Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/vhosts/pourochka.kz/plani.kz/wp-content/plugins/qtranslate-x/qtranslate_frontend.php on line 497
Включение экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников - Поурочные планы для учителей Казахстана, обновленка КСП,ССП 2021-2022

Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Включение экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников

Сергеева Марина Владимировна
Воспитатель
ГККП Ясли/сад №4 «Березка»
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан

Статья «Включение экономического воспитания
в образовательную деятельность дошкольников»

«Лучше обеспечить минимум экономической грамотности на раннем
этапе жизни, чем бороться против стихийно полученной экономической
грамотности в дальнейший период жизни»

Американский экономист И. Колема

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба
государства зависит от экономической, правовой,
политической и нравственной грамотности молодого
поколения. Поэтому экономическое воспитание
сравнительно новое направление в дошкольной
педагогике, в настоящее время актуально и востребовано
особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать
знакомство с экономикой? Можно ли говорить об
экономическом воспитании самых маленьких детей?
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся
слишком далеки друг от друга, потому что экономика
неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи,
сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин,
участвуют в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом,
экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне.
Именно в семье они впервые познают цену труда, доходов и расходов,
преимущества материального благополучия, достатка и ущербность
бедности.
С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную
деятельность дошкольников речь не идет о полноценных знаниях, умениях
и навыков обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является
самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-
психологических особенностей личности, как ответственность,
бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для
воспитания финансово грамотного гражданина.
Область экономической действительности – одна из жизненно важных
областей, в которую ребенок «включается» с детских лет.

Цель моей работы по теме творческого поиска «Дети и мир экономики» —
формирование экономической грамотности дошкольников, способствующей
дальнейшей самореализации и социальной адаптации ребенка.
Задачи:
1.Создать развивающую предметно-пространственную среду,
способствующую формированию интереса к экономической деятельности.
2.Сформировать первичные экономические понятия посредством разных
видов деятельности.
3.Ввести детей в мир человеческих отношений, нравственно – этических
ценностей.
4.Способствовать становлению авторитета качеств человека-хозяина
(бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие,
щедрость, благородство и т. д.).
5.Формировать у детей умение строить личностно ориентированное
взаимодействие, доступность, открытости, диалогичности, сотрудничество.
постоянное совершенствование собственных знаний, умений и навыков.
Механизм формирования основ
экономической культуры у детей
дошкольного возраста представляет собой
единство формирования нравственно-
экономических представлений, чувств и
привычек поведения. Грамотно
организованная работа по экономическому
воспитанию поможет ребенку развить свои
способности и пополнить представления о
жизнедеятельности современного
общества.
Очень часто в речи детей можно слышать слова: реклама, валюта, обмен,
бизнесмен, рынок и другие, смысл которых дети не понимают и поэтому
употребляют не по назначению. Экономическая любознательность детей
закономерна, ведь экономические отношения пронизывают все сферы
жизнедеятельности людей и прежде всего быт семьи, где ребенок на каждом
шагу сталкивается с экономическими проблемами, обсуждаемыми членами
его семьи. Вместе с родителями он ходит в магазин, а иногда и сам делает
покупки, приобретая, тем самым, определенный экономический опыт.
Задача педагогов и родителей – помочь ребенку дошкольного возраста
адаптироваться к современной действительности, стать социально
полноценной личностью.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного
интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в
значительной степени способствует участие детей в различных видах
деятельности – это: игры, чтение художественной литературы, которые
невольно вторгаются в их жизнь.
Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими
возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых

представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими
понятиями.
Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и
поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей,
воспитывает у детей такие «экономические» качества личности, как
трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность, знакомит с
экономическими понятиями – купля, продажа, обмен, ресурс, потребности.
И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание
развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых
развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления,
коммуникативно-познавательные навыки. Поэтому необходим детальный
анализ содержания сказок, вычленении в них экономических категорий
(«деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности,
проявляющихся в различных ситуациях.
Проведя целенаправленную работу,
я убедилась, что использование
художественной литературы играет
важную роль в развитие детей
дошкольного возраста, в решении
задач формирования экономической
грамотности дошкольников. У детей
появился интерес к людям разных
профессий, они стали бережнее
относиться не только к игрушкам, но
и к предметам окружения, по новому подходят к решению игровых задач, в
лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.
Использование игровой деятельности наиболее эффективно для усвоения и
закрепления детьми дошкольного возраста сложных экономических понятий,
формирования экономической культуры, воспитания положительного
взаимоотношения в детском коллективе.
Полученные экономические представления дети закрепляют в сюжетно-
ролевых и дидактических играх в процессе нерегламентированной
деятельности.
Совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие
результаты и способствует более серьёзному и ответственному отношению
взрослых к экономическому воспитанию детей, так как формирование
экономических представлений у дошкольников способствует развитию
мышления, фантазии, кругозора ребёнка, развитию речи. Дети приобретают
навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *