Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Открытый урок по познанию мира в 3 классе «Явления природы. Природные катастрофы.»

Шматыгина Людмила Николаевна,
учитель начальных классов
КГУ Макинская средняя школа № 3
Буландынского района,Акмолинская область,Казахстан

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «явления природы», « природная катастрофа».
Задачи урока:

1.Сформировать и углубить знания учащихся о явлениях природы, о природных катастрофах.

2.Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основе рассуждений, обогащать словарный запас учащихся.

3.Воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру, повышение познавательной активности, учебной мотивации, учить самостоятельно получать знания, учить работать в группе, уважать мнение товарищей.

Тип урока : урок сообщения новых знаний
Методы обучения:  проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Оборудование:

учебник “Познание мира” для 3 класса ( Алматыкітап), словарь Ожегова, презентация «Явления природы», видео «Почему бывает радуга», карточки с изображением времен года,  явлений  природы  для практической работы, для опытов: вата, вода, компьютерные диски.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Психологический настрой.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Пожелаем всем удачи,

И активности в придачу

Мы урок наш начинаем,

Много нового узнаем!

– Я разделила вас на четыре группы.

Давайте вспомним правила работы в группах:

1.Вежливо обращайтесь друг к другу

2.Выслушивайте мнение каждого

3.Не перебивайте говорящего

4.Доказывайте свои версии

  1. В группе ответы даёт каждый

6.Умеешь сам- научи другого

 

2.Актуализация знаний.

— Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о природе. А вот о чем именно, вам предстоит догадаться самим.

Разгадывание ребусов. ( класс разделён на 4 группы, каждая группа вытягивает ребус)

— Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о явлениях природы)

Снег, туман, иней, радуга —  это  явления природы.

  1. Постановка цели и задач урока.

-Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Узнать какие бывают природные явления, как они появляются)

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.

-Как вы думаете, что означает слово «явление».

А) Работа со словарём.

-Найдите значение этого слова в словаре.

Явление — всякое проявление чего-либо, что можно увидеть, обнаружить. (Ожегов).

Б) Составьте кластер:

— Какие явления природы вам известны?

– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.  И мы, каждое утро, выходя из дома должны учитывать все природные явления.

В) Презентация и сообщения учащихся.

Загадки о явлениях природы.

 

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем — не найдем. (Роса.)

 Роса

Рань­ше люди ду­ма­ли, что роса, как и дождь, вы­па­да­ет с неба. Но потом по­ня­ли, что роса – это ка­пель­ки воды об­ра­зо­ван­ные из во­дя­но­го пара, ко­то­рый не успел вы­со­ко под­нять­ся и охла­дил­ся в ноч­ном воз­ду­хе. Роса – это ка­пель­ки воды на ли­стьях рас­те­ний и траве.

На почве, ство­лах де­ре­вьев и дру­гих объ­ек­тах роса не об­ра­зо­вы­ва­ет­ся, по­то­му что они доль­ше со­хра­ня­ют тепло и не осты­ва­ют до той тем­пе­ра­ту­ры, когда во­дя­ной пар пре­вра­ща­ет­ся в ка­пель­ки воды.

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко,

Стало видно далеко. Туман

 

Туман

Часто можно уви­деть, как окон­ные стек­ла в ком­на­те за­по­те­ва­ют. Это зна­чит, что во­дя­ной пар в теп­лом воз­ду­хе ком­на­ты кос­нул­ся хо­лод­но­го стек­ла, сгу­стил­ся и пре­вра­тил­ся в мель­чай­шие ка­пель­ки воды. Так бы­ва­ет не толь­ко в ком­на­те, но и на улице, в при­ро­де.

Летом часто по­яв­ля­ет­ся лег­кая дымка над полем, лугом, рекой или озе­ром.

 

Это уже не во­дя­ной пар, а мель­чай­шие ка­пель­ки воды, об­ра­зо­вав­ши­е­ся из охла­див­ше­го­ся в хо­лод­ном воз­ду­хе пара. Это при­род­ное яв­ле­ние на­зы­ва­ет­ся ту­ма­ном. Если нет ветра, туман может про­ви­сеть всю ночь.

Но когда солн­це про­гре­ва­ет воз­дух или дует сухой теп­лый ветер, туман ис­че­за­ет – ка­пель­ки воды ис­па­ря­ют­ся, пре­вра­ща­ясь в во­дя­ной пар. Ту­ма­ны можно на­блю­дать в любое время года. Мы и сами можем по­участ­во­вать в об­ра­зо­ва­нии ту­ма­на – в хо­лод­ное время года мы вы­ды­ха­ем теп­лый воз­дух, ко­то­рый виден как белое об­лач­ко ту­ма­на  или, от­крыв зимой фор­точ­ку, мы видим белые клубы ту­ма­на, по­то­му что воз­дух в ком­на­те был теп­лым на­сы­щен­ным во­дя­ным паром, ко­то­рый под воз­дей­стви­ем хо­лод­но­го воз­ду­ха улицы быст­ро охла­дил­ся и пре­вра­тил­ся в туман.

Туман

Плыл над озером туман.
Положил себе в карман
Утку он
С утятами,
Бережок с ребятами,
Мокрый луг и рыбака,
Спрятал даже облака.

Стало нам обидно –
Ничего не видно!
             (М. Шаповалов)

 

С неба капает уныло —
Всюду мокро, влажно, сыро.
От него легко укрыться,
Стоит зонтику раскрыться

Дождь

Под воздействием солнечного тепла вода с поверхности озер, рек, морей, океанов и ручьев испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, где мельчайшие водяные капельки собираются в облака и тучи. Водяные капельки столь малы, что парят в воздухе. Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться — капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются — сотни тысяч их образуют одну полновесную каплю. Такие капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю — идет дождь.

Практическая работа

 

Как образуются тучи и осадки.(учитель показывает опыт).

Опыт Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек  ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут капать в блюдце.

Учитель поясняет детям все действия:

— Посмотрите, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки воды не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.

Молнии – это электрические разряды. Температура внутри молнии – 30 000°. Молнии вызывают пожары, гибель людей и животных, нарушают линии электропередач. На Земле ежесекундно возникает 100 молний

Прямое попадание молнии в человека (животное) чаще всего заканчивается трагически. Ежегодно на Земле гибнет от молний около 3000 человек.

Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями.

Молния – это электрический разряд между облаками или между облаком и землёй

Гром – звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии

 

Игра-разминка «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Давайте вместе послушаем, какой он.

Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

Радуга

Солнышко, играя
В капельках дождя,
Радугой сверкает.
В небо уходя,

Связывает вместе
Речки берега
Мостик поднебесный –
Радуга-дуга!

(Л. Громова )

 

— Поднимите руки , кто видел радугу?

-Какое чувство вызывает у вас радуга?

 

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга.

«Райская дуга» называли ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

 

Видеоролик » Как появляется радуга»

 Инсценировка (К.Ушинский “Солнце и радуга”)

Радуга. “Посмотрите на меня – какая я красивая! Какая, я яркая, у меня семь разных цветов. Они переливаются и светятся”.

Автор. Услышало эти речи солнышко и говорит:

Солнышко. “Ты красива – это, правда, но ведь без меня и радуги не бывает”.

Автор. А радуга только смеется, да пуще хвалится.

Радуга. “Нет, я все-таки самая лучшая, самая нарядная, никто со мной не сможет сравниться”.

Автор. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.

– Как вы думаете, правильно вела себя Радуга? Красиво хвалиться друг перед другом?

– О каких явлениях природы говорится в тексте? (О дожде и радуге)

Радуга всегда появляется после дождя, я думаю, что все это знают. Но тут есть еще один секрет. Радуга сверкает не после, а во время дождя, дождь просто идет уже не у нас, а неподалеку от нас.

Солнечный свет кажется нам белым, но в действительности он состоит из световых волн 7 цветов

Практическая работа.

-Ребята, а вы хотели бы посмотреть на радугу именно сейчас.

-Оказывается её можно увидеть и у нас в классе.

-Возьмите компьютерный диск и наведите его на свет.

-Расскажите, что вы видите?

 

Говорю я брату:

— Ох, с неба сыплется горох!

— Вот чудак, — смеется брат,

— Твой горох ведь это … (град.)

 Град

Летом ино­гда вы­па­да­ет град, ко­то­рый может быть очень круп­ным (бы­ва­ют гра­дин­ки раз­ме­ром с ку­ри­ное яйцо).

Если раз­ре­зать по­по­лам круп­ную гра­дин­ку, можно уви­деть, что она со­сто­ит из снега и обо­лоч­ки из несколь­ких слоев льда. Град об­ра­зо­вы­ва­ет­ся в ку­че­во-дож­де­вых об­ла­ках: в верх­нем хо­лод­ном слое по­яви­лись сне­жин­ки, опу­сти­лись ниже, в более теп­лый слой, и ока­за­лись среди ка­пе­лек воды, ко­то­рые по­кры­ли сне­жин­ки, поток воз­ду­ха под­бро­сил этот шарик вверх, где вода за­мерз­ла, об­ра­зо­вав ко­роч­ку льда. Ино­гда поток воз­ду­ха несколь­ко раз под­бра­сы­ва­ет опус­ка­ю­щий­ся шарик, ко­то­рый по­кры­ва­ет­ся сло­я­ми снега и льда – так об­ра­зу­ет­ся круп­ный град.

— Самая большая градина (1кг) выпала в государстве Бангладеш в 1986 году

 

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.

 Снег

Как и дождь, и снег падает из туч. Однако образуется он иначе. Высоко над землей царит сильный холод. Туда поднимаются водяные пары, которые превращаются в крохотные льдинки-кристаллики. Каждый такой крошечный шестиугольный кристаллик растет, пока не превратится в белую пушистую звездочку-снежинку. Снежинки начинают медленно-медленно опускаться на землю. Каж­дая сне­жин­ка уни­каль­на, форма ни­ко­гда не по­вто­ря­ет­ся. Они со­би­ра­ют­ся вме­сте в хло­пья и па­да­ют на землю. Маленькие кристаллы льда, из которых состоит снежинка, отражают свет друг от друга, поэтому снег всегда белого цвета. В мо­роз­ный день можно услы­шать, как скри­пит под но­га­ми снег – это ло­ма­ют­ся под весом иду­ще­го лу­чи­ки сне­жи­нок, а по­сколь­ку их много, слы­шен треск.

Работа в группах. Составить коллаж.

— Мы рассмотрели только несколько явлений природы, а их очень много.

– Какие времена года (сезоны) вы знаете? (Осень, зима, весна, лето)

Все изменения в природе, связанные со сменой сезонов — времен года (весна, лето, осень, зима), называются сезонными явлениями природы.

 

Каждая группа получает ватман,  картинки времён года, карточки с названием явлений природы.

Критерии которыми будем руководствоваться при создании и защите постеров.
1.Выберите иллюстрацию, которая соответствует вашему времени года.
2.Подберите стихотворение к данному времени года.
3.Выберите карточки явлений природы, характерные данному сезону.

Явления природы: снегопад, дождь, листопад, роса, туман, метель, снеготаяние, ледоход, набухание почек, град, гроза, радуга, заморозки, мороз, ледостав, иней, вьюга, буран, гром и молния, половодье, ветер

Работа по учебнику.

— Откройте учебники . Прочитайте текст на странице 40 -41 и ответьте на вопросы:

— Какие природные явления называют катастрофами? Почему?

Огромная морская волна, возникающая в результате прибрежных или морских землетрясений. Они распространяются с огромной скоростью на несколько тысяч километров. В открытом океане они не опасны и представляют собой пологие волны высотой не более 1 метра, однако у берега их высота достигает 30–35 метров. Огромные валы воды обрушиваются на берег и затапливают большие территории, разрушая здания, линии электропередач, мосты, дороги, приводя к гибели людей и животных. (Цунами)

 

Более 200 млн землян живут в опасной близости с этим стихийным явлением. Огромные бедствия принес он людям. Долгое время он может не проявлять себя, стоять покрытый со всех сторон ледниками и снегом. Но неожиданно земля начинает колебаться, так может повторяться несколько раз, причем слышится все время нарастающий гул. Потом все стихает. Через некоторое время слышится гулкий взрыв и над горой вверх на огромную высоту вылетает столб дыма и пепла, который покрывает все на большом расстоянии. Как правило, при близком его действии людям грозит несколько бед – лавовые потоки, пепел и газы. (Извержение вулкана)

 

В наше современное время учеными создаётся различное оборудование, при помощи которого можно предвидеть природное явление и предупредить людей о надвигающейся опасности. Но если стихия приходит неожиданно, то человеку очень трудно противостоять силе природы.

Тест

Если согласны, ставите +,  не согласны –

 

1 Изменения, происходящие в природе, называют явлениями природы? +
2 Некоторые явления природы происходят только в определенное время года? +
3 Сверкает молния, гремит гром- это бывает зимой?
4 После весны идет зима?
5 Люди всегда наблюдали за явлениями природы? +
6 Землетрясение, наводнение, ураган, цунами, смерч – эти явления природы называют катастрофами? +
7 Роса выпадает из облаков?
8 Иней на деревьях можно увидеть зимой? +
9 Ветер — это движение воздуха? +
10 Радуга состоит из 8 цветов?

 

 Рефлексия

Изменения в природе — дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад и т.д. – все это явления природы. Природные явления происходят естественным образом во всех уголках мира. Они бывают обычными для людей, а также разрушительными и невероятными. Необычные и великолепные явления могут поражать воображение, вызывать страх или проходить незаметно для человека. Природа не перестает удивлять нас своим величием и великолепием.

 

— У вас на партах лежат карточки “настроения” – заполните их и если вам понравился  урок , вызвал хорошее настроение, то приклейте солнышко,  а если  вам не всё понравилось и вам грустно, то приклейте тучку.

На уроке я работал                активно / пассивно 

Своей работой на уроке я     доволен / не доволен

Урок для меня показался     коротким / длинным 

За урок я                                 не устал / устал 

Мое настроение                     стало лучше / стало хуже 

Материал урока мне был     понятен / не понятен 

                                                  интересен/ не интересен

 Домашнее задание мне кажется    легким / трудным                                          

 

 

— Спасибо всем за  урок , все ребята молодцы, хорошо поработали.

Скачать


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *