Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Сказкотерапия как один из методов коррекции эмоциональных нарушений дошкольников

Серкибаева Айгуль Семгалиевна
Педагог-психолог
ГККП Ясли/сад №26 «Тұлпар»
г. Уральск , Западно-Казахстанская область, Казахстан

Сегодня проблемы эмоционального развития
дошкольников оказались в фокусе всеобщего внимания,
так как оно является первоосновой всего его психического
здоровья. Задача гармоничного развития детей
дошкольного возраста предполагает определенный
уровень развития широкого круга знаний и умений,
способов овладения различным содержанием, но и
обязательно достаточно высокий уровень развития их
эмоциональной сферы, социальной ориентации и
нравственной позиции. Эмоциональное развитие ребенка
является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность
процесса воспитания и обучения, его различных сторон.
Эмоциональные нарушения ‒ это нарушения, возникающие в
эмоционально-волевой сфере в результате нарушения баланса между
положительным и отрицательным переживанием ребенка.
В поведении и развитии детей часто встречаются нарушения поведения
(агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в
развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы,
страхи).
Очень важно, поэтому уметь выявить истинные причины поведения
ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить
соответствующие пути коррекционной работы с ним.
Сказкотерапия — это активно развивающееся направление в психотерапии.
Процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические
условия для формирования социальной адаптации ребенка, так как она
оказывает сильное воздействие на эмоциональное состояние детей, а
сказкотерапия рассматривает сказки как способ выражения и проявления
психических аспектов и создает специальные психологические сказки,

которые помогают разобраться в себе, социальной среде, осуществить
коррекцию асоциального поведения.
Поэтому целью моей работы по теме творческого поиска «Сказкотерапия
как один из методов коррекции эмоциональных нарушений дошкольников»
является развитие и коррекция недостатков эмоциональной сферы у детей
дошкольного возраста методом «Сказкатеропия».
Задачи:

  • Выявление основных эмоционально-личностных проблем дошкольников.
  • Профилактика негативных поведенческих реакций.
    -Формирование психоэмоциональной устойчивости, позитивных черт
    личности.
    -Отслеживание динамики формирования позитивных качеств личности у
    дошкольников в процессе применения методов сказкотерапии.
    -Повышение педагогической культуры родителей.
    В результате наблюдения за детьми с целью оценки их состояния мной
    были выбраны следующие параметры: общий эмоциональный фон,
    познавательная и игровая деятельность, взаимодействие с взрослыми,
    взаимодействие со сверстниками, реакция на изменение привычной
    ситуации.
    По результатам беседы с родителями,
    анкетирования и результатам наблюдения за
    поведением ребенка были выявлены дети,
    нуждающиеся в коррекции поведенческих
    нарушений.
    В задачи формирующего этапа входит
    проведение мною коррекционно-развивающих
    занятий, направленных на знакомство детей с
    эмоциями, снижение нарушений в
    эмоционально-волевой сфере, а именно: на
    снижение агрессивных проявлений,
    раздражительности и тревожности.
    На втором этапе я провожу профилактическую и коррекционно-
    развивающую работу, направленную на эмоционально — волевое развитие
    детей дошкольного возраста — это комплекс занятий по тематическому
    плану.
    Слушая сказки, ребёнок накапливает их в своём подсознании и при
    необходимости применяет в жизни.
    В процессе сказкотерапии я использую разные жанры (притчи, былины,
    мифы и другие), и типы сказок (художественные — народные, авторские —
    дидактические, психотерапевтические, медитативные, психологические).
    Коррекционную работу я провожу 1-2 раза в неделю. На каждого ребёнка
    завожу дневник наблюдений, который позволяет проследить за его
    поведением.
    Моя задача — сделать окружающую среду наиболее благоприятной для
    ребёнка:
  • приблизить условия детского сада к домашним;
  • обеспечить доброжелательное отношение воспитателей и специалистов к
    своим подопечным, постоянно внушая им уверенность в свои силы;
  • давать детям различные поручения, требующие вступления в контакт со
    взрослыми.
    У меня, как у педагога — психолога, возникли вопросы, связанные с
    развитием эмоциональной сферы ребенка, с поиском новых эффективных
    методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья
    дошкольников. Поиски меня привели к волшебному, здоровьесберегающему
    волшебному искусству – арт-терапии.
    Творческие возможности ребенка, реализуемые в процессе арт-терапии —
    это его развитие, как интеллектуальное, так и эмоциональное, раскрытие
    творческого потенциала. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход
    внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные
    чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же,
    помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная
    творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения.
    Психолог не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арт-
    терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через
    творчество, и в повышении его адаптационных способностей.
    Поэтому в контексте сказкотерапии я применяю арт — терапевтические
    приёмы: это и использование проективных графических тестов, и спонтанное
    рисование, или же рисование иллюстраций к сказке.
    Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен
    анализ полученного графического материала. Рисование, лепка выступают
    как способы постижения своих возможностей и окружающей
    действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения
    различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.
    На время общения с искусством ребенок «уходит» от переживаний,
    страхов и тревожности. Таким образом, арт-терапия позволяет вывести
    переживания ребёнка во внешнюю форму через продукт творческой
    деятельности, создать новые позитивные переживания, проявить и развивать
    творческие способности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *