Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Разработка урока «Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Садвокасова Жибек Каримжановна,
учитель русского языка и литературы
КГУ «СОШ №16»
п.Солнечный,Экибастузский район,Павлодарская область,Республика Казахстан

Цель урока  выяснить с учащимися композиционную роль женских образов в романе «Герой нашего времени»;
Критерии оценки -знает имена героинь романа;

-знает композиционную роль героинь в романе;

— умеет сравнить влияние каждой героини  на внутренний мир, характер и поступки  Печорина

Уровень мыслительных знаний Знание, понимание, применение, анализ, синтез
Привитие ценностей

 

создание условий для безопасного и свободного обучения, для  определения развития талантливых и одарённых детей, умения излагать свою точку зрения.
Межпредметная связь Литература – это общественно – гуманитарная наука, связанная с другими науками, такими как:

ü  музыка

 

Предшествующие знания

 

Неоднозначность образа главного героя  произведения  в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — Печорина.
Ход урока
Запланированные этапы урока Виды упражнений, запланированных на урок:  Ресурсы
Начало урока:

(10 минут)

2 минуты

 

3 минуты

 

Выход на тему урока

Целеполагание

5 минут

 

 

Работа с эпиграфом к уроку

 

Значение творчества М.Ю. Лермонтова в мировой классике

1 минута

 

 

Работа в группах

11 минут

 

 

 

 

  Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой на урок.

Ребята, я рада приветствовать в этот солнечный  день, пожелать успехов в работе.  

Стратегия «ДА — НЕТ»

Оценивание – пометки на полях (за каждый правильный ответ)

какие ассоциации у вас вызывает  слово «женщина».

Ребята ассоциируют образ женщины со словом «цветы»

Деление на группы. Для деления класса на группы применяю стратегию «Собери цветок», на обратной стороне цветка – имя героини романа.  Класс выходит на тему урока – называют «Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени»

В классе 24 ученика объединяю в 4 группы по  6  человек.

Ученики выбирают карточки и объединяются в группы.

— какую цель  определим на сегодняшний урок?

Какова композиционная роль женских образов в романе?

 

 

  Женщина — источник радости, силы и вдохновения. Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови».

 

Выставка произведений М.Ю. Лермонтова на всех языках мира. Урок сопровождается музыкальными произведениями на слова  М.Ю. Лермонтова в исполнении Анны Герман, Аврама Руссо,Blud.

 

Задание 1 группе.

Печорин и Бэла.

1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой  на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?

2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? По­чему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?

3. Какова роль образа Бэлы  в понимании характера Печорина?

Задание 2 группе.

Словарная работа Ундина

1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и  как это характеризует его самого?

2. Перечитайте сцену в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?

3. Какова композиционная роль ее образа?

 

Задание 3 группе

Печорин и Мери

1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?

2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?

3. Каков композиционный смысл образа Мери?

 

Задание 4 группе.

Печорин и Вера

1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи  от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как охарактеризовать их чувства друг к другу?

2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке?

3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

 

 

Задают вопросы учителю, учитель отвечает: «Да» или «Нет» , выходят на слово «женщина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст произведения,

учебник стр. 194-196

 

 

 

 

Мифологический словарь,

текст произведения

учебник стр. 196-197

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст произведения,

учебник стр. 197- 200

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст произведения, учебник стр. 200-203

 

Выступления групп

12 минут

ФО. Взаимооценивание работ  стратегия «Аплодисменты». Выступления групп, участвуют все члены группы. На каждое выступление -3 минуты  
Конец урока

(6 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвожу итог урока

Инсценирование.

Диалог Печорина и Бэлы (Настя и Дияр)

 

Тестирование

1. Кто рассказывает историю Бэлы?

а) Печорин;

б) автор;

в) сама героиня;

г) Максим Максимыч.

 

2. Как сложилась судьба Бэлы?

а) её увёз Казбич;

б) она осталась с Печориным;

в) она вернулась к своим родным;

г) она умерла.

 

3. Куда пригласила ундина Печорина на свидание?

а) в дом старухи;

б) на берег моря;

в) в трактир;

г) в сосновый бор.

 

4. Чем закончилось свидание Печорина и ундины?

а) Печорин не пошёл на него;

б) ундина чуть не утопила Печорина;

в) ундина попросила Печорина ничего не говорить уряднику;

г) она назначила вторую встречу.

 

5. Чей это портрет?

«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала»

а) Вера;

б) Бэла;

в) Княжна Мэри;

г) Княгиня Лиговская.

 

 

 

Оценивание. Подсчитывают заработанные пометки, аплодисменты, тест проверяют по ключу и оценивают в группе.

 

Домашнее задание. Напишите эссе «Женщины… —  портрет моей героини »

Рефлексия работы в группе: в начале урока учащиеся получили по две карточки-зелёную и красную. Зелёная означает положительный результат, красная – отрицательный.

 

При выходе из класса учащиеся помещают каточки в кармашек с вопросами:

 

– в группе сохранилось единство и партнерские отношения?

– единство группы в ходе работы было нарушено?

 

 

 

Слайд 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Задание 1 группе.  

Печорин и Бэла.

  1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой  на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
  2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? По­чему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
  3. Какова роль образа Бэлы  в понимании характера Печорина?

Задание 2 группе .

Словарная работа Ундина

  1. 1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и  как это характеризует его самого?
  2. Перечитайте сцену в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?
  3. Какова композиционная роль ее образа?

 

Задание 3 группе

Печорин и Мери

  1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?
  2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?
  3. Каков композиционный смысл образа Мери?

 

Задание 4 группе.

Печорин и Вера

  1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи  от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как охарактеризовать их чувства друг к другу?
  2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке?
  3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

Скачать

Поделиться ссылкой:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *