Открытый урок «Олжас Сулейменов. Стихотворение «Волчата»
Нурсеитова Раушан Камбаровна,
учитель русского языка и литературы
средней школы №23
г.Астана,Казахстан
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке
ОС 1, АИ 6, ОС3,ПО2, АИ2, ПО 1, АИ8. |
Познакомить с личностью казахстанского поэта О. Сулейменова, с яркими фактами его творческой биографии; а также стихотворением «Волчата»; развивать навыки работы со статьей учебника, навык выразительного чтения поэтического текста; Настроить учащихся на высокую эмоциональную волну при знакомстве с личностью и творчеством поэта, стихи которого наполнены чувством любви к природе, к своей родине и народу. | |||||||||||||||
Цели обучения | Все учащиеся смогут: | |||||||||||||||
Участвовать в обсуждении; понимать художественное произведение в деталях; самостоятельно читать статьи в тексте. | ||||||||||||||||
Большинство учащихся смогут: | ||||||||||||||||
Определять тему и основную мысль стихотворения «Волчата»,опираясь на структурные элементы; выражать свое мнение о поступках героев; выразительно читать стих «Волчата».
|
||||||||||||||||
Некоторые учащиеся смогут: | ||||||||||||||||
Анализировать изобразительные средства стихотворения «Волчата»; оценивать устные и письменные ответы свои и одноклассников; сопоставлять произведения казахской и зарубежной литературы. | ||||||||||||||||
Языковая цель | Учащиеся могут: | |||||||||||||||
Высказывать собственное мнение. | ||||||||||||||||
Ключевые слова и фразы: поэт, стихотворение, волчата, волчатник, тема, идея, инверсия, лирический герой, композиция. | ||||||||||||||||
Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе: | ||||||||||||||||
Художественный, разгооворный | ||||||||||||||||
Вопросы для обсуждения: | ||||||||||||||||
Можете ли вы сказать, почему..?Почему волчатник не тронул волчат? | ||||||||||||||||
Подсказки: | ||||||||||||||||
Привитие ценности | Воспитание патриотизма; повышение интереса к творчеству О.Сулейменова; воспитание бережного отношения к природе, | |||||||||||||||
План | ||||||||||||||||
Планируемые сроки | Планируемые действия
Задания + дескрипторы |
Ресурсы | ||||||||||||||
Начало урока
2 мин+
5 мин |
Деление класса на группы «Инверсия », «Эпитет», «Анафора», «Олицетворение». Распределение ролей в группе. Группы объясняют названия своих групп.
Учитель акцентирует внимание детей на критерии по оцениванию группы
Актуализация. Г.Работа по высказываниям о творчестве О.Сулейменова. Критерии оценивания :1.Формулирует основную мысль текста; 2.Выписывает ключевые слова. Задание: Прочитайте высказывание и кратко сформулируйте основную мысль текста, выписав ключевые слова Дескрипторы: — Читает высказывание об Олжасе Сулейменове; — Называет автора высказывания; — Выписывает 3-5 ключевых слова из текста; — Кратко формулируют основную мысль автора; Учитель раздает карточки и указывает на форму оценивания «Светофор»: 1 группа-Морис Симашко , казахстанский писатель « Истинного поэта, писателя на каком языке он ни писал ,как раз отличает дилетанта чувство родины. Оно обязательно присутствует в его творчестве на другом языке. Этим доминирующим чувством он безмерно обогащает язык, на котором пишет, и одновременно раскрывает миру душу своего народа…Думаю что Олжас , как явление, всемерно обогатил, русскую поэзию и одновременно обогатил творчество и расширил творческое поле исконно казахской поэзии» 2 группа — Профессор Сорбонны, поэт и переводчик русской поэзии Леон Робель : «Олжасу Сулейменову давно уже близка идея братства культур и духовного взаимообогащения народов. Расшифровка письменности, языков и легенд, по его мнению, поможет нам по-другому взглянуть на историю человечества, всё же единую, в которую разделение и произвольная изоляция внесли замешательство. Это страстное чувство проходит через всю книгу, и, несмотря на шутливую, едкую полемическую форму, это произведение от корки до корки эпическое: давно уже наш раздробленный мир не слышал такого сильного голоса — мы признаём Олжаса Сулейменова наследником или преемником Гильгамеша, Гюго, Хлебникова, одним из тех, величие которых естественно». 3 группа – Поэт Евгений Евтушенко «Сын расстрелянного командира, он был усыновлен книгами. Они его воспитали не меньше, чем родительница всех казахов – степь. Он не только стал духовным аристократом степи, показав, какой она была в лучших ее людях, даже не знавших иностранных языков, зато умевших разговаривать с ковылем или перекати-полем, со своими лошадьми, понимавшими их с полуслова. Но он показал собой, какими могут быть казахи всемирного полета, каким стал он сам, обладая мышлением не только узкопланетарным, а земшарным». 4 группа: Прозаик и драматург Тимур Зульфакиров: Олжас Сулейменов скачет на четырех золотисто-огненных аргамаках. Первый конь – это аргамак Поэзии. Второй – аргамак Науки. Третий – аргамак Политики. Четвертый конь – превыше всего и всех – это аргамак Любви. Любви к своим близким, к своим дальним, к своему народу, к другим народам… 5 группа — Нурлан Оразалин: В творчестве Олжаса пересекаются интересы поколений, фрагменты истории, судьбы народов, Действительно, с одной стороны, Олжас Сулейменов – феномен глубоко казахский. В то же время он объединяет и казахов, и русских, и представителей других национальностей, создавая общность, то единое цивилизационное поле, которое сейчас называют евразийским. «Аристократом степи» назвал Сулейменова Евгений Евтушенко, который одним из первых, еще в период оттепели, понял глубину талантливости молодого Олжаса. ФО. «Светофор». Оценивание групп после ответа . Учитель : О ком и о чем пойдет речь на данном уроке? Сформулируйте тему урока. Прослушивание ответов учащихся. Запись на доске и в тетради темы урока. Учитель: Олжас Сулейменов— поэт, писатель-литературовед, Герой Труда Казахстана, народный писатель Казахской ССР (1990), общественно-политический деятель Казахстана, дипломат, лингвист. |
учебник | ||||||||||||||
Середина урока
4мин
5 мин+3 мин
1 мин
2 мин 1 мин 1 мин
5 мин
7 мин |
Мотивация И. Стратегия «ЗХУ». На первом этапе учащиеся записывают собственные знания по теме урока. На протяжении урока заполняется третья колонка и ответы на поставленные вопросы.
И. Презентация о личности и творчестве О.Сулейменова. Выступление заранее подготовленного учащегося. ФО «Две звезды, одно пожелание» Учитель просит послушать самого Олжаса Сулейменова. Просмотр отрывка из воспоминаний О.Сулейменова. Слушание чтения О.Сулейменовым стихотворения «Вместо пролога»
Учитель : Казахстанского поэта интересовали явления мира живой природы. Защита природы и человека- вот что определяет творческую и общественную деятельность поэта.(Объявляет о целях и задачах по работе со стихотворением «Волчата», показывает на иллюстрации к стихотворению) И. Выразительное чтение стихотворение « Волчата». стр. учебника 105. ФО «Светофор»
Аналитическая работа. Выявление темы и идеи. — Какие ассоциации вызывает слово волк?(с волком в основном связывают разрушительное, вызывающее страх, тревогу, спасение за жизнь) — Какая картина предстала перед человеком в густой лощине? — Как вы думаете, какие мысли и чувства вызвала она у волчатника? — В чем нарисованная поэтом трагедия? Почему не назван в стихотворении ее истинный виновник? — Как вы понимаете слова «вливалась жажда мести»? Кому будут мстить волчата? (Нужно всегда помнить, что волк — хищник, таким его создала природа, и он охотится, чтобы выжить и продолжить свой род. Волки, как и люди, могут испытывать привязанность. Это умные, находчивые. Хитрые и осторожные животные. Они вынуждены нападать на домашний скот, когда голодно зимой и весной) — Какова тема и основная мысль стихотворения? (Человек –вершина природы, но природа –ее подножье. Уничтожая природу, человек неизбежно уничтожает самого себя. Дети природы в борьбе за выживание не жалеют друг – друга. Живите с чувством любви к природе, к людям, к родным местам. Будьте достойными гражданами страны. Вспомните известные вам пословицы, поговорки об этом сером хищнике) — Почему волчатник не тронул волчат? (Известный казахстанский писатель — натуралист Максим Зверев утверждал: » Потомки не простят нам, если мы не протянем руку природе. Ведь теперь не мы просим милости у нее, а природа просит эту милость у нас«. Какое значение имеет, по-вашему, такое понимание природы для современного общества? Каким образом мы должны протянуть руку природе?)
Стратегия «Фишбоун». Стр. учебника 106. Почему волчатник не тронул волчат? Верхние плавники- причина поступка героя. Нижние – доказательство . Хвост- ответ. Прослушивание ответов. ФО. Словесное комментирование ответов учителем.
|
Презентация
Видео материалы по творчеству О.Сулейменова Автор видеопроекта Б. Барысбеков.
Цветные иллюстрации |
||||||||||||||
Конец урока
3 мин. |
Обратная связь. Прием «Расскажи три вещи» : Мы прочитали…Мы хорошо приготовили…. Группа хорошо работала …(Лидер группы).
Рефлексия: Учитель подводит итоги по оцениванию группы
Домашнее задание: Чтение стр. 103-104;заполнить до конца 3 колонку. наизусть «Волчата». |
|||||||||||||||
Дополнительная информация | ||||||||||||||||
Дифференциация. Как вы планируете поддержать учащихся?
Как вы планируете стимулировать способных учащихся |
Оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? | Межпредметные связи, соблюдение СанПиН
ИКТ компетентность Связи с ценностями |
||||||||||||||
Способные учащиеся готовят 1.индивидуально презентацию по творчеству О.Сулейменова,
2. |
В последующем уроке при проверке наизусть стихотворения «Волчата» при чтении дети должны передать идею стиха через выразительное чтение.
|
История, казахская литература, изобразительное искусство,
|
||||||||||||||
Рефлексия
Были ли цели обучения реализованы? Что учащиеся сегодня изучили? На что было направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал (а)? |
Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока.
Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блоков слева |
Да. Цели обучения были реализованы. Обучение было направлено на раскрытие идеи стихотворения «Волчата» чрез применение стратегии «Фишбоун». Запланированная дифференциация Время выдерживалось, урок шел по регламенту. | |
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)? 1. Работа по актуализации урока. 2.Работа по стратегии «Фишбоун.2 Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)? 1.Урок литературы , по-моему мнению, должны быть парными., то есть два часа один за другим проводиться. 2. Презентация выставки книг О.Сулейменова. Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах? 1.В целом ученики 7 А класса более пытливы оказались. 2. Могут сконцентрировать внимание и мысли для достижения лучших результатов.
|