Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Занимательный математический материал как средство развития логического мышления старших дошкольников

Байнакова Айнур Багдяновна
воспитатель
ГККП Ясли/сад №10 «Алтын бесік»
г. Аксай, Западно-Казахстанская область, Казахстан

«Приохотить ученика к учению — гораздо более достойная задача
учителя, чем приневолить его»

К.Д.Ушинский

Детский сад – первая и очень
ответственная ступень общей ступени
образования. Перед педагогами
дошкольных организация стоит общая
задача – совершенствование всей
воспитательно-образовательной работы
и улучшение подготовки детей к
обучению в школе.
От ребенка, пришедшего в первый
класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического
мышления, необходимый для успешного усвоения программы.
Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника
детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности,
логичности зависит наше будущее.
Актуальность данной темы «Развитие логического мышления у детей
старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики»
обусловлена тем, что дошкольный возраст является крайне благоприятным
для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен
на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего
ребенку в данном возрасте.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей
познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и
творческому поиску, желание и умение учиться, способствуют становлению
и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и
самостоятельности.
Развитие логического мышления у детей через занимательный
математический материал имеет важное значение для успешности

последующего школьного обучения, для правильного формирования
личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть
основами математики и информатики. Требования ГОСДВО к результатам
освоения программы предоставлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования, которые представляют собой социально-
нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе
завершения уровня дошкольного образования.
Цель моей работы — способствовать развитию у старших дошкольников
познавательной активности, формированию мыслительных операций (синтез,
анализ, сравнение, абстракции, конкретизации, обобщения, развитию умения
устанавливать логические связи и закономерности, умению рассуждать и
делать выводы через моделирование.
Задачи:

  1. Рассмотреть особенности мышления детей старшего дошкольного
    возраста.
  2. Провести диагностическое исследование состояния развития
    мышления детей старшего дошкольного возраста.
  3. Формировать у дошкольников приемы умственных операций.
  4. Развивать у детей вариативно мышления, умения аргументировать свои
    высказывания, строить простейшие умозаключения.
  5. Развивать творческие и интеллектуальные способности через логико-
    математические игры, дидактические, развивающие, игры на развитие
    пространственного воображения.
    Свою работу в этом направлении я планировала по нескольким этапам:
  6. Ознакомиться с опытом педагогов — коллег.
  7. Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности
    развития логического мышления детей четвертого года жизни.
  8. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей
    детей.
  9. Выявление исходного уровня развития логического мышления у детей
    старшего дошкольного возраста. На этом этапе были подобраны
    диагностические методики обследования детей.
  10. Конкретно обозначить для себя виды игр, посредством которых будет
    проводиться целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие
    мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических
    операций).
  11. Продумать использования игр в совместной и самостоятельной
    деятельности.
    Средством достижения поставленной цели и задач мною были выбраны
    игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного
    воображения. Их можно разделить следующим образом:
    1.Предметные: дидактические — (настольно-печатные).
    2.Словесные: загадки.
    3.Пальчиковые игры
    4.Мультимедийные дидактические пособия

В своей работе я также использовала:
• логические игр-головоломки: Танграм, Пифагор, Колумбово яйцо и др
• Д/и «Сложи узор»
• Интеллект-карты
• мнемотаблицы
Работая с детьми дошкольного возраста, я
столкнулась с тем, что многие из них
испытывают страх сделать ошибку, чувствуют
неуверенность в себе. Нередко встречаются
и проблемы с логическим мышлением,
обобщением предметов, неумением
обращаться с образцом. Учитывая
существующие проблемы, я решила в работе с
детьми активно использовать логико-
математические игры, которые помогают не
только развить восприятие, мышление и память дошкольников, но и
развивать уверенность в себе. Они учат детей не только думать, но и
говорить, делать выводы, а также дети учатся строить сложные предложения.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных
методических материалов, которые обеспечивают интеллектуальное развитие
детей. Одним из таких пособий являются логические блоки Дьенеша.

Комплект логических блоков состоит из:

  • четырёх форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат);
  • трёх цветов (красный, синий, жёлтый);
  • двух размеров (большой, маленький);
  • двух видов толщины (толстый, тонкий).
    Блоки используются:
  • на ОУД по математике;
  • вне занятий, в развивающей среде группы;
    -для индивидуальной работы с детьми.

Блоки используются в три этапа:

  • игры и упражнения для развития умений выявлять и абстрагировать
    свойства (цвета, формы, размера, толщины).
  • игры и упражнения для развития умений сравнивать предметы по их
    свойствам, классифицировать и обобщать;
  • игры и упражнения для развития способности к логическим действиям и
    мыслительным операциям.
    Кроме блоков Дьенеша в работе с детьми я использую известный во всём
    мире дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х.
    Кюизенером.
    Палочки Кюизенера называют ещё цветными числами, цветными
    линеечками, счётными палочками. Основные особенности этого
    дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая
    эффективность. Палочки Кюизенера — это комплект цветных пластмассовых

призм. Каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед.
Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.
С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию
соотношений «больше – меньше», «левее», «правее», «длиннее», «короче»,
«между» и др.
Для выявления уровня развития логического мышления у детей старшего
дошкольного возраста я использовала следующие методики: «Изучение
уровня овладения логическими операциями» и «Нелепицы».
Применение диагностических методик позволило мне проанализировать
эффективность, как своей педагогической деятельности, так и
результативность использования занимательного материала для развития
логического мышления моих воспитанников.
Исходя из проведённой работы были получены следующие результаты:

  1. У детей появился интерес к элементарной математической деятельности.
    Наблюдается развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для
    успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и
    целесообразность поисковых действий, стремление к достижению
    положительного результата, настойчивость и находчивость,
    самостоятельность.
  2. У детей сформировалась потребность занимать своё свободное время не
    только развлекательными, но и требующими умственного напряжения,
    интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал
    стал являться средством организации полезного досуга, способствовать
    развитию творчества.
    Считаю, что работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста
    индивидуальных интеллектуальных способностей не должна быть
    односторонней, т.е. проводиться только в детском дошкольном учреждении.
    Здесь просто обязательна помощь родителей.
    Итак, на мой взгляд, без использования логико-математических игр
    невозможно развитие познавательной активности, логического мышления,
    памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств. Их
    многообразие и доступность помогают воспитателю успешно планировать и
    реализовывать поставленные задачи, как в коллективной, так и в
    индивидуальной работе с детьми, что является залогом успешного
    интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста и как следствие,
    последующего школьного обучения.

Поделиться ссылкой:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *