Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Дидактические игры на уроках русского языка в начальных классах

Казахстан, Акмолинская область, Жаркаинский район, с. Зерноградское
Зерноградская основная школа
Учитель начальных классов
Виноградова Людмила Михайловна

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра.

Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка.

При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет.   Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное — стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку.  И, конечно же, дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес.  Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма.   Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать занимательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.

Игры:

  1. «Выбери три слова». (Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку).

Цель: проследить за формированием орфографического навыка с учётом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое учащихся берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму. I    рыбка        вьюга         чулок         II          подъезд      склад          ворона

дубки         варенье      чучело       съемка        град ворота

гриб ручьи         чум   подъем       клад воробей

II . Игра « Почтальон»

Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили: огород     парк море           школа        столовая          зоопарк

гря-ки        доро-ки      пло-цы       кни-ки        хле-цы       кле-ка

кали-ка      бере-ки      фла-ки        обло-ки      пиро-ки      марты-ка

реди-ка      ду-ки          ло-ки          тетра-ка     сли-ки        тра-ка

морко-ка    ли-ки          остро-ки    промока-ка         голу-цы     реше-ка

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

III . Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой — отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. жыил     ански          кьоинк

лыжи          санки          коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

  1. Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Игровые приемы.

  1. Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных. МАК       РОМАШКА        РОЗА          ЛУК

КОШКА    СОБАКА   ВОРОБЕЙ          КОРОВА

БЕРЕЗА     ДУБ МАЛИНА ОСИНА

КОРОВА   ЛИСА        ВОЛК        МЕДВЕДЬ

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

  1. Детям очень нравятся такие задания, как:

Заменить словосочетания одним словом:

— промежуток времени в 60 минут,

— военнослужащий, стоящий на посту,

— ребенок, любящий сладкое,

— очень смешной фильм.

Распредели слова на две группы.

Найди родственные слова. Выдели корень.

Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть ………….

Однажды они пошли ………….

Вдруг из кустов……………..

Потом ребята долго вспоминали как……..

Составь рассказ по опорным словам:

зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *