Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Методы воспитания. Условия эффективности методов стимулирования деятельности

Киблер Наталия Ростиславовна
Преподаватель специальных дисциплин
Рудненский социально-гуманитарный колледж им. И. Алтынсарина
г. Рудный, Костанайская область, Казахстан

Пән бойынша сабақ жоспары
Поурочный план по предмету «Педагогика»

Оқытушы Преподаватель: Киблер Н.Р.
Күні Дата: 08.11.21г
Топ Группа: УНО-02 ( Учитель начального образования)
Сабақ түрі Тип урока: Комбинированный.
Тақырыбы Тема Методы воспитания. Условия эффективности методов
стимулирования деятельности
Образовательные:

  • закрепить и конкретизировать понятия о различных группах методов воспитания;
  • расширять представления о методах стимулирования деятельности;
  • раскрыть условия эффективности методов стимулирования деятельности.
    Воспитательные:
  • способствовать формированию интереса к будущей профессии посредством применения анализа
    педагогических ситуаций;
  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению посредством организации сотрудничества
    на уроке;
  • способствовать формированию гуманного отношения к окружающим через организацию работы
    над педагогическими ситуациями.
    Развивающие:
  • формировать навыки сотрудничества через применение групповых форм работы;
  • развивать навыки работы с информацией посредством организации разных форм работы с текстом;
  • способствовать развитию грамотной речи, умение применять научную терминологию посредством
    организации устной работы на уроке.
    Основные термины, понятия
    Методы воспитания, приемы воспитания, методы стимулирования деятельности, этимология,
    поощрение, наказание, соревнование.

Планируемый результат

Общие компетенции

ПК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ПК 2. Организовывать собственную деятельность, определять
методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ПК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ПК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ПК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами
и социальными партнерами.
Виды работ
Фронтальная,
Индивидуальная,
Работа в группах.
План урока:
I. Приветствие, настрой на работу.

II. Постановка темы урока.
III. Целеполагание.
IV. Актуализация знаний:

  1. Работа над определением понятий «методы воспитания», «приемы воспитания».
  2. Анализ видеофрагмента.
  3. Составление схемы «Классификация методов».
    V. Включение изученного в систему знаний.
    VI. Подведение итогов урока.
    VII. Рефлексия деятельности.

Ход урока:

I. Приветствие, настрой на работу.
-Добрый день, уважаемые, студенты!
-Какое у вас настроение?
-Желаю, чтобы в ходе нашего урока настроение не ухудшилось, а у кого-то, может быть,
улучшилось.

  • Эпиграфом нашего урока будут слова американского философа Уолда Эмерсона:
    «Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику».
  • Что вы думаете об этом высказывании? Кому оно адресовано?
    Мы обязательно вернемся к этим строкам в ходе нашего урока.
    II. Постановка темы урока.
    -Для того, чтобы определить тему нашего урока, внимательно посмотрите на доску. Здесь
    вы видите набор слов.
    Пример, беседа, экскурсия, упражнение, наказание, внушение.
    Подумайте, какое слово можно назвать лишним и почему?
    -Посмотрите на оставшиеся слова.
    -Каким общим смыслом они объединены?
    (Методы воспитания)
    Постарайтесь сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
    Тема урока звучит так: «Методы воспитания. Условия эффективности методов
    стимулирования деятельности.»
  • Какое значение может иметь эта тема в профессии учителя? Актуальна ли она и почему?
    III. Целеполагание.
  • Какие задачи мы должны решить в ходе урока?
    Постарайтесь четко сформулировать задачи урока, устанавливая соответствие между
    фрагментами предложений:
    Кроме решения образовательных задач, мы будем работать и над формированием общих
    компетенций. На каждом столе есть карточка с наименованием нужных нам общих
    компетенций. Какая из них на ваш взгляд, вызывает наибольшие затруднения?
    -Почему?
  • Что уже необходимо знать, для того, чтобы справиться с поставленными задачами?
    Формулирую задачи.
    IV. Актуализация знаний:
  1. Работа над определением понятий «методы воспитания», «приемы воспитания».

Сегодня мы вплотную будем работать с понятиями «Методы воспитания», «Приемы
воспитания». И нам понадобится такое не совсем педагогическое понятие как
«этимология». С него и начнем. Что вы понимаете под этим словом?

  • Это раздел лингвистики, изучающий происхождение слов.
    Теперь поработаем с чисто педагогической терминологией. Вам нужно вспомнить
    определение понятий «Методы воспитания», «Приемы воспитания».
    Для этого предлагаю обратить внимание на схемы- опоры.
    Сформулируйте определение понятия «Методы воспитания».
    Метод Воспитания – это общественно обусловленные способы целесообразного
    педагогического взаимодействия воспитателей и воспитуемых, направленные на решение
    воспитательных задач.
    Теперь определите понятие «Прием воспитания».
    Приемы воспитания — это отдельные элементы или составные части метода.
  1. Анализ видеофрагмента.
    Педагог должен не только знать теоретическую сущность каждого метода
    воспитания, но и на практике безошибочно определять и точно трактовать
    применение того или иного метода воспитания. Сейчас мы и будем тренироваться
    это делать.
    Предлагаю посмотреть видеофрагмент из фильма и определить, какие методы воспитания
    применялись.
    Просмотр видеоролика.
    Эффективно ли было воздействие? Почему?
    Зависит выбор метода от возраста? А еще от чего?
    Методы формирования сознания личности
    Направлены на формирование понятий, представлений и убеждений
     рассказ;
     лекция;
     объяснение;
     пример;
     диспут;
     этическая беседа;
     пример,
    Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников
    Направлены на формирование опыта общественного поведения
     поручение;
     упражнение;
     приучение;
     педагогическое требование,
     создание воспитывающих ситуаций
    Методы контроля и самоконтроля в воспитании
    На выявление эффективности педагогического воздействия
     педагогическое наблюдение;
     педконсилиум;
     опросы;
     анализ результатов деятельности;
     создание контрольных ситуаций.
    Методы самовоспитания

Направлены на формирование навыков самосовершенствования
 рефлексия;
 самоприказ;
 самоотчет;
 самоосуждение

Какой принцип воспитания был реализован? (гуманистический)
3. Составление схемы «Классификация методов».
На доске в хаотичном порядке находятся карточки с названиями групп методов, их
направленности и примерами методов.
Вам необходимо структурировать их в удобную для понимания схему. Для удобства
макет составления схемы представлен на экране.
Методы воспитания
— Заполнять схему необходимо про вертикали. То есть, рассматривая какое-то из
направлений, нужно раскрыть все его компоненты.
Вы заметили, что не хватает одного названия группы методов. Как вы думаете, что
должно быть на месте пропуска? (методы стимулирования деятельности)
Следует отметить, что существует множество других классификаций методов воспитания,
но мы для удобства остановимся на одной, автором которой является В. А. Сластенин.
V. Включение изученного в систему знаний.
При работе над классификацией методов воспитания я не случайно заострила Ваше
внимание на группе методов стимулирования деятельности.
Вы уже знаете, какие методы входят в эту группу?
Сегодня мы должны расширить и конкретизировать знания в этой области.
Сейчас вы самостоятельно поработаете над составлением схем-опор по этой теме. Вы
разделены на группы. У каждой группы есть лекционный материал, Работа будет
осуществляться в группах.
Заранее договоритесь, кто будет координировать деятельность группы.
Так же вам необходимо определить заранее, кто будет презентовать выполненную
группой работу.
Каждая группа получает индивидуальное задание, которое будет являться частью общего.
Вам необходимо структурировать текст в схему, которая будет удобна в применении.
На выполнение работы отводится 5 минут.

1 Группа: Прочитайте текст, для того, чтобы ответить на вопросы:
1) Какова этимология слова «Стимул»?
2) Каковы задачи методов стимулирования деятельности?
3) Какие методы входят в группу методов стимулирования деятельности?
Составьте схему, в которой будут отражены ответы на все вышеперечисленные вопросы.
2 группа.
Прочитайте текст, для того, чтобы ответить на вопросы:
1) Что такое поощрение? Какова его цель?

2) Какие виды поощрения бывают?
Составьте схему, в которой будут отражены ответы на все вышеперечисленные вопросы.
3 группа.
Прочитайте текст, для того, чтобы ответить на вопросы:
1) Что такое соревнование?
2) Каковы особенности применения соревнования?
Составьте схему, в которой будут отражены ответы на все вышеперечисленные вопросы.
4 группа.
Прочитайте текст, для того, чтобы ответить на вопросы:
1) Что такое наказание?
2) Какие виды наказания бывают?
3) Кто из педагогов являлся сторонником метода наказания, а кто выступал против него?
Составьте схему, в которой будут отражены ответы на все вышеперечисленные вопросы.
Материал для работы групп.
Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались
погонщики мулов и быков для понукания ленивых животных. Как видите, стимулирование имеет не очень
приятную для людей этимологию. Но что делать, если человек, как и животное, нуждается в постоянных
стимулах. Прямое и непосредственное назначение стимулов — ускорять или наоборот тормозить определенные
действия.
Методы стимулирования деятельности применяются для того, чтобы закрепить положительные формы
поведения, предупредить и пресечь негативные проступки, активизировать личность к деятельности.
С древнейших времен известны такие методы стимулирования, как поощрение и наказание. Педагогика XX в.
обратила внимание на еще один весьма действенный метод, хотя и не новый метод стимулирования —
соревнование.
Поощрения — это положительная оценка действий воспитанников. Они закрепляют положительные навыки и
привычки. Стимулирующая роль поощрения определяется тем, что в нем содержится общественное признание
того образа действий, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения,
школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении
вперед.
Виды поощрений :
а) одобрение
б) ободрение
в) похвала
г) благодарность
д) предоставление почетных прав
е) награждение грамотами
ж) вывешивание фото школьников на почетном 
стенде.
Одобрение — простейший вид поощрения. Одобрение можно выразить жестом, мимикой, положительной
оценкой поведения, доверием в виде поручения. Поощрения более высокого уровня — благодарность,
награждения. Награждать надо торжественно, при всех воспитателях, педагогах, родителях. Это значительно
усиливает эмоциональную сторону стимулирования. Награждают за длительный и кропотливый труд.
Следующий метод — метод соревнования.
Соревнование — это метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения
собственных результатов с достижениями других участников. Соревнуясь между собой, школьники быстро
осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные , эстетические качества.
Соревнование бывает коллективным и индивидуальным. Примером коллективного соревнования может
служить соревнование между классами за звание самого спортивного, дружного и т. д. Пример
индивидуального соревнования — конкурс на лучший рассказ о походе. По времени действия соревнования
разделяются на длительные и эпизодические.
Теперь подробнее рассмотрим метод наказания.

Наказание — это способ воздействия на воспитанника с целью прекратить отрицательные действия.
По признанию воспитателей, метод наказания на много чаще используется ими в практической деятельности,
чем поощрение. В то же время, многие известные педагоги Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская
указывали на вред наказания и призывали вообще исключить его из процесса воспитания детей. Наказание
зачастую вызывает у детей ощущение несправедливости, обиду и отрицательные эмоции.
В тоже время большинство педагогов-классиков и практикующих педагогов утверждает, что без наказания
полностью обойтись нельзя, поскольку безнаказанность поощряет дурное поведение, способствует
закреплению у самих этих школьников отрицательных качеств личности (Д.Локк, И.Ф.Гербарт, А.Макаренко,
И.Иванов).
Итак, наказание вредно, не допустимо, но и в то же время без него обойтись никак нельзя.
Гуманистическая педагогика не отрицает наказаний, а требует лишь изменения их меры, характера, способа
введения. Именно сила и интенсивность наказаний считается критерием гуманизации воспитательной
системы.
Опытные педагоги гибко пользуются целой системой наказаний, они считают, что лучше в начале применять
более слабые, а при повторных случаях, переходить к более сильным наказаниям. Существуют такие виды
наказаний: замечание, порицание, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, наложение
дополнительных обязанностей, отсроченное наказание, выговор, неодобрение и другие.
В различные этапы человеческой цивилизации существовали разные виды наказаний. В школах Междуречья
использовали удары розгами по пяткам. В Египте, нестарательного ученика били розгами по рукам и по спине.
В Древней Греции, где впервые нашли отражение идеи гуманизма, тем не менее, не отменялось наказание
учеников. В Греции секли розгами и считали, что через наказания ученик приобретает терпение, усидчивость,
старательность. В Месопотамии, некоторые учителя применяли такие формы наказания как: ставили учащихся
на колени, под которые насыпался горох.
Выступление групп

  • Какие затруднения у вас возникли при выполнении этого задания? На развитие каких
    умений оно было направлено?
  1. Анализ педагогической ситуации. Постановка проблемы.
    Продолжим работу над темой. Для этого необходимо проанализировать еще одну
    педагогическую ситуацию:
    В 4 классе есть обучающийся, который часто демонстрирует свое превосходство над
    остальными ребятами. На перемене он подложил под столы и стулья некоторых девочек
    фантики от конфет и апельсиновые корки. Когда начался урок, девочки пожаловались
    учителю. Возмутившись сложившийся ситуацией, учитель наказал всех, кто был в классе
    на перемене, и заставил остаться после уроков, чтобы убирать мусор. Ученик, по чьей
    вине все задержались, ехидно улыбался со словами: « Зато не скучно будет!».
    Какой метод был применен?
    К какой группе относится?
    Эффективно ли наказание, примененное учителем?
    В чем ошибка учителя?
    Как бы поступили вы?
    Какие условия необходимо соблюдать, чтобы методы стимулирования деятельности
    были эффективными?
    (предположения студентов)
  2. Формулировка условий эффективности методов стимулирования деятельности.
    Сейчас нам снова предстоит поработать в группах.
    Сейчас вам необходимо сформулировать практические советы педагогам о том, как
    необходимо применять методы поощрения и наказания.

Первая и вторая группы будут работать над условиями эффективности метода поощрения,
причем первая группа будет формулировать правила для педагога, начинающиеся со
слова «Всегда», Другая группа – со слов «Никогда».
Третья и четвертая группы будут работать над условиями эффективности метода
наказания, причем третья группа формулирует правила, начинающиеся со слов «Всегда»,
четвертая – со слов «Никогда».
Распределите обязанности в группе и приступайте к работе. Время на выполнение
задания – 5 минут.
Материал для работы в группах
Метод поощрения.
Несмотря на кажущуюся простоту, метод поощрения требует тщательной дозировки и
известной осторожности. Длительный опыт использования метода показывает, что
неумение или избыточное поощрение может приносить воспитанию.

  1. Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника
    направлялось нравственными мотивами, а не стремлением получить похвалу или награду.
  2. Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива.
    Поэтому поощрения заслуживают не только ребята, добившиеся успеха, но и те, кто
    добросовестно трудился на общее благо, показывал пример честного к нему отношения.
  3. Поощрение должно соответствовать заслугам воспитанника, его индивидуальным
    особенностям, месту в коллективе и не быть слишком частым. Неумеренные похвалы
    приводят к зазнайству. Поощряя, следует учитывать мнение коллектива.
    4.  Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить
    неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества учеников, воспитатель
    вселяет в них уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность,
    желание преодолеть трудности.
  4. Пожалуй, главное в нынешнем школьном воспитании — соблюдать справедливость.
    Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с воспитанниками.
    Метод наказания.
    Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания,
    следующие.
  5. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается
    им. Поэтому надо опираться на общественное мнение.
  6. Не рекомендуется применять групповые наказания. В хорошо организованных
    коллективах за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот
    вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора всей ситуации.
  7. Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан.
  8. Наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым.
    После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.
  9. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника. Наказываем не по личной
    неприязни, а по педагогической необходимости.
    6.  Не торопитесь наказывать до тех пор, пока нет полной ясности в создавшейся
    ситуации, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
    7.Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что
    воспитанника наказывают для его же пользы.
  10. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а
    также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание
    применяется только в комплексе с другими методами воспитания.
  11. Наказание должно применяться по возможности редко, когда без него обойтись никак
    нельзя.
  12. При наказаниях отрицательная оценка должна даваться не ученику вообще, не его
    личности в целом, даже не его поведению в полном объеме, а конкретному проступку.
  13. Наказание должно быть лишь за преднамеренные проступки , за сознательное
    нарушение интересов других людей и общества . Нельзя наказывать ребенка за то, что он
    случайно уронил пенал или даже портфель во время урока.
    Оглашение результатов работы групп.
  • Сложным ли для вас было это задание? На развитие каких умений оно было направлено?
    Сейчас самое время обратиться к высказыванию У. Эмерсона. Прочитаем его еще раз.
    Подумайте, почему именно этим высказыванием можно обобщить все данные вами советы?
    Мы должны помнить одну простую истину: Поощряя ученика, или наказывая его мы
    должны его уважать и помнить, что перед нами, прежде всего, личность.
    VI. Подведение итогов урока.
    Мы хорошо поработали.
    Постарайтесь отметить, что полезного вы смогли почерпнуть из содержания нашего
    урока?
    Обратимся к задачам урока. Можем ли мы считать их решенными?
    Обобщение выводов.
    Домашнее задание творческого вида:
  1. Составить кроссворд по методам воспитания.
  2. Составить схему-опору по методам стимулирования деятельности
  3. Написать сочинение-рассуждение о каком-либо методе стимулирования деятельности.
    VII. Рефлексия деятельности.
  4. Дайте оценку деятельности всей группы на сегодняшнем уроке?
  5. Оцените деятельность своей микрогруппы.
  6. Как вы оцениваете собственную деятельность на уроке?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *