Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Развитие диалогической речи дошкольников через использование различных методов и приемов

Аманкулова Мастура Шапигуллаевна
Воспитатель КПП
КГУ «СОШ №3»
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан

Статья «Развитие диалогической речи дошкольников через
использование различных методов и приемов»
Сегодня в центре внимания — ребенок, его личность,
неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель
современного педагога – выбрать методы и формы
организации воспитательно — образовательного процесса,
которые оптимально соответствуют поставленной цели
развития личности. Так как необходимым условием развития
личности ребенка, его сознания и самосознания является
общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с
инновационными технологиями в организации процесса
развития речи детей, а именно ее коммуникативной стороны,
поэтому данное направление воспитательно — образовательного процесса
становится очень важным.
Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно
осуществляется между участниками. Умение общаться очень важно для
разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных
жизненных навыков. Общение можно определить как передачу информации
и обмен ею.
Я работаю в классе предшкольной подготовки. Предварительные
наблюдения показали, что речевое развитие детей остается проблемным. В
частности, затруднительна для детей коммуникативная сторона речи. Значит,
возникла необходимость углубленно работать в этом направлении.
Прежде чем приступить к работе по развитию диалогической речи я
провела анализ предметно – развивающей среды. После этого, приступила к
планированию работы по развитию у детей диалогической речи: условно ее
можно представить в виде трех блоков:
-Первый блок – это усвоение диалогового единства «вопрос – ответ»;
-Второй блок – посвящен диалогическому единству «сообщение – реакция на
сообщение»;
-Третий блок – включает обучение в диалогическом единстве «побуждение –
реакция на побуждение».
При планировании содержания работы я предусматривала их постепенное
усложнение. Вначале наиболее простые задачи, чтобы на их основе решить

более сложные (например: усваивая разнообразие вопросов по содержанию,
дети вначале учатся задавать вопросы познавательного характера, а позже
вопросы социально – личностного содержания).
В своей работе я использую разнообразные методы и приемы:
-Разговор воспитателя с детьми — наиболее распространённая,
общедоступная и универсальная форма речевого общения в повседневной
жизни. Ребенку же она присуща еще в большей мере.
-Чтение художественных произведений дает детям образцы
диалогического взаимодействия. Диалог с использованием вопросов и
ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных
высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации,
помочь в развитии логики разговора.
3.Для формирования навыков разговорной речи использовала метод
словесных поручений. Можно дать ребенку поручение сходить за книгой,
показать новому ребенку игрушки, передать что – либо родителям. Эти
поручения способствуют закреплению форм вежливой речи: «если не
трудно», «вы не смогли бы…», «будьте так добры…».
Очень важно обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных
диалогических реплик.
Особая роль в этой работе отвожу художественной литературе, поскольку
встречи с ней ежедневны, а методы приобщения к литературным
произведениям содействуют не только восприятию форм диалога, но и их
воспроизведению. В КПП создан книжный уголок, где ребята могут
пообщаться не только с книгой, но и друг с другом.
Для лучшего восприятия использую иллюстрации, различные виды театра.
Некоторые из них изготовлены своими руками.
Оформлены игры по сказкам «Три поросенка», «Пузырь, соломинка и
лапоть». В эту подборку входят иллюстрации по сказкам, театр на
фланелеграфе и моделирование сказки.
Дети часто являются рассказчиками сказок, используя этот материал.
Каждый день стараюсь проводить с детьми беседы. Беседа – это
целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный
диалог на заранее выбранную тему.
В беседе объединяю детей вокруг общих интересов, стараюсь проявить их
интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У
детей вырабатывается привычка слушать собеседников, они учатся делиться
друг с другом своими мыслями, высказываться в коллективе. Проводя
беседы, сочетаю их с рассматриванием картинок, рассказом воспитателя,
чтением литературы. Провожу беседы по сюжетным и предметным
картинкам. Для полноценной работы были подобраны и оформлены в папки
сюжетные картинки на разные темы.
Проводя эти беседы, учу детей отвечать на вопросы воспитателя,
развиваю диалогическую речь, зрительное восприятие, наблюдательность,
способность объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий
рассказ.

Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо
знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность
игровых действий. В этих играх ребенок играет роль сказочного
(литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем самым
преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст
может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол,
картинок, через выразительные движения и речь. Игры-инсценировки
доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для
драматизаций, в которых дети координируют игровые действия с партнерами
и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.
Речевые ситуации направляю на формирование навыков составления
диалогов; на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление
диалога по речевой ситуации.
Изучив особенности развития диалогической речи, я сделала вывод, что
диалог играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и
занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в
семье и в КПП. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как
средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи
является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же
время развитие диалогической речи способствует самостоятельному
использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.
Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным
языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Для проверки эффективности моей работы по теме творческого поиска был
проведён сравнительный анализ, в ходе которого было выявлено, что
уровень диалогической речи старших дошкольников значительно повысился.
Третий уровень речи выявлен у 37 % детей (вводная диагностика выявила
24% детей с третьим уровнем). Количество детей второго уровня возросло с
42% на 56% за счёт перехода детей с первого уровня на второй. И к концу
обучения количество детей с первым уровнем составило всего 7%.
Данный мониторинг показал, что дети стали самостоятельны в своих
высказываниях, употребляют достаточное количество глаголов, легче
домысливают сюжет, т.е. выделяют скрытые связи, высказывают оценочные
суждения, но так же в этом возрасте ребенок испытывает трудности в
неумение правильно строить предложение, неумение слушать собеседника,
неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием
вопроса, неумение давать реплики, частое отвлечение от поставленного
вопроса, не владение способами усложнения предложения.
Можно сделать вывод, что отсутствие или дефицит диалогического
общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту
проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных
сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Таким образом, проведенная работа по развитию диалогической речи у
детей дошкольного возраста показала ее эффективность. Это произошло
благодаря тому, что в процессе обучения детей диалогической речи я

использовала разнообразные методы и приемы, которые помогли детям
овладеть диалогической речью, такие как: беседа, словесные поручения,
игры–инсценировки и игры-драматизации.

Поделиться ссылкой:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *