«Планета дробей»
Бугаева Оксана Николаевна,
учитель математики
Урожайной средней школы
район имени Габита Мусрепова,Северо-Казахстанская область,Казахстан
Цели:
- Обобщить и систематизировать материал по данной теме;
- Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения
практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень; - Содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации снять нервно-
психическое напряжение; развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление,
внимание, наблюдательность, сообразительность; выработать самооценку в выборе пути, критерии
оценки своей работы и работы товарища; повысить интерес учащихся к нестандартным задачам,
сформировать у них положительный мотив учения.
Содержание темы: Данная тема по программе 5 класса действующего учебника по математике.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации с дидактической игрой «Крестики — нолики»..
Организационные формы общения: Групповая, индивидуальная.
Структура урока:
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели( игровой замысел).
- Сообщение правил игры.
- Входной контроль — игровые действия, в процессе которых происходит актуализация опорных
знаний. - Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит
воспроизведение и коррекция учебных знаний; проводится диагностика усвоения системы
знаний и умений и её применение для выполнения практических заданий стандарта с переходом
на более высокий уровень. - Итог игры, подведение итогов урока.
- Творческое домашнее задание.
- Рефлексия.
Оформление доски, кабинета
- проектор и компьютер для показа презентации
- доска и мел (или ватман с маркером), для заполнения сетки игры крестиками или ноликами, в
зависимости от победы в конкурсе той или иной команды, - печатные материалы для конкурсов
Ход урока
- Мотивационная беседа с учащимися.
И.Сообщение правил игры.
Правила игры: класс разбивается на две команды, которые решают задачи. С помощью жребия выбирается код команды — «крестик» или «нолик». Выигрывает та команда, которая набирает большее количество своих знаков. Команда, которая с очередным заданием справилась быстрее, имеет право выбора следующего конкурса. Непременное условие игры — начинать с конкурса « Вспомни».
Оформление : на доске расположена таблица с названием конкурсов, каждая графа которой содержит определенное задание.
Вспомни | Помоги другу | Эрудит |
! | Реши уравнение | Письмо из прошлого |
SOS | Тест -прогноз | Загадай желание |
Если команда выбрала конкурс, то в таблице вместо названия конкурса проставляется код команды — «крестик» или «нолик», так участники могут следить за ходом игры.
- Актуализация опорных знаний.
Входной контроль.
Конкурс «Вспомни». Каждой команде предлагается выполнить следующие задания:
1 Что называют дробью?
- Какие бывают дроби? Чем они отличаются?
- Как сложить и вычесть две обыкновенные дроби с разными знаменателями?
- Как произвести действия с смешанными числами?
- Как сложить и вычесть десятичные дроби?.
- Вычислите 3,5 – 1/2
ІV.Игровые действия.
Следующие конкурсы проходят в таком порядке, в каком их выбирают команды, проставляя в таблице соответственно «крестик» или «нолик», поэтому структура урока может измениться в рамках игровых действий.
Конкурс « Реши уравнение »
а) 7,83 + х = 15,83
б) 3 — х = 0,81
в) х +4,63 = 11,2
г) х-9,78 = 10
Конкурс « Тест — прогноз »
а) б)
в) г)
д)
Конкурс «Помоги другу».
Мы -инопланетяне обращаемся к вам за помощью. Наша межпланетная станция запущенная для изучения планеты Земля получила неполадки, помогите их исправить, иначе мы, жители Марса не сможем вернуться на свою планету. Проверьте блок «памяти» и исправьте неполадки. Это вы сделаете, если решите задачу.
Двое мальчиков пололи клубнику. За два дня продано 836 кг Один из них
прополол 5/14 апельсинов. В первый день всей клубники. Сколько рядов было продано 1/4 всех прополол каждый, если вместе апельсинов. Сколько кг Они пропололи 28 рядов? апельсинов было продано в каждый день?
Конкурс «Эрудит»
Подбери ключ к шифру, ведь это просто: буквы переведены в числовой ряд, а их всего-то 33!
9 | 6 | 14 | 13 | 32 |
21 | 12 | 18 | 1 | 26 | 1 | 32 | 20 |
15 | 10 | 3 | 29 |
23 | 6 | 13 | 16 | 3 | 6 | 12 | 1 |
9 | 15 | 1 | 15 | 10 | 33 |
( ответ : Землю украшают нивы, человека — знания.)
Конкурс «SOS»
+ | 3,*5* | + | **,5 | — | *,2* | — | *6,*7* |
*,4* | 0,*** | 2,*8* | *,0*
|
||||
4,187 | 18,548 | 1,447 | 26,865 |
Конкурс «!»
Поставь в нужных местах запятые:
32 + 18 = 5 42+ 17 = 212 3 – 15 = 15
3+108 =408 736 – 336 = 4 57 – 4 = 17
Конкурс « Письмо из прошлого »
Придумать математические слова с буквой «У»
У | ||||||
У | ||||||
У | ||||||
У | ||||||
У | ||||||
У | ||||||
У |
Конкурс «Загадай желание»
Узнайте, кто впервые ввел десятичные дроби и описал действия с десятичными дробями? Реши примеры используй код,
а | с | р | и | м | н | о | е | т | в |
1,2 | 1,5 | 2,5 | 0,8 | 1 | 3 | 0,5 | 0,91 | 1,4 | 0,7 |
1,2 + 0,3
1 – 0,2
0,5 + 0,5
1 – 0,5
3,06 – 0,06
1 + 0,5
3,7 – 2,3
0,1 + 0,7
2,7 – 2
4,8 – 1,8
- Итог урока. Подводится итог игры, определяются победители, они и получают высший балл на уроке, а другая команда — на балл ниже. Учителю дается право оценить индивидуально нескольких учащихся в зависимости от активности на уроке.
- Домашнее задание. Предложить творческую работу: составить самостоятельно сценарий игры с соседом по парте, придумав новые конкурсы.
VII.Рефлексия. Провести беседу с учащимися, в которой выяснить, что нового они узнали на уроке