Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Депортация народов в Казахстан

Казахстан, Акмолинская область, Буландынский район, с. Воробьевка

КГУ «Воробьёвская ОШ»

Учитель истории

Адамович Николай Сергеевич

Цель урока:  Определить причины многонациональности Казахстана и дальнейшую судьбу депортированных народов в Казахстане.
 Ожидаемый результатУчащиеся работают в группах, смогут раскрыть содержание исторических документов, презентовать и делать выводы.
 Деятельность учителяДеятельность обучающихсянаглядности
5 мин.

 

 

Психологический настрой

I.                   Организационный момент. Приветствует учеников, учителей.

 

Здравствуйте ребята. Сегодня наш урок не совсем обычный а с гостями, давайте их поприветствуем. (Ребята поворачиваются к гостям).

А теперь я попрошу вас выйти всех к доске и мы проведём небольшую разминку.  Так как мы с вами незнакомы давайте представимся друг другу. Для этого встаньте в круг и сейчас каждый из вас возьмёт листочек с пожеланием. А теперь образовали два круга. Теперь каждый будет читать своё пожелание соседу напротив и затем передаст. Я начинаю. Меня зовут Николай Сергеевич я желаю вам …. Успехов на уроке. Я пожелаю всем вам отличных оценок и хорошего настроения на уроке. А теперь мы разделимся на пять групп. У каждого на листочке есть номер группы. Пожалуйста садимся в свои группы.

 

«Подарок». Учащимся предлагается взять бумажку с пожеланием. Далее учащиеся становятся в круг и называя имя дарящему и читают вслух пожелание. На листочках написаны номера групп. Дальше ученикам предлагается распределиться по группам. На столах лежат номера групп.

Ребята для работы на уроке мы будем с вами использовать алгоритм оценивания работы в группе на протяжении всего урока и алгоритм оценивания выступления группы.

 

 

 

 

Ученики выходят к доске и начинают делать подарки друг другу.

 

 

 
5 мин.

 

 

 

 

5 мин

Сейчас ребята перед изучением новой темы мы вспомним что изучили раньше. Для этого я предлагаю вам тест. На столе у каждой группы лежат тесты. Задание выполяют все индивидуально. Подпишите свои работы. Время на выполнение пять минут.

А теперь давайте проверим ваши работы. Смотрим ответы и отмечаем правильные. Подсчитали все свои ответы и на листочках у вас есть критерии оценивания. Поставили себе оценку на листочке и отметили на рисунке с рукой свою оценку стикером. Красный стикер – 5,  синий стикер – 4 , жёлтый – 3

 

II.                Проверка домашней работы.

Тест 10 вопросов тема: ВОВ

Индивидуально

Молодцы кто справился на пять и четыре. Тем кто ответил на три рекомендую повторить ранее пройденный материал дома.

А теперь ребята чтобы определить тему нашего урока я предлагаю вам выполнить несколько заданий.

Следующее задание для групп на скорость и правильность выполнения.

 

Для тоталитарной политический  системы   характерны определенные черты.

Задание №1

I.Выберите из предложенного перечня черты тоталитарной системы:

1.      Насильственное установление однопартийной системы

2.      Сращивание государственного и партийного аппарата

3.      Свобода слова

4.      .Ликвидация системы разделения власти

5.      Многопартийная система

6.      Унификация общественной жизни

7.       Культ личность вождя

8.      Свобода совести

9.      Массовые репрессии и депортация народа

10.              Равенство всех народов

11.              Отсутствие  гражданских прав и свобод

Сколько ребята у вас вышло правильных ответов?.

Мои слова.

Тоталитарная система, утвердившаяся в стране в 30 годы, достигла своего апогея в 40-50 годы. Ей в полной мере были присущи отрицательные явления, как подавление свободы человека, игнорирование его прав, нарушение закона.

Назовите мне слова, которые наиболее полно  характеризуют тоталитарный режим. (учащиеся называют эти слова)

Группы отвечают. Озвучивание ответов – проверка. Отметили каждый себя в графе оценивание соответствующим знаком

Задание №2 Вы назвали слова, теперь соотнесите

термины и их определение: одно на каждую группу

1.Геноцид                    1.  Противоправная, разведывательная деятельность

2.Депортация       2. Термин римского права предполагаемый объявление             лица вне       закона    и подлежащего уничтожению

3.Враг народа        3. Действия совершаемые с намерением полностью или    частично  уничтожить какую либо национальную, этническую группу

4.Шпионаж                    4. Принудительная высылка лица или целой категории лиц в другую местность, обычно под контролем

5.Вредительство    5. Идеология, суть которой заключается  в проповеди национального превосходства одной нации над другой

 

6.Национал-шовинизм.     6.Активно, и в то же время ,проводимые саботаж, против  некоего дела

Проверка на слайде.

Мои слова.

 

Территория Казахстана превратилась в огромный лагерь. Многие промышленные предприятия обеспечивались рабочей силой только за счёт осужденных, их подневольного труда. Через лагеря Казахстана прошли сотни тысяч заключённых. Был составлен  специальный справочник «Справочник  по ГУЛАГУ».

На личных делах репрессированных  были написаны эти буквы, которые в дальнейшем определяли их судьбу.

И тема нашего сегодняшнего урока будет…. Как вы думаете?

Озвучивание темы

 

Ученики отвечают на вопросы

Самопроверка.

Затем учащиеся в каждой группе отмечают на листе стикерами свои оценки.

 
20 мин.

 

 

 

 

 

 

(Просмотр видеоролика очевидцев

5 минут

 

Чтение и обсузждение в группах 10 минут

 

5 минут выступление)

 

 

 

III.             Актуализация знаний 

-Прочтите тему урока?

-Как вы понимаете это понятие?

-Как этот процесс связан с историей Казахстана?

-Как связан этот процесс с современным многонациональным составом Казахстана?

 

-Что, по вашему мнению, вы должны знать в конце урока?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: «Является ли исторической закономерностью — современный многонациональный состав Казахстана?

Открываем тетради и записываем тему урока.

Начало 30-х гг. — одна из самых страшных страниц в истории нашей республики. Последствия голода еще долгие годы будут сказываться на демографической структуре казахстанского и прежде всего казахского населения. Численность казахского народа на уровне 1926 г. восстановилась, по подсчетам казахстанских демографов, лишь к концу 1966 г. Демографическая катастрофа начала 30-х гг. коренным образом изменила этнодемографическую ситуацию в Казахстане и на долгие годы превратила казахов в этническое меньшинство на своей исторической территории. В годы правления И.В. Сталина репрессии коснулись полностью или частично более 60 народов и этнических групп. Их общая численность составляла более 3,5 млн.чел. Чем были вызваны репрессии в отношении многих народов СССР в годы правления И.В.Сталина? Почему большая часть репрессий пришлась именно на период BOB. Начнем с того, что выясним, что репрессии в отношении народов принято называть понятием “депортация”

 

Запись в тетради определение.

 

«Депортация –(от лат.-вывоз) – принудительное перемещение лица, группы лиц или народа за пределы государства или определенного региона; высылка, изгнание. (Записать в тетради.)

Трагедию переселенческой политики сталинизма первыми испытали на себе корейцы. Формальное обвинение: возможность представителей корейского народа выполнять роль лазутчиков японской армии. Опыт этот удался. Внутри страны шли мощные волны репрессий, так что некому было заступиться. Переселенцев 1935 г. ждала тяжелейшая судьба. Они практически отдельными семьями попадали в интернациональную среду, растворялись в ней и теряли самобытность. Часть из них попала в Казахстан. В 1920-1950 гг.

Насильственное изгнание населения из родных мест стало составной частью политики Сталина.

Всего в СССР в годы массовых репрессий было депортировано более 3 млн. человек. Местами их спецпоселений стали районы Севера, Сибири, Урала, Средней Азии и Казахстана. Но территория Казахстана оказалась наиболее заселенной спецпоселенцами и в данном случае она была сравнима только с Сибирью. В докладе Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева на IV сессии Ассамблеи народов Казахстана названа цифра 1 млн. 200 тыс. депортированных. Так, в Казахстан было насильственно переселено и размещено 38% немцев, 83% чеченцев и ингушей, 59% корейцев, 58% карачаевцев, 55% балкарцев, 76% греков, 62% курдов и др. Депортированных вселяли практически во все области Казахстана, при этом соблюдалась следующая установка НКВД: “Неблагонадежные народы”, согласно секретным распоряжениям, предписывалось “не селить в приграничные районы с целью исключения возможных контактов с агентами зарубежных разведок”; “селить в местах, удаленных от железной дороги, для предупреждения возможных побегов”; “селить компактными группами для организации контроля”. Спецпоселенцы должны были систематически отмечаться в комендатурах.

 

Физминутка

 

Движения учащихся на с ответами на вопросы

Учащиеся

Работа с учебником.

Все читают параграф.

 

народы Кавказа –С  начала 1944г. На  восток  нескончаемым  потоком  потянулись  поезда, заполненными  гражданскими  людьми. Около  миллиона  человек  , веками  проживавших  на  Кавказе  отправлялись  в восточные  районы  страны. Все  они  официально  назывались  «переселенцами». Люди  старшего  поколения  без  содрогания    не  могут  вспомнить  февраль 1944года, когда  около  миллиона  чеченцев, ингущей, балкарцев  были  выселены  с  родных земель. Прощаются с родной землёй старики, губы шепчут слова молитвы. Велик Аллах! Плачут женщины, одни дети радуются — их покатают на машине, а другие недоумевают и жмутся к взрослым… Для перевозки к местам нового поселения народов Северного Кавказа и Крыма потребовалось 40200 вагонов. Каковы были причины насильственного переселения народов? Вопрос этот далеко не так прост, как может показаться с первого взгляда. Официально против депортированных народов было выдвинуто обвинение в сотрудничестве их подавляющего большинства с врагом, гитлеровской армией и немецкими оккупационными властями. Это обвинение в предательстве целого народа было абсолютно несправедливым. Оно глубоко безнравственно, так как нельзя распространять обвинения в измене на всех поголовно, включая грудных младенцев, женщин и немощных стариков. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а на части её территории создан Грозненский округ в составе Ставропольского края, позднее преобразованный в Грозненскую область. Подавляющее большинство чеченцев и ингушей оказались в Казахстане и Киргизии. В результате этнической депортации народов Северного Кавказа (с ноября 1943 по июнь 1944 г.), родные места покинули около 800 тыс. человек. Самым тяжёлым для спецпоселенцев были первые годы их оседлой жизни на новом месте. Голод и болезни обрушились на них, унося в могилы тысячи и тысячи людей. Спецпоселенцы утратили не только свой кров и имущество, но и основные гражданские права, гарантированные Конституцией СССР. Их лишили также права на образование. Они не могли читать, издавать, получать литературу и периодическую печать на своём на родном языке. Их духовная жизнь замерла. Жёсткий режим спецпоселения сковывал по рукам и ногам.26 ноября 1948 году, спустя четыре года после депортации, был издан Указ Верховного Совета СССР, ( не был опубликован), в котором объяснялось, что все эти народы высланы навечно, без права возвращения на прежние места жительства. Не все спецпоселенцы смирялись со своим унизительным положением. Некоторые пытались протестовать, иные бежать, стремясь добраться до родных гнёзд и укрыться в горах; их ловили, сажали в лагеря, они снова бежали. Смерть Сталина в марте 1953 г. и устранение Берии в июле того же года  сказались на положении спецпереселенцев лишь спустя год. Власть проявила неслыханную до того гуманность. Она разрешила снять с учёта спецпереселенцев детей в возрасте 10 лет включительно. После смерти Сталина началось постепенное возвращение депортированных народов на прежние земли. И тогда давние обиды обернулись острыми конфликтами: как строить отношения с теми, кто поселился на «очищенном» месте? Эта проблема до сих пор не нашла решительного решения. ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ.

 

 

корейцы –21 августа 1937 года Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) приняли совместное постановление (№ 1428-326 сс.) «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края». В нем предусматривалось «в целях пресечения проникновения японского шпионажа в край» всех корейцев переселить в Южно-Казахстанскую область, в район Аральского моря и Балхаша и в Узбекскую ССР. Так корейцы, бежавшие в Россию от японского колониализма, были объявлены их же шпионами, которых репрессировали в массовом порядке, то есть по принципу коллективной ответственности за принадлежность к этнической группе. И трагическая вереница из десятков эшелонов с корейцами растянулась на тысячи километров — от Владивостока до Ташкента. Места выселения оцепили заслонотрядами, корейцев репрессировали не только в местах выселения и в дороге, но и по прибытии в места назначения. Везли их в товарных, предназначенных для перевозки скота вагонах, они гибли и от репрессий, и от несчастных случаев. Уже в пути начинались массовые заболевания, особенно свирепствовала корь среди детей, «которая ввиду тяжелых условий дала до 60% смертности»14. Выселенные в Казахстан пережили два этапа переселения. Первый — с 21 августа 1937 года по 3 марта 1938 года, когда их перевозили в республику и размещали на временное пребывание, так как наступила зима. Весной 1938 года начался второй этап, то есть переселение в места их предстоящего постоянного жительства. Всего в Казахстан тогда депортировали 20 789 семей, 98 454 человека. Переселенцы находились в очень тяжелых условиях. Они жили в землянках, клубах, складах, недействующих мечетях, а также в сараях, конюшнях, свинарниках, познали холод, голод и тяжелейшие болезни: тиф, корь, дизентерию, дифтерию, цингу. Но, несмотря ни на что, корейцы стойко перенесли эти испытания. Неоценимой стала братская помощь и поддержка, оказанная им казахским народом. Только корейцы стали приживаться на новой родине — началась Великая Отечественная война. Репрессированному народу не доверили оружие, а призывали в рабочие колонны, известные как трудовая армия. Тысячи корейцев вместе с другими «неблагонадежными» народами, военнопленными. Закончилась Великая Отечественная война, но это не облегчило жизнь корейской диаспоре, которая стала орудием СССР в его дальневосточной политике. Уже в январе 1946 года по распоряжению ЦК ВКП (б) в Казахстане развернулась активная работа по подготовке и отправке корейцев на север Корейского полуострова для создания там социалистического государства — КНДР

Немцы

В истории российских немцев дата 28 августа 1941 года отмечена как одна из самых трагичных дат. Каждый год вот уже на протяжении 65 лет мы вспоминаем тех, кому пришлось испытать на себе ужасы депортации и труд армии. Принятый в этот день Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» в один день сделал всех представителей немецкого меньшинства «врагами народа». Несмотря на то, что искоренению подвергся фактически целый народ, историю этого народа уничтожить невозможно. Проблема депортации немцев, как и других народов, относилась долгое время к числу «закрытых» тем, и это одна из самых главных причин ее слабого изучения.. Стремясь скрыть тайну преступления, совершенного против целого народа, немцев сознательно вычеркивали из истории страны, тем самым снимая вопрос о его будущем. Проблема депортации немцев в Советском Союзе, включающая в себя не только их насильственное выселение в 1941г., но и мобилизацию в т.н. «трудовую армию», репатриация из Германии, жизнь в условиях спец поселения. Существенную роль в распространении мифа о «немцах – врагах и предателях» сыграли факторы психологического порядка. Огромный накал эмоций в условиях громадного напряжения и первых неудач на фронтах, наложенный на психологию враждебности, имеющую глубокие исторические корни, сыграл решающую роль. В сложившихся тогда условиях единственным выходом была определена не эвакуация, а депортация немцев с присущими ей грубыми формами и методами уже на первых этапах организации переселения. При проведении операции не могли быть соблюдены ни временные рамки, ни условия обеспечения транспортом, продовольствием и медицинским обслуживанием. Единственное, что всегда соответствовало инструкции – это наличие конвойных отрядов и спецагентуры, вербовавшейся из среды самих немцев. Людей отрывали от родных мест, они оставляли дома, сады, скот, которые оставались бесхозными. Обстановку накаляла безызвестность. Власти не объясняли ни причины, ни характера выселения, ни дальнейшую судьбу. Кто-то наивно верил, что это лишь эвакуация на время, и что после окончания войны все вернется на свои места. Большинство же страшилось дальнейших событий. Люди не могли поверить в реальность происходящего. В первые месяцы после депортации немцы-с/п практически оказались брошенными на произвол судьбы, и если большая часть их выжила, то в первую очередь, благодаря собственному труду и помощи местных жителей (русских, украинцев, казахов). Гигантская система «трудовых лагерей» просуществовала до 1946 года. Через эту систему прошло 600 тысяч немцев – мужчин и женщин. Не осталось ни одной немецкой семьи, которой бы эта система не коснулась. Была своя «трудовая армия» и на территории ВКО в Риддере, в г.Лениногорске. Так, в целом, выглядел один из самых сложных периодов в жизни депортированного народа. Жизнь в условиях режима спецпоселения в 1945 – начале 50-х годов.

уч-ся в группах заполняют таблицы по 2-3 предложения в ходе чтении и просмотра видеоролика.

НародМеста расселенияПричины депортацииУсловия жизни
    

Просмотр видеоролика

 

Обсуждение по 2 минуты.

Учитель: Взаимоотношение местного населения с депортированными народами развивалось от начальной настороженности к последующему состраданию, дружбе и помощи.

 

 

1 группа – белая шляпа

Цифры и факты

 

2 группа красная – эмоции передать
3 группа –зелёная что было позитивного передать

 

4 шляпа –фиолетовая критика минусы

 

5 шляпа –розовая поиска альтернатив и внесения изменений

 

Ребята на столах у вас лежат листы оценивания групп. Оцените выступление групп по данным критериям.

Выступление учащихся. Техника формативного оценивания «Две звезды и желание» Обратная связь. Рекомендации.

 

 

5 мин.IV.             Закрепление урока.

Групповая работа. Учащиеся в группах делают вывод об историческом значении депортации

 

Вернемся к проблемному вопросы и ответим на него в качестве вывода. Прием «Фишбоун»

 

Сообщение учителя о национальном составе Казахстана, нашего района.

 

 

В современном Казахстане проживают представители более 130 этносов, которые составляют единый казахстанский народ. Консолидации этого народа способствуют исторически сложившиеся добрососедские отношения, которые служат основой для национальной политики современного независимого Казахстана. По этому поводу Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым была выдвинута идея единства и согласия казахстанцев: «У казахстанского народа, выдержавшего испытание временем, богатая и сложная история. Сегодня она должна помочь всем народам, живущим в Казахстане, лучше понять корни нашего единства и исключить любые исторические упреки, либо заглядывая в прошлое, нужно видеть будущее» Так, трагическая история депортации народов позволила стать одной из основ консолидации многонационального казахстанского общества. Но такова наша история. И если бы не она, мы не жили бы сейчас в таком  многонациональном   государстве, где мирно сосуществуют около 130 наций и народностей, где есть прекрасная возможность всем национальным культурам взаимодействовать и перенимать друг у друга всё самое лучшее, тем самым обогащаясь.

 

 

Ученики обсуждают между собой, отвечают на вопросы своих одноклассников. 
3 мин.V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»

— Что тебе понравилось на уроке?

— Что не понравилось?

— Насколько трудным был урок?

Чему мы сегодня научились

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Оценивают свою работу пишут телеграммы.от группы 

 

стикеры

 2 мин.V.                Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

VI.             А итог нашего урока я хотел бы узнать с помощью сигнальных карточек. Зелёный цвет означает – я понял. Жёлтый сомневаюсь. Красный не понял.

Обратная связь. Ваши работы на уроке я передам учителю и затем вы получите оценки.

Спасибо всем за урок.

Записывают домашнюю работу в дневниках. 

 

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *