Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Дидактические игры — как средство активизации и обогащения словаря дошкольников

Федулеева Татьяна Германовна
воспитатель мини-центра
КГУ «ОШ №32»
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан

Единственное средство умственного общения людей есть слово, и
для того чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слово
так, чтобы при каждом слове, несомненно, вызывать у всех
соответствующие и точные понятия.

Л.Н. Толстой

Не случайно считается, что речь человека –
его визитная карточка, поскольку от того,
насколько грамотно он выражается, зависит его
успех не только в повседневном общении, но и
в профессиональной деятельности.
Одна из важных задач современного
дошкольного воспитания – создание таких
условий, которые способствовали бы развитию
ребенка. Ни для кого не секрет, что у детей
дошкольного возраста важное значение имеет
развитие познавательных процессов, таких как:
память, внимание, мышление, речь.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать
познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше
сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Дидактические игры как нельзя лучше способствуют активизации и
обогащению речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром, и
являются наиболее эффективным методом словарной работы с детьми
дошкольного возраста.
Поэтому в своей работе по теме творческого поиска «Дидактические игры —
как средство развития речи детей дошкольного возраста» я широко

использую дидактические игры, целью которых является развитие всех
компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры.
Задачи:
1.Создание условий для формирования грамматического строя речи.
2.Совершенствование грамматического строя речи через игру.
3.Активизация словаря детей посредством использования игровых приемов и
упражнений.
4.Обогащение словаря новыми словами.
5.Закрепление и уточнение словаря и его активизация.
Мною собраны различные дидактические игры, авторские игры,
многофункциональные пособия. При подборе игр учитываю особенности
умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.
Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в
решении определенной задачи. Но и в этих играх содержание черпается из
представлений детей об окружающем и связано с задачами речевого
развития. Иногда и в бессюжетные игры вводится образ, например загадки,
загадывает Петрушка или другой сказочный персонаж. В результате
повышается умственная и словарная активность детей. В игровой
занимательной форме происходит активизация и обогащение словаря
дошкольника.
Осуществляя работу по формированию и активизации словаря, я
эффективно использую дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Кто
увидит и назовет больше?», «Доскажи словечко», «Что изменилось» и другие.
Игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные
печатные игры и словесные игры — все эти игры можно успешно
использовать для активизации словаря дошкольников.
При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные
моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты.
Дидактические игры включаю в организованную учебную деятельность, в
совместную деятельность, в индивидуальную работу.
При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о
сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие
развитию любознательности, наблюдательности: «Волшебный кубик»,
«Садовник и цветы», «Кто летает?», «Отгадай-ка».
В ходе самих игр задаю вопросы, даю образец действий, образец
высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя
роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой
деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у
них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую
занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для
организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в
группе предметно-развивающую среду — специальную дидактическую зону с
большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики,
наглядности, доступности.

Дидактическая игра помогает сделать
учебный материал увлекательным,
создать радостное рабочее настроение.
Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает
того, что учится, хотя то и дело
сталкиваются с заданиями, которые
требуют от него мыслительной
деятельности.
Игровые упражнения следует
отличать от дидактической игры по
структуре, назначению, уровню детской
самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все
структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила,
игровые действия).
Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В
младшей группе я обычным учебным упражнениям придаю игровой
характер и использую их как метод ознакомления детей с новым учебным
материалом. Упражнение провожу сама (даю задание, контролирую ответ),
дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы
самообучения в упражнении отсутствуют.
В словесных играх дети учатся описывать предметы, отгадывать по
описанию, по признакам сходства и различия, учатся мыслить о вещах, с
которыми в данное время не действуют. Основные требования всех видов
игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и
должны говорить сами.
Дидактические игры — это игры обучающие, познавательные на
расширение, углубление и систематизацию представлений детей об
окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие
познавательных способностей.
Дидактические игры — широко распространенный метод словарной
работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней
ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания,
делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на
развитие детей. Особенно важное место в умственном воспитании занимают
дидактические игры, обязательными элементом которых являются
познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в
игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая
умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном
запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по
общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении
их по отдельным признакам.
В процессе многих игр дети упражняются в правильном
звукопроизношении. В дидактических играх мышление и речь находятся и
развиваются в неразрывной связи.

Активизируется речь и при общении детей в игре, решении спорных
вопросов. При этом у них развивается способность аргументировать свои
утверждения, доводы.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких
играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах,
углублять знания о них, так как здесь требуется использование
приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети
должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи:
описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по
описанию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы
различным свойствам.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их
условно можно объединить в четыре основные группы:
-умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений;

  • умение обобщать;
    -умение классифицировать предметы по различным признакам;
    -развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки,
    чувства юмора.
    Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру,
    отличающую ее от других видов игр и упражнений.
    Обязательными структурными элементами дидактической игры являются:
    обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
    Руководство дидактическими играми осуществляется в трех основных
    направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение
    и анализ.
    Однако, использование дидактических игр и упражнений необходимо
    осуществлять в теснейшей связи с развитием познавательной деятельности.
    Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что вопросы развития
    словаря у детей дошкольного возраста оказываются недостаточно
    разработанными, а поэтому остаются актуальными и по сегодняшний день,
    так как словарь у детей характеризуется маленьким объемом, значительным
    преобладанием пассивного словаря над активным, неточным употреблением
    слов.
    Все это приводит нас к мысли о необходимости изучения и развития
    словарного запаса у детей дошкольного возраста в виде комплекса
    специально подобранных дидактических игр и словесных упражнений.

Поделиться ссылкой:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *