Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Сказка как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста

Габдуллина Ульжан Тюлегеновна
воспитатель
КГУ «ОШ №26» Мини – центр
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан

«Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит.
М. В. Ломоносов

Дошкольный возраст — первая и очень ответственная
ступень общей системы образования, в котором обучению
дошкольников началам математики отводится важное место.
Это вызвано целым рядом причин: началом школьного
обучения с шести лет, обилием информации, получаемой
ребенком, повышением внимания к компьютеризации,
желанием сделать процесс обучения более интенсивным,
стремлением родителей в связи с этим как можно раньше
научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Преследуется главная цель: вырастить детей людьми,
умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает,
правильно оценивать различные ситуации, во всем, что их окружает,
правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в
жизни, принимать самостоятельно решения.
В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение
всего дошкольного возраста у ребенка начинаю закладываться элементарные
математические представления, которые в дальнейшем будут основой для
развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником
элементарных математических представлений для ребенка является
окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе
своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их
обучающим руководством.
Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует:
формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей:
логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса,
смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг
человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате
упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее,
сообразительнее.

Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и
воспитания сделать занятия по формированию элементарных
математических представлений максимально эффективными для того, чтобы
на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный
ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное
развитие.
Сказка будет являться результативным средством формирования
математических навыков у дошкольников, так как дети очень любят сказки,
они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они в своих играх
в детском саду и дома стремятся подражать им. Так же во многих сказках
математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому
принимается и усваивается детьми незаметно, легко и непринужденно.
В содержания математических сказок обязательно включены
математические понятия и представления: о форме, величине, длине
предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве , а также
числа и др.
При использовании сказок в процессе обучения математике основной
акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее
понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не
замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое
входит в них естественно.
Поэтому работу с детьми в каждой возрастной группе начинаю с
выявления индивидуальных черт характера; стараюсь узнать, какими
навыками и умениями они уже владеют, в частности, на каком уровне
развития находятся их математические способности. Для выяснения этого
применяю различные дидактические игры, игровые упражнения и
непринужденную беседу.
В связи с этим я составляю ежегодно перспективный план работы по теме
творческого поиска «Развитие математических способностей детей
дошкольного возраста посредством математических сказок»
ориентированного на формирование элементарных математических
представлений посредством сказок.
Ещё не научившись читать, каждый ребёнок узнаёт, что такое сказка, и
волшебной сказкой открывается для него чудесный мир художественной
литературы. Моя работа по теме творческого поиска посвящена сказкам. Я
предлагаю детям отправиться в увлекательное путешествие по страницам
сказок, приглашаю в прекрасный мир сказки, переливающийся всеми
цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звёзд и светил.
Поэтому целью моей работы по теме творческого поиска «Развитие
математических способностей детей дошкольного возраста посредством
математических сказок» является формирование математических
представлений дошкольников через сказку.
Задачи:
1.Формировать элементарные математические представления у
дошкольников посредством сказки.

2.Развивать собственную деятельность с предлагаемым математическим
материалом.
3.Способствовать самостоятельному нахождению способов решения
познавательных задач; стремлению к достижению познавательной цели.
4.Воспитывать у детей любознательность, инициативность.
Для развития математических представлений у детей дошкольного возраста
я использую народные сказки, литературные, а также сказки, специально
созданные с математическим содержанием.
К сожалению, этот материал разбросан по крупицам в различных
источниках.
Наглядные, словесные и практические методы и приёмы обучения на
организованной учебной деятельности по основам математики я использую
в комплексе:
-Традиционные (дидактические игры, логические, решение математических
задач).
-Инновационные (моделирование, математические сказки).
Применяю следующие методы по формированию элементарных
математических представлений дошкольников:
-Словесный метод — рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение
художественных произведений, беседы.
-Наглядный метод: демонстрация видео – фильмов, слайдов; показ и
рассматривание предметных и сюжетных картин, показ воспитателя и детей
игры и упражнения.
-Практический метод — побуждаю детей к поиску какой- либо данной
задачи: ( подобрать пару, изготовить прямоугольник равный данному ,
выяснить каких предметов больше и др.).
В своей работе я старалась подбирать такие приемы, которые стимулируют
интерес к математике:
1.Сказки, уже со знакомым детям сюжетом.

  1. Пальчиковые гимнастики с использованием сказочных персонажей или
    сказочным сюжетом в начале ОУД.
  2. Физкультминутки, которые подходили под тематику организованной
    учебной деятельности. Если ОУД была подвижной, то физкультминутку
    подбираю более спокойную, например гимнастику для глаз,
    артикуляционного аппарата и др.
    Использую проблемные ситуации. На «сказочных» занятиях герои, как ни
    стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят
    помощи у детей. Конечно , каждому ребёнку хочется помочь им, и дети
    становятся непосредственными участниками сказки. Решая множество задач,
    расколдовывая героев, дети помогают сказочным персонажам. И конец
    сказки всегда счастливый!
    Завершается ОУД неизменно на весёлой, оптимистической ноте. Оценку
    детям даёт кто – либо из героев сказки или же они все благодарят детей за
    помощь. Иногда сказочные герои дарят что-то детям (небольшие сувениры,
    игры для группы, интересные книги или шишки и жёлуди для поделок).

С первых дней нового учебного года я начинаю работать в тесном контакте
с семьей. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети
разрешают возникающие проблемы.
В условиях, когда большинство семей озабоченно решением проблем
экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция
самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и
личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере
знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка,
порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Конечно, сказка есть
в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И
дети их любят.
Чтобы родителей сделать действительно равно ответственными
участниками воспитательно–образовательного процесса, я поставила для
себя цели:
-Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с
родителями.
-Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.
-Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для реализации целей я использовала активные методы и формы работы:

  • посещение семей воспитанников на дому; родительские собрания;
    индивидуальные и общие консультации; беседы с детьми и родителями
    организованная учебная деятельность с участием родителей; семинары –
    практикумы; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
    дни открытых дверей; дни добрых дней; организация совместных праздников
    и досугов; совместное создание предметно – развивающей среды.
    Таким образом, работая по теме творческого поиска в тесном
    сотрудничестве с семьей у дошкольников будут развиваться
    познавательные способности, умение длительное время сосредотачиваться на
    решении познавательных задач и добиваться результата; повысится интерес
    детей к математике, разовьет математическую терминологию у детей;
    создадутся условия для самостоятельной математической деятельности;
    повысится интерес к математической деятельности используя сказку и игры
    со сказочными героями.

Поделиться ссылкой:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *