Что мы слышим и произносим? Звуки речи. Написание элемента плавная линия с закруглением
Казахстан, Северо-Казахстанская область, район им. Габита Мусрепова, с. Дружба
КГУ «Дружбинская средняя школа»
учитель начальных классов
Теняева Наталья Борисовна
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | 1.1.5.1.Использовать речевой этикет в разных ситуациях общения.
1.1.9.1 Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие). 1.2.5.1 Формулировать вопросы к иллюстрациям/тексту (с помощью учителя), отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. 1.3.4.1 Передавать информацию из прослушанных/прочитанных текстов при помощи рисунка, схемы, знаков с помощью учителя. |
|||||||||||
Развитие навыков: | 1.5 Участие в различных ситуациях общения с соблюдением речевых норм.
1.9 Ориентирование в звуковой форме слова. 2.5 Формулирование вопросов и ответов. 3.4 Изложение содержания прослушанного/прочитанного материала. |
|||||||||||
Критерии оценивания | Все учащиеся смогут:
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Наблюдать, какие неречевые звуки нас окружают. Практически различать речевые и неречевые звуки. Делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим». Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свою работу на уроке. |
|||||||||||
Большинство учащихся будут уметь:
Слушать, различать и воспроизводить некоторые неречевые звуки. Приводить примеры неречевых звуков. |
||||||||||||
Некоторые учащиеся смогут:
Проводить сравнение речевых и неречевых звуков, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку). |
||||||||||||
Языковая цель | Трехъязычие: дыбыс, звук, sound.
Основные термины и словосочетания: Речь, речевые и неречевые звуки. Используемый язык для диалога/письма на уроке: Вопросы для обсуждения: Почему мы не понимаем животных? Как правильно разговаривать по телефону? |
|||||||||||
Предыдущее обучение | Речь устная и письменная, предложение, знаки препинания в предложении, схема предложения, слово, слоги, ударение. | |||||||||||
План | ||||||||||||
Планируемые сроки | Планируемые действия | Ресурсы | ||||||||||
0-2 мин | 1.Создание колаборативной среды.
— Сэлеметсiз бе, здравствуйте, good morning! Послушай, как щебечут птицы, Послушай, как поет волна, Как дождь в твое окно стучится, Повсюду музыка слышна… . Включение аудиозаписи «Звуки леса». — Прислушайтесь. Какие звуки вы слышите вокруг себя? — Произнесите эти звуки. — Кто и что произносят разные звуки в лесу? Звуки леса выделяй, Их скорее называй. Чьи звуки вы услышали? (Ответы детей) |
Аудиозапись «Звуки леса».
|
||||||||||
2-5мин | 1.Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
— Нас окружают разные звуки, их издают живые существа и неживые предметы. (Д, К) — Какими звуковичками полон лес? Послушаем, как полетел первый звуковичок: Ж-Ж-Ж! Кто это? (Жук) А вот и другой: 3-3-3! Да это … Правильно, комарик! Это его звуковичок. А кто это стрекочет в траве? Ц-Ц-Ц! Догадались, чей это звуковичок? Правильно, это стрекочет кузнечик. (Дети выбирают картинки животных и вывешивают на доску.) Упражнение в произношении, интонировании отдельных звуков. -Попробуйте соединить звуки лесных обитателей в одну песенку. (Учащиеся изображают жужжание жука, писк комара, стрекотание кузнечика: жжж-ззз-ццц.) — Тысячи разных звуков окружают человека. Чем они различаются? Об этом мы с вами поговорим на сегодняшнем уроке. -Запишем тему нашего урока с помощью схемы, которой мы обозначаем предложение. (Составляют схему предложения на доске.) Мир полон звуков. |
Картинки : жук, комар, змея. | ||||||||||
6-15 мин | Работа над новой темой.
(К) — А сейчас мы превращаемся в музыкантов. Музыкальные инструменты тоже разговаривают, издают звуки. Давайте поиграем в игру «Что звучит?» (Домбра, фортепиано, скрипка) (Э, П) Творческое задание. Учебно-ролевая игра «Мы котята» (развивается воображение, креативное мышление, коммуникативные умения). — Представьте, что пришла сказочная фея и превратила вас всех в очень симпатичных котят. — Как же котята будут между собой разговаривать? Покажите. (Инсценирование в парах) — Ребята, а мы с вами поняли, о чем говорили котята? (Делается вывод: не можем понять, о чем «говорят» животные, язык животных нам не понятен.) (Э) — Теперь превращаемся в исследователей. Люди отличаются от животных тем, что они разговаривают. Вы узнаете голоса знакомых людей. Давайте поиграем в игру «Узнай меня». Все ребята закрывают глаза. Учитель тихо подходит к одному из учеников, дотрагивается до плеча. Этот ученик говорит: «Узнай меня». Ребята угадывают, кто говорил. Учитель подводит к мысли о том, что звуки, произносимые людьми, нам понятны. Их называют «звуки речи». Вывод. Звуки речи — это те звуки, которые произносит человек, они складываются в слова, и мы понимаем смысл этих слов. А из слов можно составить предложение. — Почему мы не понимаем животных? (Они пользуются другими звуками, не похожими на речевые.) — Если звуки речи человека называются «речевые», то звуки, которые издают петух, собака, дождь, машина…? (Неречевые) — Какие новые слова мы сейчас для себя открыли? (речевые и неречевые звуки) Работа по учебнику (К) Задания № 1, 2. Ученики слушают стихотворение, разглядывают иллюстрации и перечисляют речевые и неречевые звуки, которые они знают. (К) Задание № 3. Обучение использованию слов речевого этикета в ситуации общения. — Подумайте, о чем могут говорить дети по телефону друг с другом. Помните, что культурный и воспитанный человек обязательно должен знать, как правильно говорить по телефону. Давайте вместе сформулируем правила разговора по телефону. Правила: 1. Начать разговор по телефону нужно обязательно с приветствия. Разумно будет спросить, могут ли с тобой сейчас поговорить, и не отвлекаешь ли ты своим звонком собеседника от дел. 2. Быть вежливым. Не затягивать телефонные разговоры. 3. Неприлично звонить до 8 утра и после 9 вечера. (П) Творческое задание для развития диалогической речи учащихся. Учебно-ролевая игра «Разговор по телефону». Дифференцированное задание: в паре работают девочка и мальчик. Инсценирование ситуации общения с соблюдением речевых норм. Дети вместе с учителем делают вывод: Звуки мы слышим и произносим. Из звуков состоят слоги и слова нашей речи. Звуки нельзя увидеть, их только слышим и произносим |
Фонограмма с записями звучания музыкальных инструментов
Учебник |
||||||||||
16-20
мин |
(И) Работа в прописи.
Задание № 1. Рассматривание картинки в прописи. Учитель читает текст, подходящий к картинке. -Раскрасьте и дорисуйте предметы, которые могут издавать звуки. Задание № 2. Написание элемента «плавная линия с закруглением внизу». |
Пропись | ||||||||||
21-22 мин | Интерактивная физминутка.
Если звук тихий — хлопаем, если громкий — топаем: Тиканье часов, шум проезжающей машины, стук молотка, шелест листьев, голоса детей на перемене. — А как надо себя вести на перемене? |
Фонограмма с записями звуков окружающего мира. | ||||||||||
23-28 мин | Работа по учебнику.
Задание № 4. Рассмотрев картинки и ответив на вопросы, дети еще раз объясняют друг другу, какие бывают звуки. (Г) Задание № 5. Самостоятельная работа. Читающий ребенок в группе задает вопрос ученикам. Дети подбирают нужный предмет, который издает заданный звук. Учитель организует работу с правилом. (К) Творческое задание. Игра «Мы поэты — сочиняем стихи». Учитель читает стихотворение «Разные звуки». Дети добавляют звуки окружающего мира. Где-то собаки рычали:- Р-р-р! Змеи в лесу шипели: — Шшш! В стойле коровы мычали: -Мммуу! А комары все пели: — Ззз! В комнате мухи жужжали: — Жжж! Мимо машины бежали: — Тррр! Непоседа мячик днем и ночью: — Пам! Успокоиться не хочет: — Пам! Гудели от ветра все провода: — Зззнь! Капала в кухне из крана вода: -Динь! Куклы кашляют в постели. Днем мороженое ели! — Кхх! Кхх! Перекликались в ночи поезда: — УУУ! УУУ! Листья на ветру шумели: — Тсс\ -Понравилось ли вам стихотворение, которое мы с вами сами сочинили? — Как называются звуки, которые вы добавили в стихотворение? (Неречевые звуки) Используя правило, дети рассказывают, какие бывают звуки. Речевые звуки — это звуки, которые произносит человек. Все остальные звуки — неречевые. Трехъязычие: дыбыс, звук, sound. |
Учебник | ||||||||||
28-29 мин | (Д, К) Пальчиковая гимнастика. Шарик.
(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинают их медленно разводить.) Надуваем быстро шарик. (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом — шарик надут.) Он становится большой. (Соприкасают ладошки друг с другом полностью.) Вдруг шар лопнул, воздух вышел — (Смыкают вместе пальчики.) Стал он тонкий и худой! Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки. Ну, а теперь мы от Земли отталкиваем тучки. (Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, поднимают вверх и тянутся как можно выше.) |
|||||||||||
30-33 мин | Работа в прописи. Работа со схемами.
(И) Задание № 3. — Дорисуйте недостающие части у предметов и объясните, какие звуки они издают. (П) Составление схем к словам. Раскрасить слоников. |
Пропись,
цветные карандаши |
||||||||||
33-35 мин | Итог урока. Рефлексия.
Сегодня изучали мир вокруг. Конечно, ты запомнил, милый друг! Звуки мы слышим и произносим, Но увидеть их не можем. — Дети, о чем мы сегодня говорили на уроке? Какие бывают звуки? Оценивание «Большой палец вверх». -Оцените, как вы работали на уроке. Ученики поднимают большие пальцы вверх, боком или опускают вниз, чтобы указать собственное восприятие своих достижений. *Большой палец вверх — уверены, что достигли ожидаемого. *Большой палец боком — достигли в некоторой степени, но могли больше. *Большой палец вниз — незначительный прогресс к достижению. |
|||||||||||
Дополнительная информация | ||||||||||||
Дифференциация. | Оценивание. | Межпредметные связи
|
||||||||||
Творческое задание. Учебно-ролевая игра «Разговор по телефону».
Дифференцированное задание: в паре работают девочка и мальчик. (Инсценирование) |
Учитель наблюдает за работой учеников в течение урока.
Задавая вопросы по ходу урока. Просматривая работы учащихся в тетради (задания). Анализируя результаты ученической рефлексии. (Ступеньки успеха. Если урок усвоен, все понятно, все понравилось — ребенок рисует человечка на высокой ступеньке, если встретились трудности, то на ступеньках ниже.) «Большой палец вверх». |
— познание
— самопознание
|
||||||||||
Рефлексия для учителя:
|
||||||||||||
Важные вопросы по уроку: | Комментарии по проведенному уроку: | |||||||||||
Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения) | ||||||||||||
Какие два момента были наиболее успешны? | ||||||||||||
Какие два момента улучшили урок? | ||||||||||||
Что я узнал из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке? | ||||||||||||