Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Художественная литература как метод воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста

Дюсенева Дарига Гарифулловна
Воспитатель
ГККП Ясли/сад №18 «Балдырган»
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан

Статья «Художественная литература как метод воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста»

«Увидеть и познать свой край можно либо
своими глазами, либо с помощью книг».

М. В. Ломоносов

Как известно, большую роль в приобщении
дошкольников к культуре родного края играло и играет
художественное слово, но, к сожалению, за последние
годы телевидение и интернет заменили детям общение с
книгой. А ведь она открывает и объясняет детям жизнь
общества и природы, мир человеческих чувств и
взаимоотношений, развивает мышление и воображение
ребенка, обогащает его эмоции. В художественных
произведениях заключена особая воспитательная
ценность, влияющая на формирование чувств любви к родному краю. Очень
важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что наша Родина – Казахстан,
она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает
усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И
каждому из нас надо уметь быть ей полезным, так как произошло снижение
значения художественного слова в воспитании детей: дети не знают
классические произведения известных авторов; заменяют в играх казахских и
русских сказочных героев на иностранных; дети мало знакомы с традициями
казахского и русского народа.
Всё это привело к тому, что дети не используют в своей речи слов,
описывающих природу, эпитеты, метафоры. Вследствие этого я считаю
очень важным использовать художественное слово при ознакомлении детей с
родным краем.
Поэтому целью моей работы по теме творческого поиска «Формирование
чувств любви к родному краю с детьми старшего дошкольного возраста
посредством художественного слова» является повышение значения
художественной литературы в патриотическом воспитании детей.
Задачи:

  1. Создать условия для привития интереса и уважения к обычаям и
    традициям казахского и русского народа через знакомство с
    народными сказками и устным народным творчеством.
  2. Развивать умение использовать прочитанное в других видах
    деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной).
  3. Формировать бережное отношение к природе и всему живому через
    знакомство с произведениями писателей натуралистов В. В Пришвин,
    М.М Бианки, Б.Житков, Н.И Сладков.
  4. Непрерывно формировать и подкреплять уважительное отношение к
    книге.
    Ожидаемый результат: Дети будут знать достопримечательности своего
    города, пословицы, поговорки и их нравственную оценку, народные
    праздники, казахские и русские народные сказки; уметь слушать
    литературное произведение, отвечать на вопросы по содержанию,
    выразительно читать стихи.
    Велика роль художественной литературы при ознакомлении детей с
    миром природы. Книги о природе для детей дошкольного возраста
    разнообразны по жанрам. В них в простой и занимательной форме
    рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях
    природы.
    Особое место в работе особенно с дошкольниками отводят сказкам,
    раскрывающим окружающий мир, дающим первоначальные представления и
    понятия о природе.
    В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую
    познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем
    самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые
    непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать
    о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических
    зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах,
    явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой
    природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в
    природе.
    Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в
    процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности
    явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие
    природы.
    Специфика произведений, рассказывающих о природе, такова, писал К.Д.
    Ушинский, что в них «многое понимается только чувством и не может быть
    объяснено умом». Поэтому педагог при чтении стихотворения или рассказа
    должен обратить внимание не только на его содержание, но постараться
    раскрыть его настроение и помочь ребенку проникнуться этим настроением.
    Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова,
    воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем
    исполнении. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведение о
    природе.

Воспитателю нужно помнить, что затягивающиеся, подробные беседы,
которые превращаются в пересказ своими словами только что
прослушанного рассказа, а то и стихотворения, нарушают целостность
восприятия, прерывают эмоциональное воздействие произведения на
ребенка. Поэтому беседа должна быть краткой, не касающейся деталей
повествования.
Для ведения эколого-воспитательного процесса детского сада необходимы
разные книги. К выбору книги для чтения детям следует относиться очень
серьезно, ответственно. Прежде всего, нужно использовать литературу,
рекомендованную Типовой программой детского сада.
Работая по теме творческого поиска
«Формирование чувств любви к родному краю
с детьми старшего дошкольного возраста
посредством художественного слова» я
проводила систематическую и
последовательную работу по повышению
интереса и значения художественной
литературы в патриотическом воспитании
детей.
В результате моей работы по теме было установлено, что у детей
повысился интерес к книге, как источнику знаний о родном крае, его
природе, его народе и традициях не только у детей, но и родителей:
-дети научились любоваться и бережно относиться к природе;
-родители оценили значение домашнего чтения;
-у детей появился интерес к слушанию произведений художественной
литературы о родном крае, рассматриванию иллюстраций к сказкам;
-они с желанием инсценируют и пересказывают сказки, выражая свои мысли
и чувства;
-они верно осознают мотивы поступков героев, видят их переживания,
мысли и чувства, сопереживают героям;
-проявляют внимание к языку литературного произведения, стремятся
сохранить характерную лексику, осознанно используя типичные средства
выразительности;
-проявляют речевое творчество в сочинении сказок, рассказов;
-активно проявляют себя в разных видах творческой деятельности.
Таким образом, я убедились в том, что моя работа по приобщению
дошкольников к культуре родного края через ознакомление с
художественным словом является эффективной. Целенаправленная работа по
созданию развивающей среды, обновление содержания образовательной
детской деятельности, активизация родителей как участников
образовательного процесса способствовало достижению поставленных
задач.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *