:
Дескриптор Обучающийся

  • определяет тактику ведения боя сакских племен;
    -делает вывод

ИР.Прочить текст и составить кластер «Александр Македонский» (годы жизни, второе имя, титул,
поход на Восток, завоеванные страны )

Александр Македонский – выдающийся полководец и завоеватель. На
Востоке Александр Македонский был известен под именем Искандер Зулкарнай.
Среди восточных народов бытовала легенда о том, что у А. Македонского были
рога, и поэтому его прозвали Искандер Двурогий («Зуль-Карнейн»). Исследователи
считают, что прозвище «двурогий» нужно понимать в значении «покоривший
оба рога вселенной – запад и восток». Греко-македонское войско во главе с А.
Македонским выступило в поход против восточных стран. С 30-тысячным
войском он разгромил в несколько раз превосходящее войско персидского
царя Дария III. В 330–327 гг. до н. э. А. Македонский вел военные действия в
Центральной Азии. Его войско покорило Бактрию и Согдиану и достигло
земель саков. Греческие и римские историки оставили документальные
сведения о войне великого полководца А. Македонского против саков. Сведения о
походах А. Македонского в Центральную Азию встречаются в трудах Арриана,
Квинта Курция Руфа и других авторов. В одном из них содержится следующая
информация: «Саки вели войну с войском Александра Македонского около двух
лет. Александр так и не смог победить их». По сведениям Арриана, саков
спасли «жара, пустыня и болезнь Александра из-за грязной воды». Но в первую
очередь нужно учесть тот факт, что саки смогли дать отпор врагу
благодаря любви к своей родной земле и хорошему владению воинским
искусством
Дескрипторы: обучающий:
-выделяет первую характеристику;

  • выделяет вторую характеристику;
    -выделяет третью характеристику;
  • выделяет четвертую характеристику;
  • выделяет пятую характеристику.

Поделиться ссылкой:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *