Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Влияние занятий вокалом на человека

Литвинюк Ольга Юрьевна
Педагог дополнительного образования
КГКП «Центр внешкольной работы «Радуга»
с. Шарбакты, Щербактинский район, Павлодарская область, Казахстан

Прежде всего, необходимо заметить, что важное условие
эффективности любых занятий – их регулярность и добросовестность (со
стороны учащегося) в сочетании с грамотной содержательностью (со
стороны педагога).
В переводе с итальянского „voce“ – означает «голос». Итак, если
человек занимается вокалом, то первое, как наиболее очевидное и
ожидаемое, что необходимо указать, — развивается голос человека: диапазон,
тембр, интонации, речевая кантилена (т.е. хорошее звучание голоса в
речевом режиме) и дикция. Развивается слух и память, в том числе
музыкальные, так как в процессе занятий приходится разучивать текст и
мелодию песни. Повышается выносливость дыхательно-голосового аппарата
в целом. Развивается осознанность и динамика дыхания и умение правильно
его распределять.
Развивается самоанализ и самоконтроль, умение определять свое
самочувствие, состояние голоса, тела и ощущений.
Развивается смелость и самообладание, так как приходится выступать в
разных аудиториях, перед самыми разными людьми и петь, что сложнее, чем
говорить. (Оратор может импровизировать, сделать паузу, перевести
дыхание, переключить внимание. Вокалист должен владеть ситуацией от
начала до конца.)
Как следствие всего выше перечисленного, развивается
организованность и внимание.
До сих пор назывались внешние признаки влияния занятий вокалом,
далее будут раскрыты аспекты этого влияния на организм человека с точки
зрения биологии и психологии. Итак…
Когда человек поет, активизируются оба полушария головного мозга и,
как результат, устанавливаются новые, обширные и стабильные нейронные
связи и весь организм в принципе активизируется, начинает
функционировать более полно и гармонично, так как при пении происходит
массаж внутренних органов; задействован дыхательный аппарат, что
обеспечивает вентиляцию организма; увеличивается приток кислорода,
который необходим практически для всех химических реакций,
происходящих в организме, а также сохранения и поддержания кислотно-
щелочного баланса (известно, что бактерии размножаются в кислой среде; не
зря существует устойчивое выражение «быть кислым», «чего киснешь?»).
Пение во время движения или движение во время пения помогает
правильно и эффективно проработать организм (так называемая «прокачка»),
так как вокализация вызывает внутреннюю вибрацию мышц, органов,
сосудов и всех тканей. Схожий механизм и эффект имеет верховая езда.

Кроме того, пение неразрывно связано с психологией человека и
исторически являлось показателем особого уровня развития индивидуума.
Существует немало примеров, когда достаточно уверенный человек,
привыкший выступать перед публикой, может совершенно растеряться, если
ему необходимо спеть хотя бы пару фраз из какой-нибудь песни. В этом нет
ничего постыдного или странного, так как пение – вид высшей рече-
мыслительной деятельности.
Другой пример, который можно привести, — шаман. Представьте себе
шамана, который танцует и бьет в бубен, а затем представьте шамана
поющего. Шаман поющий разительно отличается от шамана молчащего и
производит намного более глубокое впечатление, так как здесь
взаимодействуют физические и психологические особенности, а именно
вызываемые звуковые вибрации и резонанс вкупе с определенными
эмоциями, которые могут проявляться совершенно бесконтрольно. Для тех,
кто настроен скептически, можно напомнить влияние звука и определенных
его частот на психику человека, в том числе ультразвука и инфразвука, – и
это научный факт. В литературе, например, существуют детективы, в
которых главная загадка сюжета заключается в знании и использовании
секретов акустики (так называемый «звук-убийца»).
Существуют и другие примеры связи искусства пения и его влияния на
психологию и статус человека.
У казахского народа всегда высоко ценилось искусство красноречия,
умение завладеть вниманием толпы и увлечь ее за собой, но акыны занимали
совершенно особое положение в обществе. Акын – поющий оратор. Акын
мог быть простым человеком, внимания и симпатии которого могли
добиваться самые могущественные и знатные мужи. В народе были уверены,
что за оскорбление акына высшие силы отомстят любому, и не смогут
помочь никакие жертвоприношения и молебны, потому что акыны считались
пришельцами другого мира, жизнью которых распоряжались высшие силы.
Акын – это не просто артист, акын – это другой тип шамана, а шаман – это
жрец «силы, которую не видно, но слышно».
Продолжая исторический экскурс, можно добавить, что среди
служителей культа, лиц, представляющих высшие силы, практически везде
были «мистики звука» — например, поющие дервиши. Или певчие в
христианских церквях – прямые продолжатели и представители традиции
«мистерии звука». Из современных примеров можно вспомнить Юлия
Котова. Желающие могут усомниться в его экстрасенсорных способностях,
но его вокальные данные несомненны.

В Древней Греции, которую принято считать родиной мудрости,
искусств и наук, был известен Аполлон – бог-кифаред, слагающий
торжественные песнопения, и Орфей Фракийский – великий певец и
музыкант. Множество легенд и мифов Древней Греции связаны с музыкой и
пением… К тому же в Древней Греции принято было начинать образование
ребенка с музыки. Музыка считалась первым и обязательным предметом, так
как древние греки были уверены, что, если ребенок не поймет музыку, все
остальное ему объяснять бесполезно. Только в том случае, если ребенок
проявлял способности в музыке и пении, его обучали другим наукам.
Музыкальные способности в Древней Греции давали не только право
на образование, но и на голосование. Человек, не имевший голоса и не
умеющий петь, не имел права участвовать в общем городском хоре и не имел
права голоса при решении вопросов любого порядка – политических,
социальных и т.д. Такого человека называли «ахореутос». Логика древних
греков была проста: как ты можешь голосовать, если у тебя нет голоса? Если
у тебя нет голоса, то у тебя нет права голоса. Ахореутос был лишен права
участвовать в общегородских праздничных собраниях («хорейях»), где
требовались все виды музыкальных способностей: танцевальные, игра на
музыкальном инструменте, декламация и пение. Поскольку музыкальные
способности давали древнему греку право на права, их развивали в
обязательном порядке, чтобы не оказаться в положении изгнанника и чужака
в собственном доме…
Какими бы странными нам ни казались взгляды древних греков, но
пение действительно важнее, чем кажется. Когда люди чему-то придают
совершенно особое значение, они предпочитают об этом петь, а не говорить.
Как доказательство можно привести не только духовные песнопения или
серенады (песни о любви), но и обязательный атрибут государственной
символики – гимн. У каждого государства есть гимн – главная песня страны.
А если отказаться от гимна? Имеет ли это смысл и последствия? Если да, то
какие?..
Влияние пения на человека слишком глубоко, чтобы не обращать на
него внимания. Практически все мыслители – среди них Конфуций,
Аристотель, Толстой – были уверены в том, что музыка имеет слишком
большое значение на психологическое состояние граждан и их нравственное
развитие, и должна регулироваться на государственном уровне, а также
находили избыток чужой музыки и песен крайне вредным…
Мне мама тихо говорила: — Зачем забыл родные песни?..

Анализируя музыкальную культуру прошлого и настоящего,
напрашивается определенный вывод: раньше люди постоянно пели и были
либо активными участниками, либо свидетелями живой музыки. На взгляд
современного человека они отличаются большей глубиной, внутренней
силой, стабильностью и гармоничностью. Может показаться, что участие в
создании живой музыки не может иметь такого влияния на человека и его
жизнь, но, как фотография отличается от живого человека, так и аудиозапись
отличается от живого исполнения. А активное участие в музыкальной
деятельности (деятельности творческой, символической, абстрактной)
действительно предоставляет человеку такие возможности раскрытия,
раскрепощения и развития своей индивидуальности, которые не может дать
никакое другое поле деятельности. Как подтверждение можно вспомнить тех
музыкантов, кто по специальности своей музыкантом не был – среди них
есть химики, математики, военные, инженеры, врачи, юристы, шоферы… Из
хрестоматийных примеров можно привести «Могучую кучку»…
Человек не замечает воздействия гравитации и электромагнитных
излучений, но они существуют. То же самое можно сказать о силе музыки и о
силе пения. Музыка и песня – незримые спутники жизни человека… Если же
постараться объяснить рационально это мало объяснимое явление, которое
чаще относят к сфере психологии и иррационального, то ответом на вопросы
будет звуковая волна и ее свойства. Звуковая волна, которую образует
поющий человек, вибрирует, резонирует и внутри человека, и вне его, и,
таким образом, изменяет пространство и создает свое, более
соответствующее и благоприятное для него поле, напоминающее невидимый
кокон.
Химический и биологический аспекты уже были рассмотрены. К
рассмотрению психологического аспекта можно добавить, что, кроме
гармоничной работы полушарий, человек пропускает через себя различные
эмоции, которые тоже являются видом энергии. Человек же, исполняя песню,
проживает различные ситуации и имеет возможность регулировать их
эмоциональный заряд так, как удобно ему самому: эмоционально,
интенсивно, сдержанно, отстраненно. Таким образом, происходит
психоанализ и интеллектуальная работа, связанная с смысловой нагрузкой
песни и отношением к ней человека. Более того, присходит психоэлевация
через обогащение психоэмоциональной жизни.
Если человек теряет внутреннее равновесие, начинает реагировать
чересчур эмоционально, нервозно, это негативно отражается на свойствах его
голоса. Примечательно, что для благотворного влияния пения на человека
его вокальные данные не важны совершенно. То есть не важно, выражаясь

бытовым языком, есть ли у человека голос, важно, что он п о е т. Именно в
этом случае гармонизируется работа всего организма – и в физиологическом,
и в химическом, и в психологическом аспектах.
Нам песня строить и жить помогает,
Она вперед и зовет, и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет…

Поделиться ссылкой:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *