Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Интеллектуальное развитие дошкольников

 Зотова Елена Николаевна
воспитатель
ГККП Ясли/сад №21 «Росинка»
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан

Статья «Интеллектуальное развитие дошкольников»

«Интеллект человека определяется не суммой накопленных знаний,
а высоким уровнем логического мышления»

А. З. Зак

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в
познании окружающего мира. Для того, чтобы
любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в
постоянном умственном и интеллектуальном развитии,
заинтересован, наверное, каждый родитель.
Интеллектуальное развитие детей дошкольного
возраста осуществляется совместными усилиями
воспитателей и родителей, которых объединяет общий
взгляд на детей. Суть его состоит в признании способности детей к глубоким
интеллектуальным переживаниям и радости, уникальности каждого ребенка,
неповторимости его личности. При этом взрослые, уважая личность ребенка,
создают ряд непреложных истин: ребенок не объект для изучения, а человек,
которого необходимо познавать в развитии; дети имеют врожденную
тенденцию к росту и созреванию, обладают внутренней интуитивной
мудростью; интерес к таинственному живет в любом человеке с рождения,
каждый малыш – исследователь.
В свете обновления содержания образования нового поколения ставит
перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе
ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас
учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь
идёт об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться:
навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и
интерпретации информации; мотивации к обучению, саморазвитию,
самопознанию.
Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как
таковой, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые
нестандартные задачи.
Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед воспитателем группы
предшкольной подготовки, является развитие самостоятельной логики
мышления и, в конечном итоге, самостоятельное приобретение знаний уже

в детском саду. Математика именно тот предмет, где можно в большой
степени это реализовывать.
Дети, играя в игры, насыщенные логическим содержанием решают
задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у
дошкольников простейших логических структур мышления. Эти занятия
помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладевать основами
математики и информатики, а воспитатели, работая в группе предшкольной
подготовки, должны ставить в своей работе определенные задачи.
Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского
рисунка геометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и
таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти
вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие
способности.
Наша цель – создание условий и
содействие интеллектуальному развитию
детей, а основная задача воспитателя в
работе с детьми состоит в том, чтобы
помочь каждому ребенку поставить перед
собой посильные задачи, овладеть
приемами их решения и помочь найти
применение результатам своей
деятельности.
Поэтому в целях организации развивающего обучения и обеспечения
решения задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка
мы в своей работе используем следующие методы и приемы:
— практические (игровые);
— экспериментирование;
— моделирование;
— воссоздание;
— преобразование;
— конструирование;
Дидактические средства: Наглядный материал (игры, демонстрационный
материал, схемы, символы, модели).
Форма организации детской деятельности:
— индивидуально-творческая деятельность;
— творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
— учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
Все это опирается на развивающую среду:
1. Математические развлечения:
— игры на плоскостное моделирование ( Танграм и т.д.);
— игры-головоломки;
— игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзнера;
— задачи-шутки.
2. Дидактические игры:

— сенсорные;
— моделирующего характера;
— специально разработанные воспитателем для обучения детей;
3. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных
способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на
моделировании, процессе поиска решений.
Большое значение для развития познавательной активности имеет
созданная в группе развивающая среда. О том, как я организовала среду с в
своей группе хочу остановиться подробнее.
Прежде всего, разнообразные игры структурно включают развивающую
среду, становятся её естественным фоном. Одной из требований её
организации – одновременное наличие игр, способствующих развитию
умений сравнивать, воссоздавать, изменять, варьировать, упорядочивать,
классифицировать. Это обеспечивает выбор ребёнком той игры, которая
интересует его, разноплановость развивающего воздействия.
В данном случае игры являются одним из средств организации развития
самостоятельной познавательно-игровой деятельности детей. Эта
деятельность может возникать спонтанно или как направленная взрослыми,
или как предложенная детям в специально организованной ситуации.
Считаю, что главное условие интеллектуального развития ребенка –
хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно
отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают
благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей
значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что
его окружает, а значит и гармонично развиваться.
Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших
направлений развития детей. Эффективным средством такого развития
являются логические игры и головоломки. Обучение дошкольников
развивающим играм и головоломкам стало хорошим примером того, как
стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость
учения.
Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка,
можно вырастить гармонично развитую личность. Процесс
интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и
родители ребенка. Ведь только в семье ребенок получает родительское
одобрение, поддержку и заботу.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *